|
Семиотика дуализма в произведениях Бориса Акунина
К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №2 - 2006
Автор: Левина Т.В.
Обращаясь к анализу некоторых произведений
современного нам писателя-беллетриста Б. Акунина, хотелось бы отметить, что,
несмотря на то, что его творчество вызывает самые резкие по положительным и
отрицательным оттенкам высказывания, тем не менее, серьезного филологического и
литературно-критического анализа его произведений, к сожалению, нет. Изучение
критических высказываний в адрес литературных циклов романов показало, что
данный вопрос требует достаточно глубокого исследования и обобщения, и это
обусловлено несколькими причинами.
Б. Акунин – современный писатель, который, осознанно
или нет, отражает определенный уровень потребностей читателей, с одной стороны,
стремящихся к «легкому» чтению детективов и приключенческих романов. С другой
стороны, любой писатель недосягаем, в определенном смысле, для своих
читателей-современников, и его творчество будет вызывать все новые и новые,
более глубокие и осмысленные отзывы понимания, поскольку именно писатели
улавливают необходимые тенденции, витающие в обществе в данную эпоху, но не
высказанные вслух. Так было, в общем-то, всегда. Мы все достаточно подробно
изучали вопрос «героя нашего времени» в произведениях русских классиков 19 и 20
века, начиная с творчества романтиков и заканчивая произведениями соцреализма.
И мы помним, по урокам литературы в школе и занятиям по литературоведению в
вузе, что тема «героя нашего времени» чутко улавливалась лучшими писателями
своей эпохи, отражалась в произведениях и потом становилась темой для
бесконечного анализа и рефлексии.
Литература, хотим мы того или нет, не просто зеркало
общества и истории. Это огромный пласт культуры, воздействие которого ощущается
на понятийном уровне, хронология которого, в общем, не имеет особого значения.
Это объясняется воздействием слова на психику человека. Распад предыдущего
строя – социализма – достаточно болезненно отразился на литературе, поскольку
после 80-х годов прошлого века не очень-то появлялись корифеи слова. «Герой
нашего времени» (времени постперестроечного периода) остался не только не
понятым, но и не «пойманным» в сети литературного описания. Соцреализм приказал
долго жить, а новый постмодернизм с большой натяжкой претендует на
крупное литературное направление.
Но тенденции берут своё. И ряд новых писателей,
все-таки появившихся на небосклоне русской литературы, требует не только
изучения, но и осмысления, в силу причины, указанной выше – они улавливают
тенденции эпохи.
С этой точки зрения, очень и очень интересным нам
представляется семиотика произведений Бориса Акунина. В данной статье мы не
ставим цели проанализировать абсолютное большинство его произведений.
Остановимся лишь на общих тенденциях дуализма и более подробно покажем их в
анализе произведения «Кладбищенские истории».
Тема двоякости мира – не новая, особенно в философских
учениях Востока. Акунин, будучи востоковедом, не мог не увлечься восточным
миросозерцанием даосизма, объясняющим природу мира с точки зрения равновесия
черного и белого начал, или Инь и Ян. Именно так называется его пьеса, в
которой он с виртуозностью обыгрывает один и тот же сюжет, но с какой итоговой
разницей! Данная пьеса, на наш взгляд, вряд ли может быть понята так же, как
романы о Фандорине, поскольку требует очень и очень глубокой внутренней
подготовки человека. С другой стороны, мы все изучали обществоведение и
философию, и закон Единства и борьбы противоположностей является не чем иным,
как законом Дао, по представлениям философов Востока.
Увлечение Восточной философией является очень модным в
современном мире, и на второй план отходят учения о единстве Бога. Здесь
имеются в виду не ортодоксальные учения, которые всегда будут иметь
последователей, а веяния, к которым склоняется прослойка общества, устойчивая к
теизму. Вот это влечения к дуализму просто гениально ухватил Акунин. Конечно, и
в христианстве, и в мусульманстве есть рай и ад, но это не совсем то, что Дао,
и даже – совсем не то. «Двойное» действие проходит у Акунина в романах «Алтын толобас»
и «Внеклассное чтение», где автор показывает действие в двух эпохах, связанных
своеобразно – виртуально, как модно сейчас выражаться. В некоторых романах о
приключениях Эраста Фандорина также можно наблюдать «двойное» повествование об
одном и том же действии, а связь между ними – совершенное преступление.
Показывая разные точки зрения на одно и то же событие, Акунин выражает
современную тенденцию нашего общества, когда четкие морально-этические границы
стерлись, и мнение каждого человека может быть, если не правильным, то
логическим, правда, с точки зрения самого человека, совершившего какой-либо
поступок. Таким образом, «герой нашего времени» как бы рассеивается во
множестве лиц, и объединяет его, как это ни странно, двоякость мира.
Подходя к теме семиотики дуализма, выраженной в
произведении «Кладбищенские истории», необходимо остановиться на том, что тема,
выбранная автором для указанного произведения, сама по себе революционна. Да, в
русской литературе были, хотя и не очень много, произведения, посвященные теме
смерти, например, «Смерть Ивана Ильича» Л. Толстого. Но, как правило, эта тема
не поднималась в онтологической глубине данного понятия. Акунин поставил данный
вопрос весьма и весьма оригинально. Не раскрывая загробных представлений о
душе, как это делается в произведении другого современного нам писателя Виктора
Пелевина «Диалектика переходного периода из ниоткуда в никуда», Акунин четко
показывает дуализм жизни и смерти, не скатываясь к пессимизму по данному вопросу,
но и не обнадеживая читателя по поводу продолжения существования после смерти.
Рассмотрим изменение, по терминологии семиотики,
знаковой системы произведения «Кладбищенские истории».
Дальнейший анализ данного произведения призван
доказать, что «Кладбищенские истории» являются семиотической системой, и это
является скрытым смыслом идеи автора.
В картине мира, обрисованной в произведении
«Кладбищенские истории», мы видим, в первую очередь, наличие двух авторов –
Григория Чхартишвили и Бориса Акунина. Да, это один и тот же человек, и
некоторые критики рассматривают это «двойное» авторство как некую попытку
оригинальности. На наш взгляд, именно здесь, с первых строк «двойного
авторства», и начинается все повествование, разворачивающееся далее в 6 новеллах,
каждая из которых посвящена описанию какого-либо кладбища и делится на 2 части
– одна часть написана Чхартишвили, другая – Акуниным. Здесь, как нам кажется, и
скрыта основная идея «перетекания» сущности человека из одной ипостаси в другую
– вот он человек, рожденный под таким-то именем и фамилией, и вот он
перерождается – в кого? В себя самого, в свою противоположность, в другую
сущность – и остается самим собой. Так выразил автор идею противоречия и
единства сущности личности в мире.
Показывая историю кладбищ, пересказывать которые мы не
видим смысла, автор идет дальше. При жизни человек может «перетекать» из одной
личности в другую, а что происходит после того, как жизнь окончена? Прямо не
отвечая на вопрос о смерти, автор «Кладбищенских историй» оставляет читателю
очень и очень много возможностей для раздумий – и о смысле жизни, и о смысле
смерти.
Семиотическая система, как известно, подчиняется
закону синтактики, семантики и прагматики. Синтактическое правило действует в
рассматриваемом нами произведении так: кладбище есть материальный посредник
между миром живых и миром мертвых. Объективная закономерность выстраивается
таким образом, что жизнь и смерть настолько неразрывны между собой, что понять
одно без другого невозможно. Они сливаются в одно целое. И, по закону
иерархического строения, взаимодействие жизни и смерти каждый раз оказывается
элементом более высокого класса. Поэтому одна часть новеллы – это философия,
эссе, а вторая – «эрзац-кофе», авантюрная история, абсурдная или страшная,
реальная или иррациональная, но вместе они – кирпичик одной системы, одна
ступень – в следующую историю.
Семантическое значение образов рассматриваемого
произведения, с одной стороны, не требует большого филологического анализа. Все
герои, все названия – на виду. Все понятно, можно проверить и самому. С другой
стороны, семантика дуализма скрыта в структуре произведения. Всего новелл 6, в
каждой две части, итого – 12. Почему? В критической литературе встречается
точка зрения, что 6 кругов ада, по Данте. И у Чхартишвили-Акунина – тоже 6
новелл. Нам представляется, что параллель с Данте здесь случайна, поскольку
произведение «Кладбищенские истории» не носит религиозного характера. Оно –
гораздо глубже, и семантика числа 12 – возможно, 12 месяцев в году. Хотя –
возможно, и нет. В данном случае, автор в начале отвечает на вопрос о
количестве – описал столько, и все тут. Случайно. Но, как нам представляется,
может, и неосознанно, но он выходит все на ту же символику Дао, где число 12
является основополагающим. Эту тему можно углублять очень долго, в данном
случае, мы лишь попытались показать, что семантика некоторых образов скрыта, и
понять и проанализировать ее – необходимость, которую нужно реализовать в более
глубоких дальнейших исследованиях именно на эту тему.
Прагматическое правило в рассматриваемом произведении
еще более сложно понять, чем предыдущее. С одной стороны, все мы понимаем, что
смертны. Но в данный момент мы не хотим об этом думать, и произведение
«Кладбищенские истории» заставляет нас, прямо или косвенно, задумываться о
совсем других вещах. Следовательно, мы анализируем, следовательно, меняем свой
внутренний мир. Именно в этом, как нам представляется, и заключается основное
предназначение данного произведения – странного, символического,
постмодернистского. А на самом деле – это новый реализм. Он помогает отойти нам
от зашоренного сознания, помогает раскрыть свой внутренний мир (уйти хотя бы
чуть-чуть в сторону от понятий материального благополучия и осознания духовной
нищеты). И – может быть – стать лучше. Подобный семиотический анализ
произведения помогает понять самоценность и равнозначность всего живого,
которое впитывает в себя как живую материю, так и нет – в обыденном, не
физическом понимании. Великая цепь бытия начинается с человека (поскольку мы
рождаемся и начинаем открывать этот мир), но в итоге оказываемся не противочленом,
и не заканчивается цепь на нас. Она бесконечна, ибо она – Дао, вечное,
переходящее, великое, непостижимое и лежащее на поверхности. Именно эту великую
философскую мысль, имеющую возраст не одну тысячу лет, и высказывает автор – Чхартишвили-Акунин.
«Грани» жизни и смерти тонко и незаметно переходят друг в друга, сливаясь в
единое целое.
И в этом – смысл бытия.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Акунин Б. Инь и Ян. – М., 2006.
2.
Акунин Б. Серия «Приключения Эраста
Фандорина». – М., 2005.
3.
Муране С.Н. Способы лексической
презентация языковой личности (на материале цикла романов Бориса Акунина
«Приключения Эраста Фандорина») //“Литературный дефолт”, “Знамя”, 2005, № 10.
4.
Чхартишвили Г. и Акунин Б. Кладбищенские
истории. – М., 2006.
К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №2 - 2006
|
|