Главная  | О журнале  | Авторы  | Новости  | Конкурсы  | Научные мероприятия  | Вопросы / Ответы

Изучение особенностей я-концепции зрелой личности

К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №4 - 2005

Авторы: Пименова С.Н., Подойникова Н.Б.

Я – концепцией обладает каждый человек, но достигнуть уровня личностной зрелости удается не всем. Узкопрофессиональные знания и некоторые из уже достигнутых качеств зрелой личности тормозят развитие здоровых амбиций, вследствие чего не возникает тенденций к дальнейшему профессиональному и личностному росту.

Можно заметить, что актуальность понятия зрелой личности в психологии проявляется в наше время особенно остро в связи с деструктивными тенденциями в сознании человека. Факты исследования деструктивных тенденций ставят перед наукой и практикой вопросы о неудовлетворённости человека жизнью. Преодолеть же неудовлетворённость и достичь уровня личностной зрелости можно только с помощью самого индивида.

Если проанализировать и сравнить все теоретические  понятия и концепции по проблеме зрелости, то можно заметить, что черты зрелой личности (новообразования) в разных концепциях перекликаются или даже совпадают. Но их диапазон слишком велик. Поэтому мы в своей дипломной работе (анонсом которой и является данная статья) рассмотрим те черты, которые являются фундаментальными, базовыми, вокруг которых группируется множество других.

Таким образом, объектом нашего исследования является зрелая личность, а предметом исследования - особенности я – концепции зрелой личности.

Исследования проблемы зрелой личности начали проводиться сравнительно недавно. В возрастной психологии данное понятие практически не применяется и используется, скорее, в соответствии с контекстом психотерапевтического анализа индивидуальной судьбы человека.

Понятие зрелости связано с исследованием отношения человека к собственной жизни среди людей; не только к себе, к своему Я, но к более широкому контексту осуществления его жизни во всех проявлениях.

Проблема зрелости и её специфических критериев может рассматриваться на разных уровнях: индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. В рамках другой системы психологических понятий, говоря о зрелости человека, можем иметь в виду интеллектуальную, эмоциональную и личностную зрелость. И в той, и в другой системе существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость».

Наиболее сложным и менее исследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. Личностная зрелость выступает как переход к самодетерминации и проявляется в способности индивида жить через своё «Я», т.е. через свой жизненный выбор и ответственность за него. Эта черта является главной в характеристике творческого, авторского субъекта профессиональной деятельности.

В соответствии с восприятием своих физических особенностей, осознания психологического возраста, профессиональными ориентациями и основными личностными и социальными установками, в целостную «Я-концепцию» включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности. Эти новообразования и рассматриваются как черты зрелой личности.

Полинаучный психологический словарь от авторов-составителей В.Н. Копорулиной и М.Н. Смирновой даёт такое определение понятию зрелость. «Зрелость – состояние, к которому приходит организм в конце периода развития. Самый продолжительный период онтогенеза, характерный  тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности».

Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности:

1) развитое чувство ответственности;

2) потребность в заботе о других людях;

3) способности:

- к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способностей;

- к психологической близости с другим человеком;

- к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации.

По определению С.Л. Братченко, М.Р. Мироновой, зрелая личность – это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие, как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Авторы предлагают такие характеристики зрелой личности, как:

- интенциональность;

- автономность;

- динамичность;

- целостность;

- конструктивность;

- индивидуальность.

Ананьев В.А. зрелость человека связывал с биологическими критериями, но умственная зрелость и критерии её определения представлялись как исторические и социальные (связанные, например, с образованием). В ещё более значительной степени эти же критерии определяют гражданскую зрелость, критерии трудовой зрелости «в большей мере связаны с учётом состояний физического и умственного развития».

Ананьев В.А. выделил следующий перечень качеств зрелой личности:

1. Он несёт ответственность за свои действия и решения и не обвиняет других, когда что-то идёт не так.

2. Он способен оставаться верным своей цели и перед лицом больших трудностей (например, непопулярности, отвержения).

3. Он живёт спонтанно, просто, естественно, синхронно с жизнью.

4. Он обладает высокой степенью принятия себя и других, в том числе различных сложностей человеческой натуры и т.д.

А.А. Деркач понимает зрелость, как ступень в развитии человека, когда он становится способным выполнять свои гражданские, супружеские и родительские обязанности и социально и индивидуально проявлять себя в качестве деятеля в той или иной конкретной области труда.

Э. Берн, А. Лоуэн, Г. Олпорт и К. Роджерс рассматривали понятие зрелой личности, прежде всего, с позиций психического здоровья.

«Зрелая личность – физически здоровый человек своего пола, переживший и избавившийся от своих «комплексов», вступающих в прямые, а не скрытые (двойные) взаимодействия, открыто выражающий свои негативные и позитивные чувства, способный не только говорить, но и действовать в согласии со своими ценностями, ставить перед собой  ясные цели и добиваться их» (Э. Берн).

И.И. Павлов по поводу здоровья писал, что физиология должна научить человека «не только тому, как правильно, т.е. полезно и приятно работать, отдыхать, питаться и т.д., но и как правильно думать и желать».

«Человек здоров, если у него нет типичных способов поведения. Это означает, что в реальности он ведет себя спонтанно, адаптируясь к рациональным требованиям ситуации». (А. Лоуэн).

Г. Олпорт полагал, что созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов он видел в автономии и мотивированно осознанных процессах. Г. Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами.

1) Зрелый человек имеет широкие границы «Я». Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя «со стороны». Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами и всем, что они считают значимым. Подобные виды деятельности требуют участия истинного эго человека и подлинной увлечённости. По Г. Олпорту, любовь к себе - это непременный фактор в жизни каждого индивида, но он не обязательно должен быть определяющим в его стиле жизни.

2) Зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям. Существуют две разновидности тёплых межличностных отношений, подпадающих под эту категорию: дружеская интимность и сочувствие. Дружески-интимный аспект тёплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанными собственными чувствами или ревностью. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.

3) Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. Взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться, как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь. Они умеют также справляться с собственными эмоциональными состояниями (например, подавленностью, чувством гнева или вины) таким образом, что это не мешает благополучию окружающих. Например, если у них плохой день, они не срывают зло на первом встречном. Свои чувства и мнения они выражают, считаясь с тем, как это повлияет на других.

4) Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Психически здоровые люди видят вещи такими, какие они есть, т.е. реальными. Они не воспринимают реальность искаженно, не передёргивают факты в угоду своей фантазии и потребностям. Здоровые люди обладают соответствующей квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности. Они могут отодвигать временно на задний план свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело. Таким образом, взрослые люди воспринимают других людей, объекты и ситуации такими, какие есть на самом деле; у них достаточно опыта и умения, чтобы иметь дело с реальностью; они стремятся к достижению лично значимых и реалистичных целей.

5) Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. У зрелых людей имеется чёткое представление о своих сильных и слабых сторонах. Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству. Он позволяет людям видеть и принимать крайне абсурдные аспекты собственных и чужих жизненных ситуаций. Юмор, каким его видел Олпорт, - это способность посмеяться над самым любимым (включая себя самого) и всё же продолжать ценить его.

6) Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Взрослая личность имеет глубоко укоренившийся в человеке набор ценностей (у разных людей они различны), которые служат объединяющей основой его жизни. Поэтому объединяющая философия жизни дает некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придаёт значимость и смысл практически всему, что делает человек.

Для зрелой личности характерным является создание собственной среды, благоприятной для развития и самореализации, что требует напряжённой деятельности и усилий самого человека.

Тенденцию к актуализации, как высшую потребность в жизни человека, рассматривает А. Маслоу. На основе анализа жизни выдающихся людей, он представил следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:

- ориентированы на реальность;

- принимают себя, других людей, природный мир такими, какие они есть; свободны в поступках;

- центрированы на задаче, а не на себе;

- потребность быть с самим собой наедине;

- независимы;

- их оценка людей свободна от стереотипов и предвзятости;

- они переживают глубокие духовные озарения, не обязательно религиозные;

- видят себя как часть человечества;

- имеют глубокие эмоциональные отношения с близкими;

- их ценности и цели демократичны;

- они не смешивают средства и цели;

- их чувство юмора не агрессивно, а философично;

- большие творческие ресурсы;

- сопротивляются слепому подчинению культуре;

- стремятся превзойти окружающую среду.

Если личность свободна и имеет возможность прислушаться к себе и опереться на себя, как на целостное природное существо, точно и полно отражая происходящее в нём самом, то «тенденция к актуализации» действует в полную силу и обеспечивает движение человека – несмотря на возможные ошибки и трудности – к большей зрелости, к более полноценной жизни.

Дж. Стивене считает, что очень многие взрослые люди в своем развитии остановились на более низком уровне, чем того требует их возраст. Далеко не каждый заинтересован или обладает стимулом к созреванию. Чем выше уровень зрелости, тем больше стимул к дальнейшему продвижению на пути взросления. Во многом это объясняется уровнем культуры людей. Поэтому критериями оценки зрелости личности Дж. Стивене предлагает считать следующие характеристики:

- стремление к приобретению личного опыта и расширению способностей;

- способность разрешать конфликтные ситуации мирным и безболезненным путём;

- независимость мыслей и суждений;

- чувство доброты и сострадание ко всему живому; вера в собственные силы и ясное сознание жизненных целей; осознание права окружающих на свободу самовыражения и личное счастье;

- отсутствие страха перед неизвестным.

Наибольшую проработанность взаимосвязи Я-концепции и зрелости личности можно найти у К. Роджерса.

Психологически «Я» - центр самопознания и саморегуляции. В основе содержания «Я»-конструктов лежит социальная память и механизм идентификации. В итоге – открытие личностного смысла в явлениях окружающей действительности «психологическое слияние с ними (персонификация) того, что человек пережил как своё», входит в содержание его «Я». И чем более развита личность (как тип социальности и индивидуальность), тем более ярко, рельефно сформировано и выражено её соборное ядро – «Я».

Я – концепция – обобщённое представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности. Мотивирующим стимулом развития Я – концепции служит стремление личности в своём развитии наиболее полно проявлять и  использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности.

Эффект ссылки на себя иллюстрирует самый существенный жизненный факт: ощущение самих себя лежит в центре нашего мира. Рассматривая себя обычно как центральное звено, мы переоцениваем, в какой степени поведение других нацелено на нас. И часто мы берём на себя ответственность за события, в которых играем лишь небольшую роль.

По Роджерсу, Я – это организованный набор восприятий, паттерн переживаний и образов, обозначаемый понятием Я, в целом доступен осознанию, т.е. он может быть осознан. Хотя индивиды имеют, конечно, неосознаваемый внутренний опыт, Я – концепция, в основном, осознаётся. Я–концепция меняется, она всегда сохраняет это качество структурированности, целостности, организованности.

Уровень самооценки определяется Роджерсом по степени сходства между представлением об идеальном и реальном Я. Идеальное Я – Я–концепция, которой больше всего хотел бы обладать индивид. Он сосредоточивался на том, как оценка индивидуума другими людьми  способствует развитию позитивного или негативного образа.

Согласно Роджерсу, организм функционирует, чтобы сохранить согласованность между образами Я и опытом: «По большей части организмом усваиваются именно те способы действий, которые согласуются с Я–концепцией». Если происходит рассогласование, то человек может отвергать опыт или искажать его восприятие. Личности  будут более зрелыми и психологически благополучными тогда, когда их представления о себе позволяют им воспринимать важный для них опыт. Эту возможность обеспечивает ядро Я–концепции, которое содержит безусловные личностные ценности:

- открытость для опыта:

- рациональность;

- личная ответственность;

- чувство собственного достоинства;

- ценности;

- целеустремлённость;

- успешность и др.

К. Роджерс считал, что психологически хорошо адаптированная личность имеет гармоничное и интегративное Я. Я–концепция влияет на поведение самыми разными способами. Индивид так организует свои функции и ценности, чтобы сохранялась его Я–система, поэтому и стремится действовать так, чтобы его поведение соответствовало его Я–концепции, даже если это поведение ничем не вознаграждается. (Например, если вы считаете себя грамотным, то и вести себя будете соответственно).

Путь роста личности, по Роджерсу, это путь самопреобразования, объективным показателем которого является преобразование Я–концепции. Для достижения состояния зрелости необходимы хорошие жизненные условия. Но хорошая жизнь, по Роджерсу - не фиксированное состояние бытия (добродетель, удовлетворённость, счастье), и не состояние адаптации, совершенства актуализации, и не состояния уменьшения напряжения или гомеостаза, то есть это не конечный пункт, а направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе. К понятию «хорошая жизнь», по Роджерсу, не подходят прилагательные: довольный, блаженный, приятный; лучше: обогащённый, волнующий, поощряемый, интересный, значимый. Психически здорового человека К. Роджерс называл «полноценно функционирующим».

Полноценно функционирующий человек (ПФЧ) – человек, который использует свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Для этого нужно мужество «быть в потоке жизни».

Основные характеристики ПФЧ:

1. Открытость переживанию – полярно противоположна беззащитности. Это способность слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Это тонкое осознание своих самых глубоких мыслей и чувств, без попытки подавить их, действие в соответствии с ними и с ситуацией (например, на скучной лекции студент не будет кричать во вред себе и другим, но не испытывает и угрозы, а переключит внимание на другое занятие).

2. Экзистенциональный образ жизни – тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное. Поэтому «Я» скорее проистекает из переживания и характеризуется гибкостью, адаптивностью, терпимостью и непосредственностью.

3. Организмическое доверие – способность при принятии решения полагаться не на других (жена, церковь, коллеги), а на своё «я поступаю правильно», т.е. на свои внутренние ощущения.

4. Эмпирическая свобода – способность жить так, как хочется, без ограничений или запретов; субъективная свобода – чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия - это я сам».

5. Креативность – творческий образ жизни, гибкое приспособление к окружающей среде, стремление жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время, удовлетворяя собственный самые глубокие потребности. Такие люди являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками.

По мнению В.В. Столина, принципиально важным является то, что изменение и развитие Я–концепции отражает, в той или иной мере, изменения, происходящие в действительности в самом человеке, его изменение и развитие. Я–концепция - это сложная иерархическая система, неизбежно содержащая внутренние противоречия.

Наша Я–концепция включает в себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас (многофакторный Я–образ), положительные и отрицательные оценки, но также и то, кем мы могли бы стать – наши возможные Я.

Возможные Я: образ того, какими мы мечтаем или боимся стать в будущем. Я–концепция  не всегда соответствует собственному Я–образу (отражающему личностные переживания). Соответствие Я–концепции и различных аспектов Я достигается посредством зрелости.

Я – концепция, по В.В. Столину, включает следующие элементы:

- самоуважение;

- самопознание;

- самоанализ;

- жизненная философия; система сформированных ценностей;

- самоэффективность; успешность; достижение цели;

- локус контроля; ответственность;

- самоопределение;

- предрасположенность в пользу своего Я; самооценка.

Можно увидеть прямую взаимосвязь компонентов Я–концепции и основных черт зрелой личности. Остановимся на некоторых из них подробнее.

Ответственность – необходимый атрибут зрелого поступка. Ближе всего к представлениям о  фундаментальном значении феномена ответственности находится гуманистическая и экзистенциональная психология.

По Э. Фромму, например, забота, ответственность, уважение и знание – это совокупность качеств зрелого человека. В. Франкл также уделяет ответственности значительное место в своей концепции и утверждает, что духовность, свобода и ответственность – три основы, три экзистенциала человеческого существования. При этом важно то, что нельзя признать человека свободным, не признавая его, в то же время, ответственным. Ответственность создана с неповторимостью и своеобразием существования каждого индивида, и на ответственный поступок способен лишь человек, который осознал свою единственность и неповторимость. И более того, именно в ответственности перед жизнью заключена сама сущность человеческого существования. С ответственностью связана и сущность бытия зрелой личности и её успешность.

Ответственность это то, что отличает социально незрелую личность от средней нормы (не говоря уже об образцах зрелости). В настоящее время в психологии личности распространена концепция о двух типах ответственности, которая пришла из психологии каузальной атрибуции.

Ответственность первого типа – это тот случай, когда личность считает ответственной саму себя за всё происходящее с ней в жизни (интернальный локус контроля, по Дж. Роттеру). Локус контроля - это степень, в какой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую изнутри посредством собственных усилий и действий или контролируемую извне случаем или внешними силами. Насколько компетентными  и эффективными мы чувствуем себя, зависит от того, как мы объясняем свои неудачи. «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать». Вот жизненное кредо и  постулаты такой личности.

Люди, уверенные в своей компетентности и эффективности, с внутренним локусом контроля, лучше справляются с трудностями и достигают большего, чем те, кто приобрёл беспомощный пессимистический взгляд на жизнь. Они более уверены в себе, более спокойны и благожелательны, более социально популярны.

Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за всё происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию (экстернальный локус контроля). В качестве других людей, на которых возлагается ответственность, как за неудачи, так и за успехи личности, выступают родители, учителя. А в будущем – коллеги, начальство, знакомые. Легко заметить, что на обыденном языке житейских понятий второй тип ответственности обозначается не иначе, как безответственность.

Особенностью Я-концепции являются сформированные ценности, то есть убеждения человека в том, что поистине важно, а что - нет. Чтобы объяснить различия в системах ценностей у индивидуумов, Г. Олпорт использовал концептуальную модель Э. Шпранглера. В своей книге «Типы людей» (1922) Э. Шпранглер вывел шесть основных типов ценностей. Представленные как основные альтернативные направления ценностных ориентаций (а не как шесть типов личности), эти ценности присущи в различной мере всем людям; они являются стержневыми в человеческой жизни. Итак, ни один человек не подпадает исключительно под какую–либо одну из основных ценностных ориентаций; скорее, у разных людей наблюдаются различные комбинации ценностей. Эти ценности лучше всего представить как черты более глубокого уровня. Вот их описание.

1) Теоретическая. Человек, придающий особое значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины. Такой человек характеризуется рациональным, критическим и эмпирическим подходами к жизни. Теоретический тип в высшей мере интеллектуален и чаще избирает для себя деятельность в области фундаментальной науки или философии.

2) Экономическая. «Экономический» человек выше всего ценит то, что полезно или выгодно. Он исключительно «практичен» и прочно придерживается стереотипа преуспевающего американского бизнесмена. Представители этого типа живо интересуются тем, как сделать деньги; знания, не находящие конкретного применения, они считают бесполезными. Многие блестящие достижения в области техники и технологии явились результатом реализации научных потребностей людей экономического склада.

3) Эстетическая. Такой человек больше всего ценит форму и гармонию. Воспринимая любые жизненные явления с точки зрения привлекательности, симметрии или уместности, относящиеся к этому типу, люди трактуют жизнь как ход явлений, при котором каждый отдельный индивидуум наслаждается жизнью для себя самого. Эстетический субъект не обязательно будет творцом, художником, но его наклонности могут проявляться в повышенном и активном интересе к эстетическим сторонам жизни.

4) Социальная. Наивысшей ценностью для социального типа является любовь людей. Весьма вероятно, что такой человек будет рассматривать теоретические, экономические и эстетические подходы к жизни как холодные и негуманные, считая любовь единственной приемлемой формой человеческих взаимоотношений. В чистом виде  социальная установка является альтруистической и тесно связана с религиозными ценностями.

5) Политическая. Доминирующим интересом политического типа является власть. Профессиональная активность этого типа не обязательно ограничивается сферой политики, поскольку лидеры в любой области обычно выше всего ценят власть и влияние. Таким образом, у «политических личностей» существуют явные индивидуальные различия  в отношении ценности власти. В то же время, незавуалированное выражение данного мотива у политического типа отвергает все другие в жажде личной власти, влияния, славы и известности.

6) Религиозная. Представители этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого. Однако способы выражения этого желания могут быть различными. Например, одни религиозные личности являются «имманентными мистиками», которые находят смысл в самоутверждении и активном участии в жизни. В то же время, другие являются «трансцендентными мистиками», стремящимися соединиться с высшей реальностью путем отстранения от жизни (например, монахи). Независимо от способа самовыражения, религиозная личность видит в мироздании единство и высший смысл.

Таким образом, в приведенном теоретическом анализе видна чёткая взаимозависимость между особенностями Я–концепции и компонентами зрелой личности. Но одной из задач дипломной работы является получение эмпирических данных о наличии выявленной связи. Приведем краткий обзор методик, которые буду применяться для сбора данных.

Для исследования личностной зрелости будет использован тест, разработанный авторским коллективом под руководством Ю.З. Гильбуха. Оценкой личностной зрелости служит алгебраическая сумма баллов, набранных по 33 вопросам теста. Оценка может находиться от +99 до -99 баллов. Кроме общей оценки, рассчитываются ещё пять показателей, характеризующих разные аспекты зрелости:

- мотивация;

- отношение к своему «Я» («Я»-концепция);

- чувство гражданского долга;

- жизненная установка;

- способность к психологической близости с другим человеком.

В начале 1950-х годов У. Стефенсон разработал метод, который получил название техника Q-сортировки для исследования  Я - концепции человека. Этот метод позволил К. Роджерсу валидизировать многие его теоретические представления, касающиеся личностного роста и изменений терапевтических условий, которые вызывают их. Мы решили использовать этот метод для самоописания Я - концепции испытуемых.

Тест на измерение субъективного контроля (УСК) многогранен и имеет богатые перспективы для дальнейшего исследования. Он связан с мировоззренческими вопросами соотношения в жизни человека таких понятий, как ответственность и свобода, закономерность и случайность, целенаправленная активность и судьба.

Основным диагностическим конструктом «Морфологического теста жизненных ценностей» (МТЖЦ) являются терминальные ценности. Под термином «ценность» понимается отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, признание его как важного, имеющего жизненную важность. Перечень жизненных ценностей включает:

- развитие себя;

- духовное удовлетворение;

- креативность;

- активные социальные контакты;

- собственный престиж;

- высокое материальное положение;

- достижение;

- сохранение собственной индивидуальности.

Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей, признаваемых в обществе. Но личностные ценности могут и не воспроизводить точную копию ценностей общественных.

Таким образом, проанализировав понятие личностной зрелости, мы можем предположить, что основные личностные особенности Я–концепции отражают уровень личностной зрелости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова  Г.С. Возрастная психология. М., 2000.

2. Деркач А.А. Акмеология  М.: РАГС., 2002.

3. Максимова В.Н. Зрелость как акмеологический критерий развития растущего человека //  Мир психологии 2002. № 3. С. 239-245.

4. Первин Л.А; Джон О.П. Психология личности. М., 2000.

5. Райгородский Д.Я. Психология зрелости. Самара, 2003.

6. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999.

7. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. Питер, 1999.



К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №4 - 2005


 © 2024 - Вестник КАСУ