Главная  | О журнале  | Авторы  | Новости  | Конкурсы  | Научные мероприятия  | Вопросы / Ответы

Рефлексия и профессиональная идентичность студентов-психологов

К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №1 - 2007

Автор: Гродина Т.Ф.

В докладе международной научно-практической конференции «Международное партнерство: свободное образование и научно-промышленный комплекс» 6-7 октября 2006 года была обозначена проблема взаимосвязи развитой рефлексии студентов и успешного становления их профессионального образа мира (9, 163-166).

Действительно теоретические исследования данной проблемы подвели к необходимости рассматривать рефлексию как обязательное качество профессионала. В психологических исследованиях последних лет, посвященных проблемам образования студентов психологической специальности, в узком списке профессионально-важных качеств обязательно находится рефлексия (8).

Результатом развитости данного многогранного процесса самопознания, самоанализа, который может быть представлен в процессе осознания себя и осознания себя и другого может также являться и профессиональная идентичность студента-психолога.

Широкое распространение термина «идентичность» и его введение в научный обиход связано с именем Э. Эриксона, который определил идентичность как внутреннюю «непрерывность самопереживания индивида», «длящееся внутренне равенство с собой», как важнейшую характеристику целостности личности, как интеграцию переживаний человеком своей тождественности с определенными социальными группами.

Большинство исследователей трактуют идентичность как результат некоего процесса (самопознания, самопонимания, отождествления, идентификации-отчуждения и т.п.) и подчеркивают ее экзистенциальный характер, наряду с функциональным. В целях нашей работы такая трактовка как никогда ближе продвигает понятие идентичности к понятию рефлексии.

Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности:

1) К первому условию относится роль других - значимых людей, занимающих самое главное место в жизни каждого человека - в достижении идентичности. Человеческий поступок, как собственный, так и чужой, оценивается с позиции множества значимых других, и действие осознается как поступок по меркам и эталонам ценного и должного (А.А. Кроник). М.М. Бахтин утверждает, что становление души всегда начинается с обращения к нам других людей.

2) Следующий шаг в становлении души - это открытая способность «почувствовать себя дома в мире других людей», обрести любовь к этому дому, к тому, что являет и хранит дословность человека и этим сохранением делает возможным подлинность человека. Последовательность изучения этой проблематики: «социальное Я» - «зеркальное Я» - «обобщенный другой» - «референтная группа» - «значимый собеседник» проявляется как последовательность психологического изучения роли других людей в становлении идентичности.

3) Еще одним условием, влияющим на возникновение идентичности, является высокая гомогенность социальной сети (С А. Баклушинский, Н.Г. Орлова) и её стабильность (П. Гуревич). На становление тождественности человека в сообществе подобных влияет наличие определенных границ, в рамках которых осуществляется совместная деятельность и общение (наглядным примером этого служат этнические границы, исследованием которых занималась Г.У. Солдатова), т.е. важным условием становления идентичности индивида является социальная структура, которая определяет социальное поведение и специфические формы взаимодействия, определяемые границами социальных групп.

4) Следующее условие связано с закономерностью человеческого желания иметь основание для своей позитивной оценки, люди сравнивают себя с другими; позитивный результат сравнения является основой для позитивной личностной идентификации или позитивной самооценки. Человек – прототип своей группы.

Таким образом, профессиональная идентичность - это результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с Делом и Другими, проявляющаяся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях Я (13).

Вышесказанные положения относительно профессиональной идентичности во многом схожи со взглядами психологов на явление рефлексии.

Категория рефлексии является исходной в анализе проблемы сознания. В сфере индивидуального сознания рефлексия выступает в качестве кардинального способа разрешения центрального противоречия «сознания вообще» - противоречия между наивным (полностью арефлексивным) и трансцендирующим (максимально рефлексивным) сознанием.

В общем виде проблема рефлексии есть, прежде всего, проблема определения своего способа жизни. «Предельно обобщая можно выявить два основных способа существования человека. Первый из них – это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: кровно – родственные отношения, ближайший круг друзей, конечный набор социальных реалий. Здесь весь человек находится внутри самой жизни; всякое его отношение - это отношение к отдельным явлениям жизни, а не к жизни в целом. Такая жизнь протекает почти как природный процесс, во всяком случае, очевидна непосредственность и целостность человека, живущего такой жизнью; очевидна также растворенность сознания в наличном бытии. Здесь функционирует внешняя рефлексия, формирующая феноменальный слой сознания, заполненный многочисленными ритуализированными структурами, продуктами коллективного сознания, осознаваемыми как содержание своего «Я».

Второй способ существования связан с появлением собственно внутренней рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный поток жизни и выводит человека за его пределы. С появлением такой рефлексии связано ценностное осмысление жизни. С разрыва непосредственных связей и восстановления их на новой основе начинается и в этом заключается второй способ существования. Именно в этом способе, по сути дела, впервые встает проблема «уяснения самому себе своего собственного сознания» как проблема нового сознательного опыта (опыта с сознанием)…» (10).

До настоящего времени рефлексия преимущественно используется в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном, интеллектуальном.

Первые два аспекта представляют собой область изучения коллективных форм деятельности и общения. Последние – область изучения индивидуальных форм проявления мышления и сознания.

Для представителей кооперативного аспекта изучения (Н.Г. Алексеев, В.В. Рубцов, А.А. Трюков, Г.П. Щедровицкий) роль рефлексии заключается в развитии взаимных отношений. Необходимость в рефлексии возникает при желании передать информацию партнеру по решению проблемы.

Представители коммуникативного аспекта (И.Е. Берлянд, М.Н. Гуткина, К.Е. Данилин, Л.А. Петровская, А.В. Петровский, а также Е.В. Смирнова и А.П. Сопиков) изучают рефлексию как существенную составляющую развитого общения и межличностного восприятия, она характеризуется как размышления за другое лицо и «способность понять, что думают другие лица». Акцентируется именно процесс взаимодействия между партнерами и рефлексия представляет, по словам Г.Н. Андреевой, как «осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению» (12).

Интеллектуальный аспект рефлексии (Н.Г. Алексеев, Л.Ф. Берцфаи, Л.Л. Гурова, В.В. Давыдов, А.З. Зак и др.) рассматривают ее как «умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия» (2; 3; 4; 11).

Представители личностного аспекта изучения данной проблемы (Н.И. Гуткина, В.К. Зарецкий, Е.Р. Новикова, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, А.Б. Холмогорова) говорят о рефлексии как о переосмыслении, как о механизме «не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «Я» в его различных подструктурах, но и интеграция «Я» в неповторимую целостность» (12).

С позиций становления профессиональной идентичности в первую очередь акцентируется внимание на развитии личностной, затем социальной и потом только интеллектуальной и кооперативной стороны рефлексии.

Еще Д. Райнери, вычленив два типа рефлексии – «онтологическую» (способность пребывать в логике содержания знания), и «психологическую», обращенную к субъекту как к источнику знаний, могущему поступать либо в логике содержания знания, либо в логике своего состояния, открыл путь изучения психологической рефлексии. Она функционирует при самоопределении субъекта внутри собственного представления о себе (установления внутренних ориентиров и способов разграничения «Я» и «не Я»). Специфика рефлективных процессов при самоопределении обусловлена духовным миром человека, его способностью к осмыслению и переосмыслению собственного опыта, знаний о себе, чувств, оценок, мнений, отношений и т.д. Такую рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление человеком самого себя и своих отношений с миром, сегодня называют часто личностной (7). Здесь рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний (1).

Таким образом, личностная рефлексия это обязательный механизм развития профидентичности как механизм становления особого, только своего «Я» в системе других «Я».

По мнению И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова, субъект может рефлектировать:

- знания о ролевой структуре и позиционной организации коллективного взаимодействия;

- представление о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков;

- свои поступки и образы собственного «Я» как индивидуальности;

- знания об объекте и способы действия с ним (12).

На основе рефлективных актов складывается способность формировать более или менее четкие представления о себе самом. На их основе складывается образ собственного «Я» (самосознание) и его эмоциональная оценка. А также на основе собственной рефлексии профессиональный психолог способен понять мир другого человека и соответственно оказать ему профессиональную своевременную помощь.

Рефлексия - не статичное образование, которым человек просто наделен и может проявить на том или ином этапе своей жизнедеятельности. Рефлексия – динамична, и уникальность каждого человека заключается также и в различном уровне развития его рефлексии.

Различные уровни развития рефлексии неизбежно приведут к различным уровням становления профессионала, поэтому развитие данного качества у студентов в процессе их обучения будет иметь немаловажное значение для их последующей карьеры и профессиональной адаптации.

Более близкой к пониманию развития рефлексии в деятельности конкретного человека выступает точка зрения И.И. Чесноковой, которая на основании комплексного критерия (общие индивидуальные особенности личности; индивидуальность процесса познания; степень обращенности личности к своему внутреннему миру; степень развития потребностей личности в рефлексии) выделяет два уровня рефлексии:

1) Первый – рефлексия через соотнесение себя с другим человеком, но преимущественно по внешнему виду;

2) Второй – рефлексия соотнесение «Я» и «Я» в разное время и в разных ситуациях.

Говоря о связи рефлексии с развитием, следует подчеркнуть важность перехода от систем одного уровня к системам другого (более высокого) уровня. Сегодня можно утверждать, что рефлексия, являющаяся выходом не просто за пределы рассматриваемой системы, а переходом к системе более высокого уровня, является свидетельством развития (7).

Для чего необходима рефлексия, и в каких ситуациях она проявляется – это вопрос ее функций.

Некоторые исследователи, среди которых О.С. Анисимов, выделяют такие функции рефлексии как: критический анализ, логическая обоснованность, обобщение, систематизация накопленных наукой знаний, т.е. указывают в основном на чисто ретроспективную роль рефлексии. Они выделяют две функции рефлексии:

- ретроспективную, т.е. углубление, расширению знаний, критический их анализ, раскрытие внутреннего строения и специфики;

- конструктивную (перспективную), т.е. открытие новых знаний, новых возможностей и их позитивная разработка (5).

И.Н. Семеновым и С.Ю. Степановым выделяются качественно иные функции, так как они считают, что рефлексия служит для появления творческих новообразований. Эти функции были выявлены с учетом типов рефлексии и видов проблемно-конфликтной ситуации.

1) при возникновении противоречия между образно – концептуальной моделью управления и вновь поступающей о ней информации, возникает необходимость в осуществлении интеллектуальной рефлексии, и функция, которую она здесь выполняет, это переосмысление и преобразование исходной образно-концептуальной модели объекта в более адекватную на основе новой информации;

2) в нештатной ситуации, связанной с противоречием между данными инструкциями и реальными требованиями ситуации, которые определяют частные отклонения от нее при принятии решения на основе личностной рефлексии – функции рефлексии в самоопределении управленца и в обосновании им собственного личного права на отклонение от заданной инструкции;

3) при возникновении противоречия между представлениями о другом субъекте совместной деятельности и теми, вновь раскрывшимися его индивидуально психологическими чертами при принятии решения вступает в силу коммуникативная рефлексия, выполняя функцию смены представлений о другом субъекте на более адекватный для данной ситуации;

4) противоречия, возникающие при столкновении уже сложившихся норм организации коллективного взаимодействия с условиями, требующими их преобразования, т.е. реорганизации конкретных способов кооперации участников в деятельности требуют кооперативную рефлексию. И функция, которую она здесь выполняет – переосмысление и реорганизация коллективной деятельности (12).

Творческие новообразования, о которых говорят авторы, являются и новообразованиями профессионала в его становлении.

Данные функции рефлексии могут выступать и одновременно, и раздельно, в зависимости и от проблемно-конфликтной ситуации, и от участников, которые ее решают.

Г.П. Щедровицкий и В.Г. Лефевр, предлагая рассматривать рефлексию с разных позиций – как рефлексию мышления (Г.П. Щедровицкий) и рефлексию сознания (В.Г. Лефевр), выделяют специфические функции каждого вида.

Рефлексия мышления выполняет следующие функции:

- топическая, онтологическая, логическая рефлексии способствуют ответу на вопросы субъекта «где я?», «что это?», «как это сделано?»;

- ретроспективная, текущая, проспективная рефлексии позволяют оценивать и передавать опыт, управлять настоящим и проектировать будущее;

- нормирующая рефлексия – порождение норм мышления в ходе мышления;

- управляющая рефлексия способствует самоуправлению;

- рефлексивное понимание и понимающая рефлексия определяют проблематизацию понимания и средства понимания;

- рефлексия включения и рефлексия выключения «оестественняют» и «обискусственяют» ситуацию мышления.

Рефлексия сознания выполняет существенно иные функции:

1) Рефлективное бесплодие – эффект сороконожки и форма индульгенции лени;

2) Творческая рефлексия – сопровождение любого креативного акта;

3) Совесть – рефлексия в координатах добра и зла;

4) Рефлективное управление – функция, получившая наибольшее распространение в работах В.Г. Лефевра и последователей – анализ себя и партнера по общению. «Я думаю, что он думает, что я думаю…»;

5) Эмоциональная рефлексия обеспечивает самоконтроль и самоорганизацию;

6) Нормативная рефлексия предназначена для оценки собственных действий субъекта на соответствие нормативным (6).

Тренинг развития рефлексии имеет целью развитие по возможности всех вышеизложенных функций и видов рефлексии профессионала.

Профессиональная идентичность имеет разные источники формирования. Одним из источников является профессиональное образование, содержание которого определяют нормативные государственные документы об образовании. Так, обучавшийся на определенном факультете и получивший диплом специалист воспринимается как профессионально идентичный своей профессии. В этих случаях, основными условиями становления профессиональной идентичности выступают образовательно-профессиональная общность судьбы и профессиональная осведомленность. С другой стороны, исследователи подчеркивают существование профессиограммы личных качеств профессионала, т.е. в становлении профидентичности определенную роль играет выраженный личностный радикал. В практической психологии личность психолога - неотъемлемая часть профессиональной деятельности. Но реальный практический психолог - это не личность, которая не чувствует никаких страстей и не имеет внутренних конфликтов. Идентичность как тождество уравнивает человека с другими людьми в социальной реальности, но как определенность и целостность она позволяет человеку воспринимать свою уникальность и неповторимость

Движущие силы развития идентичности реализуются через следующие условия:

1) Внешнее условие - потребность в отношениях и построении жизненных ситуаций,

2) Внутреннее условие - потребность в адекватном образе Я.

Профидентичность может быть описана через три составляющие, которые в «Я»-концепции часто определяют как совокупность установок «на себя»:

1) Когнитивная составляющая установки (профессиональные знания и профессиональные убеждения),

2) Эмоциональная составляющая (эмоционально-оценочное отношение к профессиональным убеждениям и знаниям, к самому себе как «деятелю»),

3) Поведенческая составляющая (характер, который может выражаться в поведении через поступок).

Проблемы, с которыми студент-психолог сталкивается во время университетской учебы, и которые являются ключевыми для достижения профессиональной идентичности:

1) Первый блок трудностей связан с характером профессиональной подготовки, в нашей модели профидентичности этому соответствует процесс профессионального самоопределения - обретение смыслов предстоящей работы.

2) Второй блок трудностей связан с вхождением в профессиональное сообщество, в нашей модели профидентичности этому соответствует процесс профессиональной персонализации.

3) Третий блок трудностей связан с процессами структурирования времени, упорядоченности и самостоятельности в организации жизнедеятельности - в нашей модели этому соответствует процесс самоорганизации. Неспособность справиться с этими проблемами приводит к кризисам идентичности.

Расширение психологической практики изменяет ситуацию подготовки психологов к оказанию практической помощи людям. Речь идет не о знаниях как информации и даже не о навыках и техниках работы, а о необходимых изменениях личностного профессиогенеза самого будущего психолога-практика. В период вузовской подготовки становление профессиональной идентичности испытывает два воздействия организующее и активизирующее, что соответствует двум задачам познавательным (учебным) и личностным (13).

Таким образом, настоятельная необходимость развития профессиональной идентичности в период профессиональной подготовки не вызывает сомнений и может быть решена в процессе развития рефлексии.

Тем более, что обнаружено, что в некоторых видах деятельности психологические различия между группами хороших и плохих профессионалов не представляется возможным провести ни по каким качествам, кроме личностных. Данный факт относится к профессии психолога, в которой профессионально-важные качества в большинстве своем сводятся к личностным особенностям. То есть для хорошего специалиста в области психологии мало знать и уметь применять теоретический материал, в первую очередь, ему необходимо обладать положительной «Я»- концепцией, эмпатией, коммуникабельностью, позицией партнерства, чувством ответственности, независимостью, эмоциональной устойчивостью, умением слушать, высоким интеллектом, креативностью и рефлексией (8).

Профессионал – это человек, который способен эффективно выполнять свою деятельность (в том числе, и в экстремальных условиях); постоянно совершенствует профессиональное мастерство; удовлетворен своей работой.

Таким образом, в связи с вышеизложенным отчетливо выделяется необходимость, помимо основных базовых курсов теоретического и практического овладения материалом в процессе обучения студентов, также вводить и дополнительный спецкурс, включающий теоретические представления о механизме рефлексии и тренинг рефлексивного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гримак Л.П. Общение с собой: начала психологии активности / Л.П. Гримак. М., 1991.- 320 с.

2. Давыдов В.В. Младший школьник, как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1992. - №3. – С. 24-38.

3. Давыдов В.В. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста / В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Макарова // Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии – М., 1978.- С. 24-40.

4. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника / А.З. Зак. – М.: Знание, 1982.- 96 с.

5. Ковалев С.Э. Психологические механизмы становления рефлексивных возможностей личности в мыслительных процессах: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук / С.Э. Ковалев. – Барнаул, 2001.- 18 с.

6. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. / В.А. Лефевр. – М: Прогресс, 1998.- 126 с.

7. Мириманова М. Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем / М. Мириманова // Развитие личности. – 2001. - №1. - С.49-66.

8. Развитие личностных профессионально важных качеств студентов-психологов средствами тренинга. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук.

9. Сборник докладов международной научно-практической конференции (6-7 октября 2006 года) «Международное партнерство: свободное образование и научно-промышленный комплекс». Часть 2. – Усть-Каменогорск, 2006. – 252 с.

10. Слободчиков В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа – Пресс, 1995.- 384 с.

11. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М.: Политиздат, 1972.- 303 с.

12. Степанов С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества (науко-практика интенсивного развития человека и организаций) / С.Ю. Степанов. - Петрозаводск: Петропресс, 1996.- 520 с.

13. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 600 с.



К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №1 - 2007


 © 2024 - Вестник КАСУ