Update site in the process

   Главная  | О журнале  | Авторы  | Новости  | Вопросы / Ответы


К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №1 - 2011

Автор: Бенеш Наталья Ивановна

Проблема литературного образования младших школьников - одна из главных задач школы. Её решение будет не совсем полным, если не учитывать региональный аспект (принимая во внимание современное состояние государства). Таким образом, на наш взгляд, уместно включить в содержание литературного образования изучение казахского героического эпоса как раздела в программе, который будет изучаться комплексно. Это знакомство необходимо в плане подготовки к восприятию систематического курса литературы в среднем звене школы. Поэтому главной задачей нашей работы является построение методической системы изучения казахского героического эпоса. Учитывая результаты анализа психологической, методической литературы, мы разработали вариант методической системы по изучению казахского героического эпоса, построенной на основе взаимосвязи читательских умений и литературоведческих знаний.

Казахский героический эпос - это «богатырские сказки», а уже само понятие «сказка» вызовет у детей интерес. Кроме того, в ней нашла отражение история, быт, традиции, мудрость казахского народа. Сказка является незаменимым чтением для ребёнка, все, о чём в ней говорится, надо только представить. Меткость народного языка, наличие повторов облегчит чтение народных сказок. Казахский героический эпос зачастую отражает реальные исторические события, содержит элементы фантастики и реализма, обилие бытовых подробностей и глубокие психологические наблюдения. Всё это позволяет младшим школьникам нарисовать яркие картины прошлого казахского народа. Яркий, самобытный, меткий язык, необычные средства создания образов, стихотворное своеобразие, многогранность тематики - всё это свидетельствует о том, что перед читателем предстаёт ценный литературный и исторический памятник, свидетельствующий о героических подвигах богатырей, стойкости народного духа.

В казахском героическом эпосе, наряду с захватывающим сюжетом, поразительно мастерство создания образов, описание переживаний героев [1, с. 127]. Анализ памятников героического эпоса позволил определить некоторые методологические подходы к его изучению в начальной школе:

1) Изучение должно идти в два этапа: на первом – формирование представлений о богатырских сказках, (2 класс), развитие интереса к изучению.

На втором - (3 - 4 классы) - казахский героический эпос в историко-литературном процессе (рассмотреть этапы становления и развития казахского героического эпоса на основе хронологического принципа).

2) В процессе изучения необходимо учитывать специфику языка, использовать хорошо адаптированные тексты, сохранившие самобытность памятников и в то же время доступные для понимания и восприятия младших школьников.

3) Процесс изучения данных литературных памятников требует глубокой исторической и этнографической справки.

4) Учитывая, что для изучения предлагаются эпические произведения, вполне естественным будет использование методов, приёмов анализа эпических жанров богатырской сказки: языка, особенностей создания эпических образов батыров и так далее.

Таким образом, при разработке системы изучения казахского героического эпоса необходимо учитывать психологические и литературоведческие аспекты. Только в случае учёта этих аспектов и глубокого знания предмета изучения возможна выработка эффективных методов, приёмов работы. Данная система будет эффективна при учёте психологических особенностей на каждом этапе работы системы и при выполнении определённых методических условий:

- учёта специфики общих свойств восприятия,

- формирование читательских умений должно происходить в единстве с формированием литературоведческих знаний, эмоционально-оценочной деятельностью.

Как уже упоминалось ранее, эффективность обучения в значительной степени зависит от выбора произведений, которые обеспечивают направленность на решение задач литературного развития. Поэтому мы постарались отобрать для изучения произведения, которые соответствуют детскому мировосприятию, увлекательны, доступны, но в то же время сохраняют самобытность памятников. На первом этапе работы системы мы предлагаем познакомить учащихся с произведением «Кобланды-батыр», глава «Битва Кобланды с Казан-ханом». На втором этапе - произведение «Алпатыс-батыр», глава «Алпамыс достигает всех своих желаний» и произведение «Камбар-батыр», глава «Первый подвиг Камбара» и «Битва Камбара с Караманом».

Изучение казахского героического эпоса, как раздела, можно включить в курс литературы после изучения русской литературы (былин). Так как в этих жанрах очень много общего, то казахский героический эпос можно изучать, сопоставляя его с русскими былинами, что позволит наиболее ярко представить общее и особенное в эпосе русского и казахского народа.

Разработанная нами система направлена на реализацию следующих задач:

1) разработку системы знаний и умений, усвоение которых приведёт к формированию читательских умений и литературоведческих знаний;

2) подбор и систематизация художественных произведений, на материале которых будет проводиться работа;

3) определение совокупности методов, приёмов работы над казахским героическим эпосом;

4) выявление уровня сформированности читательских умений и литературоведческих знаний в результате реализации разработанной системы.

Исходя из общих задач развития, начальная школа должна вести работу над литературным развитием, формировать отношение к художественному произведению, как к искусству слова, чтобы каждое прочитанное произведение откладывалось в памяти сердца и ума младших школьников сегодня, взрослых читателей в будущем, сформировать читателя, владеющего способами самостоятельной работы с читаемым [2, с. 221].

Эта цель осуществима при следовании методическому закону, согласно которому все приёмы обучения, основываясь на природе ученика, его естественных склонностях и способностях, должны быть в то же время согласованы с природой изучаемого предмета, сообразованы с требованиями, вытекающими из сущности предмета обучения (В.П. Вахтеров).

Решению задач будет способствовать доверительная атмосфера на уроке, когда в ответах детей будет раскрываться личность. Неудовольствия учителя по поводу неверного ответа не должно быть (особенно на уроках чтения, где важно своё отношение, своё видение мира образов). Учителю необходимо стимулировать эстетические переживания и создавать у каждого учащегося свой читательский образ, соответствующий образу, созданному писателем, через общение, через потребность узнать и понять друг друга. Нужно каждому дать право на открытие, способное удивить учителя и класс [3, с. 17].

На развитие ребёнка направлено содержание, методы и организация учебной деятельности. При построении урока и организации учебной деятельности необходимо учитывать общие свойства восприятия и художественного, также возрастные особенности психических процессов и эмоциональной сферы, так как в психологии и методике обучения литературе под восприятием произведения понимается деятельность, в которой синтезируются различные процессы, как мышления, памяти, воображения, так и эмоциональной сферы читателя [4, с. 137].

В процессе преподавания сочетаются и взаимодействуют многие факторы, влияющие на литературное развитие учащихся, формирующие их художественное восприятие. Литературное развитие можно определить, в одной стороны, как процесс накопления, усвоения литературных знаний, развитие сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное (читательские умения), с другой стороны - как развиваются способности мыслить словесно-художественными образами, происходит в процессе читательской деятельности, осмысления литературных произведений [5, с. 187]. Как утверждает психолог Л.С. Выготский, в процессе чтения художественных произведений идёт не просто усвоение прочитанного, а происходит взаимодействие объективного содержания произведения с личным опытом человека, с имеющимися у него понятиями и образами [6, с. 248].

Способность мыслить словесно-художественными образами раскрывается через художественное мышление и речь. По словесному описанию ученика всегда можно распознать, опирается ли он на имеющийся у него образ.

Важнейшим фактором литературного развития учащихся является анализ художественного произведения. В процессе анализа непосредственное художественное впечатление соотносится с жизненным опытом, протекает овладение необходимыми теоретическими представлениями, идёт формирование эмоционально-оценочной деятельности.

Ключевым методическим принципом является принцип единосущности формы и содержания. Но существенны и учёт непосредственного читательского восприятия, учёт возрастных особенностей, требование опоры на контекст анализируемого произведения. Текст при анализе должен осмысляться не в буквальном его значении, а в его внутренних словесных, психологических, сюжетных и так далее, связях. Выбор путей, приёмов анализа определяется особенностями художественного текста, и задачами, которые необходимо решить при анализе [7, с. 83].

Учитывая возрастные особенности, на первый план нужно ставить обращение к сюжету и герою, связи между ними. Выбор форм, путей анализа не может быть безразличен к жанровой природе произведения. Жанр объединяет в себе все компоненты художественного произведения: композицию, образную систему, сюжетные линии, язык, стиль и придаёт им законченность. Приём же является средством формирования умений, приобретения читательского опыта. Квалифицированный читатель не нуждается в составлении плана, он не рисует словесных картин, а устанавливает причинно-следственные связи и воссоздаёт в воображении картины жизни на основе соответствующих умений [7, с. 98].

Большое влияние на литературное развитие младших школьников оказывают формирование читательских умений способности мыслить словесно - художественными образами. Анализируя методические источники, мы пришли к выводу, что наиболее интересной в плане выделения читательских умений является позиция М.П. Воюшиной. Она и другие исследователи в процессе эксперимента разработали систему умений, необходимых для полноценного восприятия художественного произведения. Система умений включает в себя:

1) Умение воспринимать изобразительно выразительные средства языка, в соответствии с их функцией в художественном произведении.

Формируется на основе следующих знаний:

- о слове, как средстве художественного образа и средстве выражения авторского отношения;

- представление о многозначности слова, о переносном значении слова, о синонимическом ряде [7, с. 98].

2) Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображаемые писателем, формируется на основе следующих знаний:

- представление о соотношении литературы и действительности (в художественном произведении описывается не то, что могло бы быть);

- представления о первичности литературного произведения по отношении к иллюстрации; представление о статичности иллюстрации и изображении развития действия в литературном произведении [7, с. 99].

3) Умение устанавливать причинно-следственные связи между эпизодами. Формируется на основе начальных сведений о построении произведения, как средстве раскрытия характеров, идеи произведения [7, с. 100].

4) Умение воспринимать образ-персонаж в соответствии с текстом, как один из элементов, служащий для раскрытия идеи. Формирование на основе знаний:

- представления о приёмах изображения персонажей (поступков, чувств, переживаний, размышлений, внешности, речевая характеристика, отношение к нему других действующих лиц и его отношение к ним, авторская характеристика);

- представление о способах выражения чувств и представлений (мимика, жест, интонация);

- знание лексики, обозначающей чувства, состояние, качества характера;

- представление о том, что автор, создавая образ героя, высказывает свою точку зрения на решение какого-либо вопроса [7, с. 101].

5) Умение увидеть авторскую позицию во всех элементах произведения. Формируется на основе начальных представлений о том, что с помощью отбора средств языка, построения произведения, изображения картин жизни, создания характеров, автор высказывает свою точку зрения.

6) Умение осознать идею произведения. Формируется на основе начального представления о теме, основной мысли произведения [7, с. 10З].

Формирование умений предполагает и применение знаний. Умения способствуют полноценному восприятию художественного произведения, формируются в процессе анализа художественного произведения в единстве с накапливанием опыта эмоционально-оценочной деятельности, выбор умения определяется особенностями изучаемого художественного текста. Кроме этого, для решения задачи литературного развития в первую очередь важно высокое художественное достоинство произведений, предлагаемых для чтения детям, и осуществление такого методического подхода, когда литература на уроке чтения рассматривается как искусство [7, с. 116].

«Надо начинать знакомство с такими произведениями искусства, которые посильны, доступны и таят в себе большую привлекательность и непосредственную чувствительную прелесть» (8, с .83). Поэтому в основу отбора материала для чтения должны быть положены принцип доступности (этот принцип указывает на возрастные и индивидуальные различия восприятия), принцип художественности, принцип воспитывающего и развивающего обучения, таким образом, подход к отбору произведений определяется их соответствием детскому мировосприятию, увлекательностью доступностью образов и средств их изображения [9, с. 74].

Поэтому, учитывая психологический аспект, а также воспитательное, эстетическое, познавательное значение казахского героического эпоса, мы отобрали варианты, адаптированные к детскому восприятию.

Система направлена на расширение литературоведческих знаний, формирование читательских умений у детей, проверку возможности восприятия казахского героического эпоса младшими школьниками. При работе необходимо давать полное представление о произведении, исторические справки об эпохе и событиях, отображаемых в произведении, исторические справки об эпохе и событиях, отображаемых в произведении (быт, одежда, язык), литературоведческие сведения. Это необходимо и как подготовка к первичному восприятию произведения и как средство поддержания устойчивого интереса к изучению истории литературы.

При анализе произведений необходима лексическая работа (объяснение непонятных слов и наблюдение за строем, плавностью и напевностью казахского языка). Для полного и точного осмысления идеи, представления образа главного героя предлагается продуманная система вопросов и заданий.

Система обучения, учитывая основные требования к литературному развитию, направлена на творческое осмысление художественного произведения. Нами разработаны разного вида творческие работы: сочинения, отзыв о прочитанном, групповая работа по заданной проблеме, оценка поступков героя и т. д. Разработанную систему изучения казахского героического эпоса мы внедрили на базе школы № 37, во 2 «Б» и 3 «А» классам. Было проведено 6 уроков во 2 «Б» классе и 6 уроков в 3 «А» классе.

На подготовительном этапе работы (2 класс) в процессе эксперимента были реализованы следующие цели:

1) Дать представление о казахской литературе;

2) Познакомить с казахским героическим эпосом, как своего рода «богатырской сказкой»;

3) В процессе работы формировать литературоведческие знания и умения анализировать эпические произведения;

4) Дать представление об особенностях казахской «богатырской сказки».

Рассмотрим процесс работы на данном этапе. На первом уроке учащимся были предложены исторические сведения о возникновении казахского народа, о событиях, описанных в казахском героическом эпосе. Это было необходимо в плане подготовки к полноценному восприятию произведения «Кобланды-батыр». На последующих уроках шла работа над анализом главы «Битва Кобланды с Казан-ханом». Глава достаточно объёмная, поэтому её чтение заняло много времени. Затем была проведена словарная работа, а учащиеся получили задание - составить словарики непонятных слов. После этого на протяжении четырёх уроков мы анализировали главу (на уровне сюжетной линии, системы образов, языка) при помощи продуманной системы вопросов.

На последнем, обобщающем уроке, обсуждались творческие работы учащихся, при этом выделялись особенности казахских богатырских сказок, которые ребята использовали в своих работах; в беседе казахские богатырские сказки сопоставлялись с русскими былинами, выделялось общее и отличное в этих жанрах.

Анализируя работу учащихся на уроках, можно сделать следующие выводы: ребята умеют на основе определённых художественных деталей дорисовать целостный образ, воссоздать картины жизни, умеют ориентироваться в условном сказочном мире, достаточно глубоко воспринимают образ центрального персонажа; имеют представление о способах выражения чувств, представлений и умеют подобрать свои выражения для оценки этих чувств и состояний; умеют творчески поразмышлять над судьбой персонажа. Класс достаточно сильный; и трудностей в работе практически не возникало. Причина этого ещё и в том, что ребята уже знакомы с приёмами работы со сказкой. Учащиеся работают на уроках активно, на вопросы дают полные ответы, с интересом участвуют в обсуждениях.

В процессе изучения использовались различные приёмы работы: выборочное чтение, словесное рисование, сопоставление размышлений, переживаний героев, анализ иллюстраций, чтение по ролям и т.д.; различные формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Подготовительный этап имеет большое значение для дальнейшей работы. Во-первых, на данном этапе учащиеся впервые знакомятся с казахской литературой, во-вторых, можно сказать, что здесь практическим путём идёт формирование понятия казахский героический эпос, так как в процессе работы учащиеся обращают внимание на особенности сюжета, образной системы, языка, на отличие изучаемого произведения от сказки.

На втором этапе работы (3-4 классы) идёт собственно формирование понятия казахского героического эпоса как жанра, учащиеся знакомятся с особенностями казахского героического эпоса (особенности стиля, языка и т.д.). Потому данному этапу в нашей работе уделено большее внимание.

Рассмотрим пример изучения казахского героического эпоса на втором этапе. Начало работы предполагало подготовку к восприятию казахской литературы, знакомство с эпохой, событиями, описываемыми в предлагаемом в произведении. Приводим фрагмент урока, на котором осуществляется первое знакомство учащихся с казахским героическим эпосом.

Урок 1

Тема: «Алпамыс-батыр». Знакомство с казахским героическим эпосом.

Цели: 1. Дать понятие о казахском героическом эпосе, о его особенностях. 2. Формировать историко-литературные знания, развивать внимание, память. 3. Воспитывать интерес к казахской литературе.

Ход урока (фрагмент)

1) Подготовка к восприятию произведения. Беседа

Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем изучение казахской литературы. На протяжении, всех наших встреч мы будем совершать путешествия, но это будет не совсем обычные путешествия. Мы будем путешествовать не в пространстве, а во времени. И целью таких путешествий станет изучение казахской литературы. Сегодня на уроке мы познакомимся с казахским героическим эпосом. Иначе казахский героический эпос называют «богатырскими сказками» или «батырлар жыры» - богатырскими песнями. Как вы думаете, почему они так называются? О ком они?

Эльдар С.: Они о казахских богатырях.

Учитель: А как называют казахских богатырей?

Марина М.: Батырами.

Учитель: Сначала я хотела бы немного рассказать вам об истории казахского народа. Давным-давно казахского народа не существовало. Были только разрозненные племена; усуни, канглы, цжалаиры, кипчаки, найманы, дулаты, конратцы. Затем, к началу XII века образовалось три хозяйственных района - жуза, или три орды: старший, средний, младший. В XV веке на территории старшего жуза образовалось казахское ханство. Ребята, а вам знакомо понятие эпос? Дети затрудняются в ответе.

Учитель: В литературе существует три рода: эпос, лирика и драма. Эпос в свою очередь делится на жанры. Мы с вами познакомимся с казахским героическим эпосом, как эпическим жанром. Казахский героический эпос - это сказание, песнь об исторических событиях в жизни народа. Многие народы имеют эпос, например, германский эпос «Песнь о Нибелунгах», киргизский «Манас». Казахский героический эпос возник примерно в XIV - XVI веках в эпоху владычества Золотой Орды.

Казахский героический эпос складывался веками. В нём изображается - прошлая жизнь народа, его борьба за справедливость, за свободу. Главная тема - защита родной земли. Герои - мужественные атыры, защитники народа. Тревожно жилось в те времена людям. Племена, жившие на территории Казахстана, то объединялись в союзы, то вновь распадались, воевали между собой, защищались от иноземных захватчиков: джунгаров, калмыков, монголов. Память о том, как стойко и смело воевали предки, воодушевляла людей на создание эпоса. Героический эпос имеет стихотворную форму, он сказывается нараспев, в сопровождении домбры. Создателей эпоса называют жырау, а исполнителей - жырши (акыны). Людей, которых позднее записывали, собирали эпос, называют собирателями. Самые известные из них - Ч. Валиханов, Н. Ч. Березин, В.Потанин.

Сегодня мы с вами познакомимся с главой одного из самых древних образцов казахского героического эпоса - «Алпамыс-батыр», который складывался народом, передавался из уст в уста. Мы познакомимся с эпосом «Алпамыс-батыр» в прозаическом пересказе А. Сейдимбекова.

2) Чтение учителем текста-связки

3) Первичное чтение текста детьми главы «Алпамыс достигает всех своих желаний»

На этом уроке значительное место отводится беседе, подготавливающей учащихся к восприятию казахского героического эпоса, с целью знакомства с описываемой эпохой. На этом уроке вводится понятие казахского героического эпоса, как жанра литературы. И от того, как ребята поняли сущность этого понятия, зависит успешность дальнейшей работы, кроме этого, учащимся были даны сведения о художественных особенностях казахского героического эпоса и особенностях его возникновения, развития, что способствовало полноценному восприятию произведения. Также это нацелило учащихся на внимательное отношение при анализе к этим особенностям. По вниманию детей, по тому, как они активно отвечали на вопросы предложенные учителем, можно сделать вывод, что ребята очень заинтересованы и с нетерпением ждут следующего урока.

Урок 6

Тема: Обобщение главы «Алпамыс достигает всех своих желаний»

Цели: 1. Обобщить всё изученное на предыдущих уроках. 2. Сформировать умение анализировать произведение (сюжет, образы, идея, язык произведения), умение сопоставлять и сравнивать. 3. Воспитывать интерес к литературе, чувство взаимопомощи.

Ход урока (фрагмент)

Беседа

Учитель: - Сегодня вам предстоит нелёгкая задача, а заключается она вот в чём: я прочитаю вам начало эпоса, а вы должны сами придумать продолжение, то есть, все вы побываете в роли жырау -издателей эпоса. Работать будем по группам. Итак, приготовьтесь слушать.

Когда Камбар с богатым, далеко растянувшимся караваном, вступил в родные места, первым, кого он встретил, был его отец Сарыбай. Не радостная весть о том, что сын женился на Карлыгаш, бросила старика навстречу сыну, а горечь новых страданий, которые обрушились на его голову. Неделю назад на них напали враги и учинили в аулах жестокий погром. Джунгарский хан Тайшик со своим многочисленным войском угнал почти весь скот. Так уж повелось издревле в степи: жизнь держится на скотоводстве и каждый, кто волею судеб утратит свои табуны и отары, воспринимает это не меньше чем конец света. И Камбар, решив отомстить Тайшику, отправился вслед за ним.

Учащиеся выполняют задание, затем читают свои работы и идёт их обсуждение.

Учитель: Ребята, расскажите, каким вы представляете себе Алпамыса?

Марина М: Сильный, высокий, смелый.

Женя М: Он не боится врагов, защищает всех обиженных.

Алина Т: Алпамыс очень мужественный, честный, справедливый.

Учитель: Какими качествами наделены враги Алпамыса?

Настя С: Они жестокие, жадные, несправедливые.

Виталя П: Бадамша и Мафия глупые, а Ултан злой, хитрый.

Учитель: На каких героев русских былин похож Алпамыс? В чём сходство?

Миша Ш: На Илью Муромца, Алёшу Поповича.

Костя Р: Они похожи чертами характера.

Учитель: С кем и почему борется батыр?

Дима П: Батыр борется с несправедливостью, которая царит в ауле.

Вася М: Батыр борется с жестоким ханом и побеждает его.

Учитель: Чем отличается казахский героический эпос от сказки?

Тимур О: В эпосе рассказывается об исторических событиях прошлого

Учитель: Да, ребята, в эпосе реальное, то, что существует на самом деле, сочетается с фантастическим, сказочным. Очень важно, чтобы вы это усвоили.

Содержание предложенного урока направлено на то, чтобы учащиеся вновь и вновь обращались к тексту главы, чтобы ни одно слово не осталось без внимания. Дети поняли, что чуткое отношение к художественному слову помогает воссоздать картины жизни, лучше понять центральный образ, его речь и размышления. Ответы детей полные, развёрнутые. Работа на уроках была направлена на формирование умения воспринимать изобразительные средства языка, на развитие представления о способах изображения персонажей (поступки, размышления и т. д.). Ребята поняли, что работа над языком художественного произведения помогает лучше понять образ героя.

Анализируя уроки, можно сделать выводы о том, что ответы детей мотивированы. Ребята глубоко вдумываются в смысл произведения, вникают во взаимоотношения персонажей, учатся проникать в мир чувств героев. Дети очень активны, в работе участвуют не только сильные, средние ученики, но и слабые. Наряду с освоением информационного содержания текста идёт усвоение образного содержания художественного произведения. В классе выработалась установка выяснять непонятное: в тексте подавляющим большинством учащихся выделялись незнакомые слова.

Кроме этого, о сформированности умений позволяет судить следующее: учащиеся используют изобразительно-выразительные средства языка в речи при воссоздании картин жизни, характеристик героев; словесные иллюстрации, сделанные учащимися соответствуют тексту произведения, умеют выявлять причинно-следственные связи при пересказе; поступки героя оцениваются с учётом мотивов, обстоятельств, при рассказе от лица героя сохраняется его точка зрения, особенности речи.

Анализируя результаты творческих работ, можно сделать вывод, что учащиеся хорошо усвоили систему образов казахского героического эпоса, язык, основы построения главы, на достаточно высоком уровне осознают идею произведения.

Все это доказывает возможность использования казахского героического эпоса в процессе литературного развития младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ауэзов М., Соболев Г. Эпос и фольклор казахского народа. - М.: Лит. критик, 1960. – 207 с.

2. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. /Под ред. А. М. Докусова.- М.: Просвещение, 1974 .- 236 с.

3. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения //Начальная школа. - 1989.-№ 5. С. 16-20.

4. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М.6 Книга, 1972. – 156 с.

5. Щербина Л.Н. Проблема литературного образования в средней школе. - М.: Просвещение, 1982. – 226 с.

6. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1976. – 301 с.

7. Воюшина М. П. Формирование умения анализировать художественное произведение, как средство литературного развития младших школьников: Автореф. - Л.: Наука, 1989. – 120 с.

8. Якобсон Г.М. Психология художественного восприятия. – Л., 1971.

9. Стрельцова Л.Г. О показателе отбора художественных произведений для чтения младшими школьниками в целях их художественного развития. /Новые пед. исследования. - М., 1990. – 107 с.



К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №1 - 2011


 © 2018 - Вестник КАСУ