Update site in the process

   Главная  | О журнале  | Авторы  | Новости  | Вопросы / Ответы


К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2011

Автор: Хисматуллина Татьяна Викторовна

Проблема психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению - одна из важнейших в музыкально-исполнительском искусстве. Н.А. Римский-Корсаков часто повторял, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение. С этим нельзя не согласиться. Однако сценическое состояние исполнителя зависит и от других интеллектуально-творческих качеств личности, и от свойств его нервной системы. В первом разделе статьи будут даны характеристики этих качеств личности и особенности их проявлений в музыкально-исполнительской деятельности, во второй части – даны практические рекомендации для решения задач в психологической подготовке к концертному выступлению. Рекомендации, с одной стороны, возникли в результате многолетнего наблюдения за деятельностью музыкантов-исполнителей и совместного участия в подготовке к концертам и конкурсам, с другой, являются обобщением специальных литературных источников по данной теме. Надеемся, что представленные материалы будут интересны и полезны всем, кто занимается этой специфической деятельностью.

Опираясь на концепцию психолога К. К. Платонова о динамической структуре личности, можно выявить все стороны личности, влияющие на сценическое состояние музыканта. И структура таких сторон выглядит так:

1) Психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность, потребность в такой деятельности;

2) Творческий опыт исполнителя, его профессиональные знания;

3) Особенности психических процессов (в том числе исполнительское внимание, воля, слуховые представления, оптимальный для творчества уровень эмоционального возбуждения, гибкость психологической адаптации и другие);

4) Типологические свойства высшей нервной деятельности, темперамент.

Все перечисленные стороны личности взаимосвязаны и взаимозависимы. И сценическое состояние исполнителя формируется под воздействием всех четырёх подструктур. Рассмотрим их подробнее.

1) Психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность

Эта установка мобилизует все творческие способности, но не всегда осознаётся музыкантом. Эта мобилизация, поиски того или иного исполнительского решения осуществляются даже тогда, когда, казалось бы, музыкант и не думает о предстоящем концерте. И эта устойчивая, периодически повторяющаяся работа со временем преобразуется в потребность. Л.Л. Бочкарёв выделяет три типа потребности в музыкально-исполнительской деятельности: а) потребность в исполнительском процессе; б) потребность в общении со слушателями; в) потребность в активном воздействии на слушателя.

И всё же для формирования психического состояния творческого подъёма наиболее ценными являются: потребность приобщаться к Прекрасному, участвуя в исполнительском процессе, потребность в творческом общении с публикой и потребность в самовыражении, в желании запечатлеть и донести до других людей своё видение мира. Люди, лишённые этих качеств, плохо чувствуют себя на концертной площадке.

Увлечённость исполнительским процессом помогает артисту направить своё волнение в нужное русло. И неспроста за кулисами в комнатах Малого зала Ленинградской консерватории когда-то висел плакат: «Волнуйся не за себя, волнуйся за композитора!»

К.С. Станиславский, беседуя с актёрами Большого театра, заметил: «Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься собою как личностью и своим волнением». А выдающийся пианист С.Т. Рихтер так описал испытанные однажды ощущения: «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты забываешь всё – не только зрителей, зал, но и самого себя».

2) Творческий опыт, профессиональные знания

Чем больше исполнительский опыт, чем чаще музыкант выходит на сцену, тем реже страдает он от волнения. Однако опыт нельзя путать с привычкой. Привычное, каждодневное пребывание на сцене зачастую «убивает» не только вредное волнение, но и чувство творческой «окрылённости». Поэтому, чтобы сохранить вдохновение, нужно беспрестанно поддерживать свой интерес к «делу, которому служишь», пытливо изучать литературные источники, историю создания музыкального произведения, творческий стиль композитора.

Чем шире жизненный и творческий кругозор исполнителя, чем больше у него профессиональных знаний, тем ярче и глубже способен он художественно истолковывать сочинение и, следовательно, тем легче ему направить своё волнение в русло творческих задач.

Ещё одной причиной волнения среди неопытных музыкантов зачастую является боязнь забыть нотный текст. Причиной провала исполнительской памяти может быть «сверхконтроль» над давно выработанными навыками, над автоматически налаженными психическими процессами, которые совершаются перед выступлениями или на самой эстраде.

Успешная музыкально-исполнительская деятельность возможна лишь в том случае, если слаженно «работают» интеллектуальная, эмоциональная и двигательная стороны личности. Ни одна не должна подавлять другие. Так, если во время концертного выступления эмоциональные стороны психики личности исполнителя преобладают над интеллектуальными, то игра становится лихорадочной и сумбурной. Если двигательные функции подавляют интеллектуальные, исполнение перестаёт быть осмысленным. Стихия наигранных автоматизмов не решает творческие задачи.

Успех достигается там, где все три функции психики – интеллектуальная, эмоциональная и двигательная – действуют согласованно, поочерёдно уступая друг другу главенствующие положения, как в хорошем камерном ансамбле.

Музыкант не должен беспокоиться о том, как бы не забыть нотный текст. Уверенность, что произведение выучено надёжно, спасает от многих форм эстрадного волнения, но требуется опыт, чтобы научиться быстро и прочно запоминать любой нотный текст. Для этого можно использовать методику запоминания текста, предложенную польским пианистом И. Гофманом. Эта методика заключается в мысленном «проигрывании» сочинения сначала по нотам, а потом не глядя в них. Если музыканту удаётся таким способом «проиграть» всё произведение от начала до конца, он, как правило, уже не боится забыть текст.

3) Особенности психических процессов

На сценическое состояние артиста оказывают влияние все психические процессы, протекающие в момент исполнения музыкального сочинения. Наиболее важные – это исполнительское внимание, воля, слуховые представления, оптимальный для творчества уровень эмоционального возбуждения, гибкость психологической адаптации, художественное истолкование сочинения.

Большинство психологов рассматривают волю и внимание как особые способности личности, являющиеся необходимым условием для осуществления концертной деятельности. Внимание и воля, данные в задатках от рождения, поддаются развитию и совершенствуются в процессе образования и воспитания. Исполнительская воля позволит музыканту достигать единства эмоционального и рационального начал в творчестве. И произвольное внимание, возникающее как результат усилия воли, и непроизвольное, сформировавшееся как результат заинтересованности, снижают возможность появления эстрадного волнения. В минуты, когда требуется усилия воли, полезно вспомнить известное высказывание П.И. Чайковского: «… Работать нужно всегда, и настоящий, честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко впасть в лень и апатию. Нужно терпеть и верить, и вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить своё нерасположение».

Важную роль в подготовке к концертному выступлению играют слуховые представления. Мысленно «проигрывая» фрагменты сочинения, представляя себя на концертной эстраде и внушить себе соответствующее психологические состояние, исполнитель тренирует свою способность эмоционально переживать и истолковывать музыку в условиях эстрадного волнения. Такие представления обеспечивают творческое отношение к исполняемому произведению и помогают выбрать исполнительский вариант, а также участвуют в контроле за качеством исполнения.

У каждого музыканта-исполнителя есть свой особый уровень эмоционального возбуждения, который помогает ему реализовывать творческий замысел. Если возбуждение выше этого уровня, наступает дискоординация мыслей, ослабевает воля, снижается способность контролировать и анализировать результаты исполнительского процесса, если же возбуждение недостаточно, выступление проходит бесцветно, неинтересно.

Когда эмоциональное возбуждение музыканта достигает оптимального уровня, создаются предпосылки для возникновения особого состояния души, которые принято называть вдохновением. В минуты вдохновения активизируются все творческие способности личности и в едином порыве направляются на достижение художественного результата. Музыканту-исполнителю важно помнить это состояние и, готовясь к новому выступлению, сделать попытку вновь испытать это ощущение. Но одного волевого усилия здесь недостаточно. Некоторые музыканты склонны преувеличивать значение предстоящего концертного выступления. Неумелый музыкант-педагог, работая с учеником, порой чрезмерно драматизирует ситуацию, нагнетает излишнюю тревогу за исход предстоящего выступления и к началу концерта учащийся как бы «перегорает», он не в силах вынести на своих плечах внушённый ему груз огромной ответственности. Творческий успех возможен только в том случае, если эмоциональное возбуждение музыканта адекватно возникшей ситуации. Нужно разумно чередовать работу и отдых и, поддерживая в себе чувство ответственности, не поддаваться тревоге. Можно вспомнить афоризм, распространённый среди музыкантов: «Выходя на сцену, отдавай всего себя без остатка, но при этом помни, что тебе предстоит это проделывать ещё тысячу раз!»

Адаптивные возможности личности также определяют сценическое состояние артиста. Исполнитель адаптируется к образному языку композитора, к техническим и выразительным средствам произведения, к собственному психическому и физическому состоянию, к обстановке зрительного зала, к неожиданностям, которые могут подстерегать во время выступления. Чем быстрее и гибче адаптируется исполнитель к меняющимся условиям концерта, тем успешнее он управляет своим сценическим состоянием, тем легче обретает состояние творческого подъёма.

Большое значение имеет то, как высоко оценивает исполнитель собственную интерпретацию сочинения. Если музыкант верит, что его интерпретация представляет эстетическую ценность, что она непременно вызывает интерес у публики, исполнение проходит с особым эмоциональным подъёмом.

4) Типологические свойства, темперамент

Тип высшей нервной деятельности музыканта определяет многие творческие задачи, которые приходится решать во время репетиции. Ниже описан круг исполнительских проблем, типичных для музыкантов того или иного темперамента.

«Исполнители с темпераментом флегматика». Палитра динамических оттенков небогата. В исполнении часто недостаёт артистизма. Иногда, незаметно для себя, замедляют темп. Не проявляют инициативы в организации своих выступлений. Чувствуют себя скованно, когда вынуждены обращаться к непривычному композиторскому языку. Работают методично, спокойно. Охотно опираются на ранее приобретённые исполнительские навыки. Предпочитают не менять партнёров по ансамблю. Менее других подвержены эстрадному волнению.

«Исполнители с темпераментом холерика». В исполнительской интерпретации ярче проявляется волевое начало. Игра отличается высоким артистизмом. Они стремятся играть ярко и выразительно. При ритмической организации музыки незаметно для себя ускоряют темп, сокращают паузы, не додерживают длинные ноты. Тяжело переживают неудачи.

«Исполнители с темпераментом сангвиника». Им приходится обуздывать неуправляемые эмоции. Работают неровно – перед выступлением много и увлечённо, после - с трудом преодолеваю своё нерасположение. Предпочитают работать над пьесами, а не над конструктивным материалом. Охотно проявляют инициативу в организации своих выступлений, но им быстро приедаются музыкальные произведения, даже те, которые они сами выбрали. Гибко адаптируются к непривычным условиям работы. Неудачи переносят относительно легко.

«Исполнители с темпераментом меланхолика». Очень тщательно прорабатывают детали исполнения. Им недостаёт масштабности исполнения, артистической раскрепощённости, творческой смелости. Медленно адаптируются к непривычным условиям работы. Особенно тяжело страдают от сценического волнения. Неудачи переживают чрезвычайно болезненно.

Понятно, что в чистом виде темпераменты встречаются относительно редко. И в творческой работе музыканта могут наблюдаться отдельные особенности всех четырёх типов. Ежедневное и непрестанное решение исполнительских проблем и творческих задач в конечном итоге может изменить психику человека и способствовать более полному раскрытию его творческого потенциала.

Выбирая те или иные приёмы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики артиста. Успех достигается легче, если музыкант знает и учитывает структуру сторон личности, формирующих сценическое состояние.

Психологическая подготовка музыкантов-исполнителей к концертному выступлению во многом схожа с подготовкой спортсменов к соревнованиям. Но если спортивные методы психологической подготовки изучены и детально разработаны во всех видах спорта, то в музыкальном исполнительстве эта сфера не изучена. И каждый артист идёт самостоятельно, на ощупь, методом проб и ошибок, без каких-либо системных психологических воздействий, облегчающих его труд. Опираясь на некоторые аспекты психологической подготовки спортсменов, попробуем сформулировать на их основе наиболее важные для музыкантов-исполнителей задачи в психологической подготовке к концертному выступлению.

5) Моральная подготовка

Моральная подготовка начинается с самых первых шагов юного музыканта. Он уже воспитан примерами близких, своих товарищей, занимающихся музыкой, героев книг, кино- и телефильмов, которым хочется подражать. Педагог должен продолжить воспитание, используя и развивая то положительное, что стало частью юной натуры, и, решая свои задачи, прививать качества, необходимые для успешных занятий музыкой.

Воспитание моральных сторон личности музыканта является основной и наиболее значимой задачей. Оно включает формирование сознательности, трудолюбия, добросовестного отношения к занятиям, дисциплинированности, смелости, выдержки, самообладания, умения преодолевать трудности, настойчивости, уважения к профессии музыканта и любви к музыке как к древнейшему виду искусства.

Все эти качества более ярко выражены и проявляются у тех учащихся, которые любят свою страну, гордятся её историей, великими соотечественниками, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, спорте. В беседах, конкретных ситуациях педагог должен дать юным музыкантам знания о личностных качествах, приводя примеры из жизни композиторов и выдающихся музыкантов.

Все виды деятельности, включая музыкально-исполнительскую, связаны с преодолением трудностей и требуют от человека физических, умственных, интеллектуальных и волевых усилий. Волевая подготовка должна быть частью содержания всех остальных сторон в подготовке концертной деятельности. Для успешного совершенствования волевых качеств необходимо следующее:

- Осознание цели, во имя которой необходимо преодолеть трудности;

- Постановка реально достижимых новых и более высоких целей: перспективных, промежуточных и конкретных;

- Строгое соблюдение распорядка дня, рационального режима учёбы, труда, самостоятельных занятий на инструменте, участие в концертной деятельности;

- Выполнение самостоятельных волевых решений;

- Воспитание способности противостоять эмоциональным реакциям на возникающие ситуации, которые могут помешать достижению высокого творческого результата;

- Умение контролировать свои действия, поведение, вести учёт проделанной работы;

- Обязательное выполнение задуманного, намеченного, необходимого.

6) Психологическая подготовка

Основные задачи психологической подготовки – формирование интереса и любви к концертным выступлениям и к музыкальному искусству в целом, готовности к занятиям и музыкально - исполнительской деятельности, требующей волевых усилий для преодоления внешних и внутренних препятствий, совершенствования эмоциональных свойств личности, развитие и совершенствование интеллекта музыканта. Успешное решение этих задач зависит от знаний и педагогического мастерства учителя, от владения музыкантом-исполнителем системой специальных знаний о психике человека. Музыканты должны знать, что такое восприятие, представление, внимание, его виды и свойства, память, мышление, воля, волевые качества и чувства, эмоции, каковы их значения, роль и влияние на деятельность человека.

Задачи психологической подготовки:

- формирование значимых волевых качеств;

- совершенствование свойств внимания;

- овладение умением сосредоточиваться и мобилизоваться во время самостоятельных занятий и других видов деятельности;

- овладение умением управлять своими чувствами, эмоциями, действиями, поведением;

- овладение умением регулировать психическое состояние во время выступлений и иных жизненных ситуаций;

- развитие способностей к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе;

- овладение умением противостоять неблагоприятным воздействием внутренних и внешних факторов;

- создание уверенности в своих силах;

- формирование готовности к выступлениям на эстраде и на различных конкурсах;

- воспитание стремления бороться за высокий творческий результат.

Наиболее значимой из основных задач психологической подготовки является достижение состояния готовности к выступлению на сцене, выражающейся в мобилизованности музыканта-исполнителя на решение поставленных творческих задач. Этой способностью мобилизовываться нужно учиться при решении повседневных задач в процессе ежедневных занятий, постоянно, изо дня в день. В психологической подготовке музыкантов-исполнителей можно применять следующие методы:

- словесные воздействия: разъяснение, рассказ, беседа, убеждение, педагогическое внушение, одобрение, критика, осуждение;

- выполнение посильных задач для достижения результата;

- постепенное усложнение задач для достижения результата;

- введение ситуаций, требующих преодоления трудностей: волнения, страха, неприятных ощущений; используя их необходимо соблюдать постепенность и осторожность, не требуя предельной мобилизации.

Ещё одной из главных задач психологической подготовки является формирование мотивов для напряжённых ежедневных занятий на инструменте и осознанного положительного отношения к режиму этих занятий, нагрузкам и требованиям. Целью психологической подготовки музыкантов-исполнителей является формирование состояния, обеспечивающего высокий художественно-творческий уровень выступления, особенно в условиях конкурсной борьбы и интенсивной концертной деятельности, от состояния психики, от умения управлять собой, своими эмоциями зависит успех выступления на сцене.

Психологическая подготовка начинается задолго до выступлений, опирается на ежедневные базовые занятия и решает следующие задачи:

- формирование значимых мотивов, готовности к выступлениям;

- воспитание уверенности в своих силах, стремление к обязательному достижению определённого результата;

- выработка эмоциональной устойчивости к конкурсному стрессу;

- сохранение нервно-психической свежести;

- предупреждение перенапряжений;

- овладение самоконтролем и саморегуляцией собственного психологического состояния в концертной или конкурсной обстановке

Психологическую подготовку и овладение навыками саморегуляции состояния своей психики следует начинать с самого начала обучения музыке, так как исполнительская деятельность является нетоъемлемой частью обучения, даже если музыкант в дальнейшем не планирует вести профессионально-концертную деятельность.

Саморегуляция - это процесс произвольного изменения собственного психологического состояния, направленный на улучшение работоспособности и эффективности деятельности в ситуации данного момента. Психологическая напряжённость может проявляться в слишком высоком или слишком низком уровне нервно - психической активности.

Для снижения уровня возбуждения с целью успокоения, расслабления перед выступлением применяются следующие способы саморегуляции:

1) Словесные воздействия:

а) переключение мыслей на творческие задачи, а не на результат;

б) переключение мыслей и внимания на образы и явления, вызывающие положительные эмоции (картины природы, приятные люди, радостные события и др.);

в) самоубеждение, направленное на успокоение: «Я хорошо подготовлен»;

г) самоприказы: «Успокойся», «Не волнуйся», «Возьми себя в руки» и др.

2) Приёмы, связанные с использованием поз, движений и внешних воздействий:

а) задержка движений, характерных для человека в возбуждённом состоянии;

б) регуляция дыхания, изменения интервалов вдоха и выдоха, с задержкой дыхания, замедлением и ускорением вдоха и выдоха, их глубины;

в) последовательное расслабление основных и локальных групп мышц, чередование напряжения и расслабления отдельных групп мышц

г) успокаивающие приёмы массажа (лёгкое поглаживание, потряхивание)

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации применяются следующие методы:

1) словесные воздействия:

а) концентрация мыслей на достижении высокого творческого результата;

б) настройка на использование своих эмоциональных, интеллектуальных, технических и физических возможностей;

в) мысли о высокой ответственности за результат выступления;

г) самоприказы: «Мобилизуйся», «Я должен» и другие;

2) Приёмы, связанные с использованием поз, движений и внешних воздействий:

а) использование «тонизирующих» движений

б) использование элементов физической разминки

в) возбуждающие приёмы массажа (поколачивание, разминание, растирание)

Но всё же самым действенным и надёжным способом регуляции психоэмоционального состояния музыканта исполнителя во время выступления на сцене является, как уже было сказано выше, сосредоточение, (концентрация) внимания на творческом процессе, на более глубокой, точной интерпретации музыкальных произведений. После выступления необходимо обсуждать его результаты, не оставляя без внимания положительные и отрицательные явления, анализировать их причины.

7) Тактическая подготовка

Понятие «тактика», означающее искусство подготовки и ведения боя, впервые появилось в военном деле. Со временем оно стало использоваться для обозначения совокупности средств и приёмов не только в общественной и политической борьбе, но не менее широко и в других сферах, например в спорте. Тактическое мышление проявляется в способности человека, восприняв возникшие изменения, быстро оценить новую ситуацию и переработать эту информацию, и главное, кратчайшим путём найти среди нескольких вариантов решений то, которое ведёт к успеху с наибольшей вероятностью. При подготовке к выступлению должно быть продумано выполнение отдельных действий, например, выход на сцену, расположение инструмента, сценический костюм. Не менее важно предусмотреть вероятность контактов перед выступлением, так как результатом их может быть переключение мыслей на сообщаемую новость, определённый эмоциональный «всплеск». Такое отвлечение нарушает общий настрой, сосредоточенность – психологическую готовность музыканта к выступлению.

Объективными факторами изменения обстоятельств и внешней среды во время концерта могут быть:

- непривычное освещение;

- незначительные неисправности (или особенности) инструмента;

- шум от неожиданно возникающих разговоров зрителей;

- шум от работы фото- и видеокамер.

Субъективные факторы:

- высокая ответственность;

- сомнения, неуверенность в оценке своих действий;

- посторонние мысли;

- боязнь плохого выступления;

- утомление, развивающееся в процессе эстрадного выступления.

Главный путь приобретения концертно-исполнительского опыта, который решит все вышеперечисленные задачи - это систематическое участие в концертах и конкурсах различного уровня. Концертное выступление – это целостный процесс, который во многом зависит от одарённости музыканта. Но любой талант, не подкреплённый трудом и знаниями, непременно угасает. Поэтому развитие и совершенствование природных данных – задача первостепенная для тех, кто хочет достичь высоких творческих результатов.

Учитывая психологический тип личности, зная, какие стороны психики требуют коррекции, используя приемы саморегуляции, музыканты – исполнители и педагоги могут усовершенствовать процесс подготовки к концертному выступлению, сделать его более осознанным, глубоким и, в конечном итоге, более результативным.

Психологическая подготовка очень важна для современного музыканта, чтобы не «сбиться с пути» в современном быстро меняющемся мире, сконцентрироваться в русле своей профессии, не поддаться иллюзии быстрого успеха и в то же время полноценно и динамично реализовывать себя как личность в музыкально-исполнительской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Человек как предмет познания. - Издательство Ленинградский университет, 1968.

2. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: «Музыка», 1974.

3. Петрушин В. Артистизм – это тренировка. - Советская музыка, 1971.

4. Родионов А. Психология: темперамент и типы высшей нервной деятельности. – М. Высшая школа, 1968.

5. Савшинский С. Режим и гигиена работы пианиста. – Л. Советский композитор, 1963.

6. Столяренко Л. Психология для студентов колледжей. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.

7. Успенский П. В поисках чудесного. – М.: Фаир-Пресс, 2000.

8. Черникова О. Эмоциональные состояния в спорте. – СПб: Питер, 2000.



К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2011


 © 2017 - Вестник КАСУ