Главная  | О журнале  | Авторы  | Новости  | Конкурсы  | Научные мероприятия  | Вопросы / Ответы

Педагогические мастерские – инновационная технология

К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2011

Автор: Ангельчева Людмила Николаевна

Одна из наиболее важных и актуальных проблем современного общества - подготовить учащихся к жизни в совершенно новых условиях цивилизации.

В школьной педагогике появляются все новые и новые жанры, а именно инновационные образовательные технологии. Понадобилось время, чтобы нам явилась вся глубина, прелесть, обаяние и полет нового образа педагогики. Учитель в школе делает все: учит, воспитывает, развивает и т.д.

Но не хватает времени, чтобы затронуть струны детской души – знания предмета на первом месте, и тогда наступает кризис детской души – безверие, бездушие.

Выход есть – глубинное проникновение во внутренний мир ребенка.

Главная заповедь учителя – воспитание экологически чистой души, и попробуем реализовать ее в педагогической мастерской.

Педагогические мастерские - необычная система обучения.

Педагогические мастерские - инновационная технология Жизни, которая готовит личность и сознательному построению своей собственной Жизни, к активному участию в жизни общества.

Ее цель – подготовить личность к сознательному построению своей собственной жизни; к активному участию в жизни общества, научить людей мыслить творчески и раскованно, самостоятельно выстраивать свои знания.

В мастерской нет готовых рецептов поведения, в мастерской есть свобода, выбор, деятельность и неповторимое творчество каждого участника.

Мастерская - это путь познания Жизни, условия восхождения каждого участника к открытию, новым знаниям.

В мастерской приобретается чувственный опыт.

Задача мастерской, по мнению профессора Н.М. Пятигорского, специалиста по истории культуры, состоит в том, чтобы «… сформировать в ребенке институт мыслительного продолжения даже более чем самосохранения».

Педагогические мастерские – это форма организации учебно-высшего процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества.

Алгоритм процесса

- индуктор (ввожу, навожу, побуждаю);

- работа с материалом:

1) самоконструкция – индивидуальное создание проекта

2) социоконструкция – групповое создание проекта;

3) социализация – обсуждение в группе;

4) афиширование – вывешивание «произведений»;

5) разрыв – сверка новых знаний с источником;

- рефлексия – самоанализа мыслей, чувств.

Один из главных принципов мастерской, как вида деятельности, способа предъявления результата - без выбора нет свободы.

Правила творческой деятельности

• диалог в сотворчестве;

• свобода выбора действий;

• равенство всех участников;

• отсутствия оценки;

• право на ошибку.

Структура урока – мастерской

I. Тема → Введение в тему → «Индуктор»

II. «Самоконструкция» и «социоконструкция» (использование опыта по проблеме и сверка с научным источником индивидуально или в группе)

III. Испытание «разрыва» (проживание, озарение, открытие)

IV. Построение собственных знаний в мастерской.

V. Творческая работа.

VI. Рефлекс

Социализация (обнародование, представление знаний) – обязательный процесс на каждом этапе мастерской.

Педагогическая мастерская – эта форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и к новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

«Мастерская» бывает различных типов. Самые распространенные - «Мастерская построение знаний» и «Мастерская обучения творческому письму». В «Мастерской» каждый раз происходит нечто, подобное чуду, мир начинает светиться неожиданными гранями, слово кажется вкусным, объемным, весомым.

Первый этап работы «Мастерской», «индуктор»

I. Мотивируют творческую деятельность каждого участника. На данном этапе часть предлагается слово, к которому надо подобрать ассоциации, можно писать, рисовать, а потом посмотреть и даже позаимствовать что-то интересное у соседей.

II. Работа с материалом, погружение в него: работа со схемами, моделями, текстом иллюстрациями. Работа идет на уровне отдельных слов, звуков обрывков.

Это «реконструкция» - создание своего мира на основе «разобранных деталей». В ходе работы из текста выписываются отдельные слова и словосочетания – не более. На основе этих обрывков пишется новый текст. Каждый пишет свое.

Работа с материалом сменяется непременной «социализацией». Каждый участник читает в группе свою работу, идет взаимообогащение, самокоррекция.

III. Кульминация творческого процесса – «разрыв»; это озарение, новое видение предмета, неожиданность. На данном этапе нужна справочная литература, учебники. После индивидуальной проработки – новая «социализация» - взаимный пересказ того нового, что удалось узнать.

В ходе работы предлагается выделить главное.

IV. После такой проработки – этап творческий. Обычно пишется текст, сочинение на тему, которую на основе рассматриваемого материала каждый определяет для себя сам.

V. Последний этап – «рефлексия» - самоанализ, анализ движения мысли.

В «мастерской» учат главному: каждый человек неповторим, он интересен именно своей непохожестью на других.

В методике «Мастерской» учитель - не всезнающий мэтр, не источник знаний, а старший сотрудник.

Старый афоризм «Учитель, воспитай ученика, что б было, у кого тебе учиться» - наполняет здесь новым и конкретным смыслом.

На протяжении многих лет автор статьи работает над развитием творческих способностей учащихся, находится в поиске той технологии, которая бы давала учащимся свободу мысли, внутренней независимости личности, самовыражение.

Практикую такие уроки часто, например: «Одна единственная жизнь», «Я – это мир, мир – это я», «Дом – это уют», «Детство».

«Одна единственная жизнь» (творческая мастерская письма)

Социализация Я – жизнь – время

Я какой?

Время какое?

Жизнь какая?

1-2 предложения о своей жизни

Индивидуальная работа. Прослушав отрывок из книги «Одна единственная жизнь», нарисовать образ своей жизни.

Философия жизни. Закончите предложения.

Я умею…

Я хочу…

Я понимаю…

Я чувствую…

Я люблю…

«Жизненный поезд» мчится. Представьте поезд, путешествует на нем от станции к станции. Запишите главные события на станции.

Колодец желаний

Сюрприз

Сон

Письмо

Зеркало

Социализация. О каких событиях на станции хотелось бы рассказать? Поделись.

Письмо сочинений. Перечитайте все, что записали и напишите свою пьесу.

Рефлексия. О чем задумались?

Мастерская по раннему творчеству В. Маяковского в 11 классе

Работа в группах по 4-6 человек

1. Ребята, прослушав стихотворение Маяковского, записывают слова. Ассоциации к рисункам по стихотворению

2. Работают с критической литературой, выписывая отдельные мысли.

3. На основе выписок, сделанных в течение урока, пишут мини-сочинение о раннем Маяковском.

4. Открытие творческого потенциала и психологических особенностей учащихся раскрываются в результате применения этой методике.

В условиях нашей системы образования «Мастерские» могут существовать только в интеграции с традиционными уроками.

Такие уроки помогают воспитывать свободных, творческих людей, которые не боятся вырабатывать и высказывать свои собственные мнения.

При традиционной системе образования – учитель является наиболее компетентным источником знаний и в то же время контролирующим органом усвоенных учеником знаний.

При новой парадигме образования учитель выступает в роли организатора самостоятельной творческой деятельности учащегося, его консультантом и помощником.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амфилохиева М. В. Традиции и инновации в преподавании литературы. - СПб., 2003.

2. Степанова П.В. Творческое воспитание школьников. - М., 2006.



К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2011


 © 2025 - Вестник КАСУ