Главная  | О журнале  | Авторы  | Новости  | Вопросы / Ответы

К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №1 - 2012

Авторы: Сайфулина Гульнара Абдрахимовна, Землянская Лариса Николаевна

Современное общество – это информационное общество. Учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей предметной области. В современном обществе наиболее востребованы люди, способные к самообразованию и саморазвитию. Необходимыми становятся не сами знания, а понимание того, где и как эти знания получить, а затем применить (1, с. 15).

В проекте государственного эксперимента «Развитие музыкального образования РК» на 2007-2011 годы содержание проблемы музыкального образования конкретизировано следующим образом: «Современные социологи и политологи обеспокоены негативными процессами, происходящими в обществе. Одной из причин признана сохраняющаяся многие годы недооценка искусства как средства формирования эмоциональной и нравственной культуры населения. Музыкальное образование в Казахстане имеет богатые и глубокие традиции, но на сегодняшний день нуждается в выработке концепции современного развития на основе синтеза сложившейся национальной образовательной системы и признанного опыта мировых музыкальных учреждений».

Стратегическая политика государства, направленная на решение данной проблемы, заключается в исследовании концептуальных подходов к модернизации музыкального образования. В связи с этим назрела необходимость применения современных образовательных концепций и технологий. Появление авторских программ и методик, стремление многих учителей работать в режиме инновационных идей, проектирование новых форм эстетического воспитания – все это свидетельствует об осознании огромной роли искусства в формировании человека, о котором говорили еще выдающиеся деятели образования и культуры, стоявшие у истоков становления отечественной системы эстетического воспитания.

В образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность учителям выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; разработка и практическое применение новых идей и технологий, в том числе информационно-коммуникационных (1, с. 33).

Великий венгерский композитор и педагог Золтан Кодай призывал: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они могут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей жизни» (2, с. 10). На современном этапе этим «ключиком» являются информационно-коммуникационные технологии, применение которых значительно ускорит процесс освоения музыкальной грамоты.

Компьютеризация и автоматизация во всех сферах деятельности человека предполагает внедрение новых инновационно-коммуникационных и педагогических технологий в учебный процесс. Данное требование и легло в основу создания авторского электронного учебного ресурса – юниты «Школа игры на фортепиано», предназначенной для начального этапа обучения игре на фортепиано.

На сегодняшний день известны около двух десятков общепедагогических технологий, которые могут применяться и в области музыкальной педагогики. В данной работе использованы следующие технологии:

- модульная технология, позволяющая системно и максимально точно отслеживать, оценивать весь ход процесса обучения. При конструировании блоков был учтен весь набор знаний, умений, навыков в аспекте интеллектуального развития, развития исполнительской техники, художественно-эстетического развития учащихся;

- технология проблемного обучения, суть которой заключается в последовательном выдвижении перед учащимся учебных проблем, разрешая которые они активно усваивают знания;

- технология развивающего обучения, ориентирующая учебный процесс на развитие потенциальных возможностей учащихся (выбор индивидуальных программ, определение скорости и количества преподаваемого материала);

- технология укрупнения дидактических единиц, предполагающая работу над частями дидактических единиц, в результате чего складываются определенные блоки, состоящие из освоенных элементов (работа над гаммами – готовые пассажи в произведениях). Они составляют технологическую базу учащегося, на основе которой происходит его дальнейший рост.

В основе юниты - система музыкальных блоков. Эта система имеет четко выраженный ступенчатый принцип освоения учебного материала. Подход к проблеме систематизации материала и его последовательного усложнения в данной системе заключается в слиянии задач музыкального и технического развития ребенка, что создает условия для организации комплексного подхода к музыкально – техническому развитию учащегося, включающего:

- формирование музыкально - слуховых представлений;

- развитие образно-эмоционального восприятия музыки;

- изучение различных типов музыкального изложения;

- приобретение музыкально - теоретических знаний;

- овладение различными видами фортепианной техники.

Предлагаемая система музыкальных блоков решает более широкий круг задач и обладает следующими функциями:

- прагматической, т.к. является системой практического обучения игре на фортепиано;

- прогностической, т.к. открывает новые закономерности и связи в процессе фортепианного обучения.

Цель начального этапа обучения музыке – создание фундамента для дальнейшего развития ученика, развивающее обучение.

Задачи:

- развитие музыкального слуха (высотного, гармонического, динамического, тембрового);

- воспитание чувства ритма;

- организация мышления;

- освоение музыкальной грамоты;

- начальная организация игрового двигательного аппарата;

- воспитание начальных исполнительских навыков;

- формирование основ самостоятельного творчества;

- воспитание направленного внимания;

- формирование навыка концертного выступления;

- развитие индивидуальности;

- знакомство со средствами музыкальной выразительности.

Содержание работы:

- слушание музыки, определение характера, содержания;

- знакомство с ладом, понятие основной высоты звука;

- знакомство с интервалами;

- постановка руки и освоение штрихов;

- игра в ансамбле;

- исполнение индивидуальной программы из произведений различных стилей, эпох, жанров;

- работа над развитием слуха, ритма, памяти;

- подбор детских песен по слуху;

- работа над свободой движений, их слуховой контроль;

Основу структуры юниты составляет система из 9 музыкальных блоков. Основными компонентами содержания юниты выступают:

- информативный компонент изложен с помощью вербального и символического изложения – теоретический материал, иллюстрации и схемы;

- репродуктивный компонент ориентирует на практические действия;

- творческий компонент задается с помощью проблемных заданий;

- эмоционально-ценностный компонент отражает нравственную и эстетическую направленности через формирование у учащихся культуры исполнения.

Основной текст юниты содержит теоретико-познавательный компонент (ключевые понятия и их определения, основные термины, перечень умений, дидактический план), инструментально - практический компонент (набор практических заданий для урока и для домашней работы, тренинг умений).

Дополнительный раздел юниты содержит нотное приложение и тесты для самостоятельной подготовки и проверки знаний, список основной и дополнительной литературы.

Освоение одного музыкального блока рассчитано на один учебный час. Однако по усмотрению педагога, возможны временные изменения при изучении блоков. Однако весь материал, изложенный в 9 блоках, должен быть освоен в течение первого полугодия.

К каждому блоку, в соответствии с тематикой, подобран музыкальный материал. В любом из блоков педагог может менять музыкальный материал, исходя из индивидуальных способностей учащегося.

Показателем эффективности любого процесса обучения служит конечный результат. Для учащихся музыкальных школ это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат. Поэтому в структуру юниты заложены контрольные уроки, которые, с одной стороны, выполняют контролирующую функцию (степень усвоения теоретического материала и освоения музыкально-техническими приемами), с другой стороны, дают резкий толчок для дальнейшего всестороннего развития ученика. Контрольные мероприятия могут проводиться в различных формах, на усмотрение педагога.

Дидактический план юниты включает темы и их основные положения:

1) Запись музыкальных произведений - нотоносец, музыкальные ключи, нота, октава, размер, такт, паузы.

2) Тон-полутон, знаки альтерации, музыкальные лады, тональность.

3) Аппликатура, синкопа.

4) Средства музыкальной выразительности – штрихи, динамика. Формостроение – мотив, фраза, предложение.

5) Интервал, аккорд. Арпеджио, гамма (натуральная, мелодическая, гармоническая).

6) Отклонение, модуляция, транспонирование.

7) Музыкальные стили и формы.

Перечень умений и навыков, приобретаемых учащимися в процессе занятий с использованием юниты, дается с алгоритмом действий:

Умение

Алгоритм

Читка с листа нотного текста.

1. Определение тональности (знаки альтерации при ключе).

2. Определение темпа.

3. Определение фактуры произведения.

4. Определение формы и жанра произведения.

5. Вертикальный просмотр нотного текста, аппликатуры, штрихов и динамики.

Разбор нотного текста.

1. Игра отдельно каждой рукой.

2. Игра двумя руками по вертикали.

3. Правильное прочтение авторских указаний и музыкальных терминов.

Овладение различными видами фортепианной техники.

1. Правильная постановка рук на клавиатуре.

2. Определение вида техники в произведении.

3. Авторская аппликатура при свободном аппарате.

4. Применение приемов технического развития исполнителя (акцентированный удар пальцем, игра кистевым стаккато при свободном аппарате, объединение в «технические» формулы, развитие пальцевой техники на «столе»).

Формирование музыкально - слуховых представлений

Прослушивание аудио- и видео-записей с исполнением музыкальных произведений выдающимися музыкантами мира.

Образно - эмоциональное восприятие музыки.

1. Сравнение музыкального произведения с другими видами искусств (живопись, графика, литература, архитектура).

2. Подбор литературного текста или картины, соответствующих образному и смысловому содержанию музыкального произведения.

3. Подготовка бесед по исполняемым произведениям (музыка через слово).

Ориентация в различных типах музыкального изложения.

1. Определение формы, стиля и жанра исполняемых произведений.

2. Определение фактуры музыкального произведения.

3. Изучение характерных особенностей стилей композиторов различных эпох и направлений.

4. Выявление средств музыкальной выразительности разных стилей и жанров.

Внедрение в учебный процесс данного электронного образовательного ресурса:

- обеспечивает удовлетворение образовательных запросов учащихся через использование компьютерных технологий;

- создает условия для развития нравственных, духовных и профессиональных характеристик личности посредством подбора музыкального материала на основе лучших образцов классической, современной и популярной музыки;

- формирует мотивационную составляющую учащихся в образовательном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. - М., 2007. - 352 с.

2. Мартынов И. Золтан Кодай. - М., 1983. - 250 с.

3. Теория и методика обучения игре на фортепиано. Учебное пособие. - М.: Владос, 2001, 368 с.



К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №1 - 2012


 © 2018 - Вестник КАСУ