Update site in the process

   Главная  | О журнале  | Авторы  | Новости  | Вопросы / Ответы


К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2011

Автор: Черданцева Анна Валерьевна

В тенденциях развития современного общества с очевидностью выделяется такая особенность, как наличие постоянных и многообразных структурных и качественных изменений во всех сторонах общественной жизни, которая выражается в динамике межкультурных взаимодействий, Современный человек постоянно находится в ситуации принятия вызовов настоящего, чтобы соответствовать реалиям жизни. При этом остро встает, в том числе и перед научным сообществом, проблема такого поведения человека, при котором он бы не просто адаптировался к изменениям, но «опережал» их и сам становился источником новых изменений, реализуя в собственной активности потенциал инновационного поведения (Клочко В.Е., Галажинский Э.В., 2009). В контексте заявленной проблемы мы предлагаем рассмотреть процесс саморазвития человека в путешествии как процесс закономерного расширения его ментального пространства.

В варианте системной антропологической психологии, разрабатываемой В.Е. Клочко, Э.В. Галажинским О.М. Краснорядцевой и др., ментальное пространство личности определяется как то, «что происходит между человеком и средой, пространство, в котором снимаются как объективная логика среды, так и субъективная логика человека, подчиняясь одной логике – логике самоорганизации человека как открытой системы» (Клочко В.Е., 2009).

Ментальное пространство личности представляет собой динамическое образование, опосредующее сложные взаимосвязи человека с окружающим миром и обусловливающее особенности становления человека как сложной самоорганизующейся системы. Ментальное пространство личности содержит в себе перманентно включенные в его ткань образ мира человека и образ жизни, а постоянно возникающие, осознающиеся и решаемые человеком противоречия между ними составляют основу динамических изменений в ментальном пространстве человека.

При анализе изменений, происходящих с человеком в течение жизни, встречается большое количество различных понятий, тем или иным образом описывающих этот процесс: развитие, трансформация, самоактуализация, самоосуществление, саморазвитие, деформация и т.д. Впервые термин «расширение» для понимания динамических процессов в жизненном пространстве в процессе приобретения опыта использовал К. Левин (Левин, 2001). Анализируя особенности подросткового возраста, он затрагивает и проблематику расширения жизненного мира личности. С его точки зрения, личностное развитие подразумевает включение в жизненное пространство человека новых, неизвестных ранее зон («регионов»), имеющих потенциал перестраивать все жизненное пространство в целом. Таким образом, личностное развитие происходит в следующих аспектах:

1) увеличение широты жизненного пространства в отношении а) того, что является частью психологического настоящего; б) временной перспективы в направлении психологического прошлого и психологического будущего; в) измерения реальность-ирреальность;

2) растущая дифференциация каждого уровня жизненного пространства на множество социальных связей и областей деятельности;

3) растущая организация жизненного пространства;

4) изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства.

Таким образом, в теоретических построениях К. Левина принципиальной является идея о расширении как не просто приращении жизненного пространства, но изменении его качественных оснований при включении в него новой, неизвестной ранее зоны.

Идеи Д.А. Леонтьева о жизненном мире человека как систематически расширяющемся пространстве построения жизненных отношений находят свое отражение при анализе бытия человека в путешествии. Жизненный мир субъекта, в определении автора – это та «…часть универсума, которая потенциально выступает как предмет его практического либо познавательного отношения» (Леонтьев Д.А., 1992).

Отмечается, что впервые в научный обиход понятие «жизненный мир» было введено Э. Гуссерлем и его последователем Л. Бинсвангером в контексте описания феноменологии специфической, уникальной реальности конкретного человека. Современная психология, признавая априори уникальность жизненного мира каждого, тем не менее, сосредоточивается на изучении структуры жизненного мира, неких определяющих инвариант отношений человека и мира.

Следовательно, Д.А. Леонтьев в качестве категории, связующей человека с окружающим его миром, который никогда не существует отдельно, «вне» индивида, предлагает к использованию понятие «жизненное отношение». В его построениях жизненное отношение есть «объективное отношение между субъектом и каким-либо объектом или явлением действительности, характеризующееся потенциальной возможностью качественно определенной формы взаимодействия между ними» (Леонтьев Д.А., 1992).

Бытие человека всегда содержит возможности расширения жизненных отношений. Создание семьи, образование, психологические практики – все это предполагает в той или иной степени расширение жизненных отношений.

Важной в позиции Д.А. Леонтьева является идея о том, что расширение жизненного мира может быть результатом а) изменения форм субъективной репрезентации (психотерапия); б) построение отношений с реальностью (жизнетворчество).

Жизнетворчество рассматривается Д.А. Леонтьевым как практика расширения жизненного мира. В качестве условия осуществления жизнетворчества выступает достигнутый личностью в своем развитии определенный уровень субъективности, а именно: относительная свобода сознания, ответственность и низкий уровень психических защит (Леонтьев Д.А., 2001).

Таким образом, позитивные личностные изменения не всегда обеспечиваются лишь изменением внутреннего мира, но могут выстраиваться как результат новых или особенных отношений с реальностью. Тем самым, создается возможность и необходимость рассмотрения в аспекте жизнетворчества туристских практик.

Опираясь на основные положения Курта Левина о расширении жизненного пространства, идеи Д.А. Леонтьевна о жизненном мире и практиках его расширения и ключевые положения теории психологических систем, мы предлагаем следующее определение понятию расширения ментального пространства личности: Расширение ментального пространства личности – это процесс количественно-качественных изменений в психологической системе человека, запускаемый осознанием противоречия между бытийно-образной и бытийно-действенной компонентами многомерного мира человека и характеризующийся включением новых объектов в образ мира человека.

Исходя из представлений об особенностях становления многомерного мира человека, нами была разработана модель расширения ментального пространства личности в туристической деятельности. Критерий, задающий специфику изменений - это есть качества бытия человека, в котором существует и разворачивается путешествие. Это непосредственно перемещения в пространстве, а также связанное с ними освоение окружающего мира в русле удовлетворения жизненно важных потребностей, освоение культурного пространства туристического путешествия (приобщение к новой для себя культуре) и, наконец, формирование новых и поддержание старых коммуникативных связей в путешествии, образующие коммуникативную специфику пространства путешествия. При этом необходимо отметить, что изменения в путешествии идут параллельно практически на всех качествах бытия человека, различаясь лишь по своей интенсивности.

Например, при выборе туристической поездки (тура) по принципу «все включено» наиболее задействованным будет качество пространственного перемещения, поскольку жизненное пространство путешествия уже организовано и требуется минимум усилий по его освоению, проникновение в культуру не требуется и может быть минимальным, коммуникации также не обязательны. В ситуации так называемого «спортивного» туризма (например, спуск по реке на байдарках) требуется не только хорошая ориентировка в пространстве, но также активное освоение пространства с целью обеспечения основных жизненных потребностей: еды, питья, отдыха, безопасности и др. Таким образом, заданные параметры путешествий представляются нам характерными для всех видов туристических поездок, но при этом для разных видов туризма специфичными будут изменения (расширения) в каком-то значимом качестве.

Специфика расширения ментального пространства личности и качества туристических путешествий определяется следующими качествами бытия человека в путешествии.

Во-первых, это пространственное перемещение. Оно связано с необходимостью ориентировки в новом пространстве, представляет собой интенсивную когнитивную активность, разрешение противоречий между новой и уже имеющейся информацией о мире. В итоге возникает ментальная карта нового пространства, согласованная с образом мира человека. Этот процесс зависит от степени различий между привычным (освоенным) пространством и новым, а также от степени активности человека в разрешении противоречий между наличной информацией о мире и вновь поступающей.

Во-вторых, это темпоральная специфика путешествия, связанная с необходимостью вхождения в новый ритм жизни. Итогом реализации этого качества путешествия является расширение темпоральных опытов проживания жизни. Интенсивность изменений в этом аспекте обусловливается разницей между привычным и наличным часовым поясом, спецификой отношения к времени в культуре, ригидностью повседневного образа жизни.

Освоение жизненного пространства выступает третьим качеством путешествия и обусловливается необходимостью обеспечения основных витальных потребностей. Сюда входит поддержание и развитие привычного уровня и качества жизни. Интенсивность изменений зависит от степени различий между привычными способами поддержания привычного уровня жизни и особенностями комфорта в путешествии.

В следующем качестве выступает инокультурная среда. Человеку необходимо понимать смысл и ценность проявлений человеческой активности (вещных и нематериальных) в данной культурной среде, основу расширения ментального пространства здесь составляют противоречия между имеющейся и предлагаемой системой ценностей.

В результате происходит обогащение представлений о ценностях и смыслах человеческой активности. Специфика изменений зависит от различий в привычной культурной среде и наличной культурной среде, интенсивности взаимодействия с культурной средой, установок толерантного-интолерантного восприятия культурных ценностей.

Следующее качество бытия человека в путешествии – это пространство коммуникаций. Коммуникация человека не только связывает и опосредствует все другие качества путешествия, но также является средством утверждения и подтверждения себя в мире. Тем самым, можно заключить, что коммуникация есть наиболее сложное качество бытия человека в путешествии. Итогом изменений в этом качестве является расширение круга общения, опосредствование других уровней путешествия.

Таким образом, в ходе изучения и систематизации научного знания по проблеме изменений ментального пространства личности было принято решение об использовании термина «расширение» как наиболее адекватно описывающего суть изменений в нем. Нами дано определение этому понятию и проанализированы основные уровни путешествия, на которых происходят эти изменения. Согласно представленной схеме, классифицирующей качества путешествия и определяющей специфику изменений в ментальном пространстве личности, существуют качества путешествия, которые всегда будут задействованы в любом путешествии: это уровень пространственных перемещений, изменение темпоральной специфики и организации своего жизненного пространства. Необходимо выделить качества путешествия, действующие более опосредствовано, нежели другие, – это инокультурная среда и коммуникации. В основе их выделения лежит необязательность (добровольный выбор) как познания культуры другой местности, так и коммуникаций со стороны путешественника. С другой стороны, именно последние уровни обеспечивают собственно развитие человека как сложной самоорганизующейся системы, поскольку представляют собой ресурсы для изменения ценностно-смысловых составляющих образа мира человека, изменения системообразующих составляющих его ментального пространства.

Итак, туристическое путешествие заключает в себе потенциал «бытийного» саморазвития человека, предполагающий наличие значительных возможностей динамических изменений в структурах ментального пространства личности. Это дает возможность рассматривать путешествие как альтернативный психологической и психотерапевтической помощи ресурс личностного роста и развития личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В.Е. Клочко. – Томск: Том. гос. ун-т, 2005. – 174 с.

2. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск; Изд-во ТГУ, 2009

3. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Исследование инновационного потенциала личности: концептуальные основания// Сибирский психологический журнал, 2009, №33. - С. 6-12

4. Левин К. Динамическая психология. Избр. труды / под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Ю. Патяевой. – М.: Смысл, 2001. – С. 243 – 250.

5. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психол. журн., 1992, т. 13, N 2, с. 107-120.

6. Леонтьев Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира// 1-я Всероссийская научная конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. - М.: Смысл, 2001. - С. 100-109.



К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2011


 © 2017 - Вестник КАСУ