Главная  | О журнале  | Авторы  | Новости  | Конкурсы  | Научные мероприятия  | Вопросы / Ответы

Ценностно-смысловые особенности гендерной стратификации образа «Я»

К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2010

Автор: Глушкова Лилия Николаевна

Полноценно образ "я" складывается в реальном контакте с мужчинами и женщинами в семейной системе, выступающими в роли посредников, устанавливающими мост между ребенком и миром культуры. "Нечто внешнее для ребенка, становясь носителем ценностей и смысла "вписывается" в образ мира, расширяя жизненное пространство" (О.М. Краснорядцева, 1996). Действительно, чем старше человек становится, тем более расширяются социальные связи человека, межличностные отношения становятся более интенсивными, дифференцированными, избирательными, в силу чего возможно появление нового уровня самостоятельности. Следуя логике теории психологических систем, постулирующей закономерность кризисов развития как проявления противоречий между "качеством жизненного мира" и "образом жизни", а также образом "я" в мире, приходим к выводу о том, что, взрослея, ребенок начинает отражать не только "мир по отношению к себе", но и "себя в мире" как носителя определенных возможностей. Противоречие, которое складывается под влиянием образа жизни в семье, образом мира и новым образом "я", становится условием дальнейшего развития человека и становления его самостоятельности. С этого момента актуализируется потребность в самореализации, саморазвитии. Рассмотрение данных аспектов дает возможность глубже понять особенности гендерной стратификации образа «я», роль родительских эталонов, которые выступают одним из факторов самоопределения ребенка, а также процесс жизненной самореализации человека как мужчины или женщины. Значимость роли самосознания и самооценки возрастает именно тогда, когда человек становится активным субъектом, способным реализовать свои возможности, что требует определенной самостоятельности и суверенности. В этой трансформации изменяется и самосознание человека, субъект превращается в условие реализации самого себя.

Изучение особенностей гендерной стратификации образа «я» проходило в течение трех лет с использованием квазиэкспериментального исследования полоролевого самосознания детей от 8 до 12 лет из полных и неполных семей. Далее в статье будет перечислен инструментарий, использованный в исследовании. Во второй части статьи будут представлены результаты кросскультурного исследования ценностно-смысловых составляющих образа мира и образа «я» юношей и девушек из полных и неполных семей. Переходя к анализу содержания образа «я» детей, живущих в условиях полных и неполных семей, рассмотрим, как испытуемые оценивали себя, какие обоснования при этом указывались. С этой целью использовалась методика Дембо - Рубинштейн, в которой для оценивания была предложена дополнительная шкала – «Я как настоящий мужчина (женщина)». Традиционно самооценку детей из неполных семей характеризуют как низкую. Как правило, описывается выборка, ограничивающаяся младшим школьным возрастом. Так, по результатам исследований О.Э. Асадулина, Т.И. Дымновой, А.А. Новаковской, Е.О. Смирновой, В.С. Собкина, и др., дети, растущие в неполных семьях, имеют менее благоприятную картину эмоционально-личностной сферы, в сравнении с их сверстниками из полных семей, при этом особо уязвимую группу представляют мальчики, живущие с одинокой матерью. Для них в большей степени, чем для девочек, характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение [6, с. 20]. Вследствие нарушения структуры семьи, полноты ее функционирования у детей снижается не только самооценка, но и способность к продуктивному социальному взаимодействию [1, с. 47]. Однако в нашем исследовании получены данные, свидетельствующие о более высокой самооценке испытуемых из неполных семей. Сравнение средних величин показателей самооценки свидетельствует, что самооценка у детей из неполных семей в целом выше, чем у детей из полных семей (результаты представлены в таблице).

При этом оценка себя по признаку пола выглядит следующим образом:

Средние и высокие уровни самооценок удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку [3, с. 53], что составило: у мальчиков из полных семей - 98%, из неполных семей - 77%, у девочек из полных семей - 80%, из неполных семей - 52%. Низкий и очень высокий уровни самооценок свидетельствуют о ее неадекватности, что указывает на определенные отклонения в формировании личности - в случае завышенной самооценки, и о крайнем неблагополучии в развитии личности - в случае заниженной самооценки [3]. Так, в полных семьях дети с неадекватной самооценкой составили: 20% - девочки, 2% - мальчики, в свою очередь, дети из неполных семей составили: 48% - девочки, 23% - мальчики. Самооценка, по признаку пола, более искажена у девочек из неполных семей, т.к. адекватное восприятие себя как представителя определенного пола составило в полных семьях: 59% - девочки, 83% - мальчики; в неполных семьях: 48% - девочки, 74% - мальчики; при этом неадекватное восприятие себя как представителя определенного пола составило: в полных семьях - 41% - девочки, 17% - мальчики; в неполных семьях - 52% - девочки, 26% - мальчики.

Для оценки достоверности различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрированы данные показатели, воспользуемся φ*- критерием - угловым преобразованием Фишера. Сравнение величин, полученных с помощью углового преобразования Фишера (φ*), дает возможность говорить о достоверности различий между процентными показателями двух выборок.

Анализ показателей φ* - критерия по общей самооценке детей из полных и неполных семей дает возможность зафиксировать у мальчиков и девочек из полных семей тенденцию к адекватному оцениванию себя, в то время, как в двух других выборках, а именно у мальчиков и девочек из неполных семей, есть склонность к неадекватному оцениванию себя, что выражается в переоценке либо недооценке себя. Анализ соотношения показателей оценок себя как представителя определенного пола позволяет говорить о сохранении тенденции к неадекватной самооценке у детей из неполных семей: склонность к недооценке себя проявляется у мальчиков из неполных семей, склонность к переоценке себя сохраняется у девочек из неполных семей. Более высокие показатели самооценок у подростков из неполных семей - свидетельство того, что самооценка выполняет не только регулятивную, но и защитную функции, отражая особенности влияния образа жизни на образ "я" ребенка. Как было указано, образ "я" складывается в реальном контакте с мужчинами и с женщинами. Первичной же моделью, способствующей образованию паттернов полоролевого поведения, эталонов, образцов маскулинности и феминности, является семья. В условиях неполной семьи такой контакт нарушен, что приводит к изменениям в понимании полоролевых взаимоотношений, вследствие чего осознание подростком собственной полоролевой позиции может трансформироваться, а в последующем будет достраиваться за счет внешних источников. Таким образом, полоролевая позиция подростка, образ "я" выступают как результат взаимодействующих процессов самоосознания, соотнесения паттернов полоролевого поведения с собственным личностным смыслом. Ребенок, осознавая свои способности и возможности как представителя определенного пола и переживая особенности семейной ситуации, способен трансформировать и представление о себе как мужчине либо женщине. Кроме того, в этом возрасте от 8 до 12 лет сознание еще более переориентируется с внешнего контроля на внутренний самоконтроль, вследствие чего человек способен преобразовываться в соответствии со своими замыслами, эталонами маскулинности либо феминности. Однако найденный для себя эталон маскулинности либо феминности не всегда соответствует возможностям подростка и не находит соответствующих способов реализации; в этом случае возможна неадекватная самооценка, которая и выражается в переоценке либо недооценке себя, тем не менее, оценка себя включает не только новое знание о себе, но опирается на прошлый опыт ребенка и образ его жизни в семье. Дальнейший наш анализ направлен на определение соотношения между гендерной стратификацией образа «я», самооценкой ребенка и его эталонами маскулинности и феминности.

Становление образа «я» как мужчины либо женщины опирается на смысловую интеграцию оценок других и самооценок, причем, дальнейшее изменение образа «я» предполагает отбор информации в соответствии с уже существующим образом «я» и собственными ценностными ориентациями, частью которых являются ценности воспринятые ребенком из семьи. Естественно, данный набор частных самооценок интегрируется в некоторое обобщенное переживание, связанное с целостным образом «я», который имеет, в свою очередь, системный, целостный и ценностно-смысловой характер.

Образ «я» включает в себя дифференцированно-избирательную систему личностных ценностей и самооценок в зависимости от того насколько значимы для индивида подразумеваемые качества. Таким образом, происходит ценностно-информационный обмен между ребенком и взрослым в условиях его становления как мужчины либо женщины. В этом процессе происходят дальнейшие изменения ценностно-смысловых координат образа «я» и образа мира. Анализируя образ «я» ребенка как мужчины либо женщины, мы придерживались тех же элементов анализа, что были использованы в методе неоконченных предложений, с тем, чтобы определить общие ценностно-смысловые координаты между образом «я» и эталонами маскулинности и феминности. При анализе параметров восприятия себя как мужчины либо женщины выявлялись типичные обоснования, которые наиболее часто оказываются на первых местах в ряду обоснований. Таким образом, для каждого элемента анализа оценивалось количество обоснований, принадлежащих к категориям: характеристики внешности, черты личности, функционально-ролевые характеристики и отношение к противоположному полу. Каждое из выявленных обоснований для каждого испытуемого было отнесено к одной из четырех категорий анализа. Так, к категории «характеристики внешности» были отнесены обоснования, относящиеся к особенностям внешности испытуемого как мужчины либо женщины, например, «я красивая», «я милая», «я не похож на девчонку». Затем по критерию j* (угловое преобразование Фишера) оценивалась статистическая значимость различий по частоте встречаемости элементов анализа, а также элементарных обоснований в различных группах испытуемых в условиях полных и неполных семей.

Определяя наиболее значимую область смыслового пространства в оценке себя по признаку пола и соответствующих этому характеристик, мы воспользовались ранговой структурой представлений детей о собственных качествах как мужчины либо женщины, и определили область смыслового пространства, в которую проецируется образ «я».

Очевидно, что для мальчиков, независимо от полноты семьи, наиболее значимой областью смыслового пространства в оценке себя как мужчины являются функционально-ролевая сфера и сфера отношений к противоположному полу. Для девочек – это функционально-ролевая сфера и сфера личностных характеристик, сфера же отношений к противоположному полу оказалась для них незначимой, об этом свидетельствует отсутствие каких-либо оценок в отношении противоположного пола. Значимые отличия обнаруживаются при анализе характеристик себя как мужчины либо женщины. Так, значимые расхождения имеют место в функционально-ролевых характеристиках мальчиков из полных и неполных семей. Мальчики из полных семей более активно проявляют себя, помогая родителям; мальчики из неполных семей более активно реализуют себя как «защитники слабых». Таким образом, сфера реализации себя как мужчины у мальчиков из полных семей – это семейно-бытовая сфера, мальчиков из неполных семей – более широкая социальная система. В то же время, мальчики из неполных семей оказались сенситивны к восприятию и оценке функции и роли бывшего отца, что выразилось в недопустимости повторения подобного в собственной семейной жизни («никогда не оставлю свою семью»).

Переходя к анализу характеристик образа «я» девочек, обнаруживаем значительно большее количество расхождений в характеристиках себя как женщины, что позволяет судить о большей дифференциации смыслового и субъективного пространства образа «я» у девочек в этом возрасте. В субъективное пространство девочек из неполных семей включаются ценностно-смысловые координаты, содержащие отчасти и маскулинные характеристики (например, смелость). При анализе противоречий в функционально-ролевых характеристиках обнаруживается сенситивность девочек из неполных семей к опыту матери, что актуализирует потребность девочек к преодолению подобного опыта в будущем. Это выражается в стремлении хорошо учиться, желании иметь хорошую работу, а также дружную семью.

Образ «я» детей из полных и неполных семей включает определенные характеристики маскулинности и феминности. С целью определения степени включенности в образ «я» девочек и мальчиков маскулинных и феминных характеристик мы воспользовались методикой S. Bem, определяющей степень андрогинности, маскулинности, феминности личности. Вычисляя по предложенной в методике формуле основной индекс андрогинности, маскулинности, феминности личности, мы можем судить о степени включенности в образ «я» детей данных характеристик и особенностях гендерной стратификации образа «я» детей и полных и неполных семей. Для оценивания этих характеристик используются экспертные оценки. В качестве экспертов выступают люди, хорошо знающие испытуемого. В нашем исследовании – это педагоги и психологи школ. Для повышения надежности, валидности результата определялся коэффициент сопряженности экспертных оценок. Коэффициент сопряженности свидетельствует о том, что имеется достоверная связь между оценками экспертов. Данные экспертные оценки используются в дальнейшем исследовательском анализе. Как было показано выше, по методике Дембо - Рубинштейн были получены оценки детей по шкале «я как настоящий мужчина (женщина)». Данные оценки сопоставлялись с оценками экспертов, определяющими степень маскулинности, феминности подростков с целью анализа, насколько реальное поведение ребенка соответствует образу «я» как мужчины либо женщины. В корреляционном анализе выявлялось соотношение между самооценкой ребенка как мужчины либо женщины и экспертной оценкой его маскулинности и феминности. Предполагалось, что при оценивании себя в оценку включаются предпочитаемые характеристики как маскулинного, так и феминного эталонов. Корреляционный анализ показал следующие результаты:

Из таблицы видно, что коэффициенты корреляции по соотношению показателей маскулинности и самооценок, как мальчиков, так и девочек, в полных семьях достаточно высокие, у мальчиков из полных семей коэффициент не достигает порога значимости на 0,0062, в сочетании с низкими коэффициентами корреляции по соотношению показателей феминности и самооценок образа «я» ребенка как мужчины либо женщины. При данном соотношении коэффициентов корреляции можно сделать вывод о том, что в условиях полных семей маскулинные качества детей являются основным фактором при оценивании себя как мужчины либо женщины, именно определенное наличие маскулинных качеств и их реализация в полоролевом поведении способствует становлению позитивной самооценки ребенка как мужчины либо женщины. Таким образом, маскулинные качества как ценностно-смысловые координаты образа «я» становятся значимым ориентиром в самооценке образа «я» ребенка как мужчины либо женщины в условиях полных семей. В условиях неполных семей характеристики маскулинности не становятся значимым ориентиром в оценке себя как мужчины либо женщины и, следовательно, могут быть незначительно представлены в образе «я» у детей из неполных семей. Имеет место ориентация на феминные качества у девочек из неполных семей, у мальчиков неопределенная ориентация, т.к. обнаруживается низкий показатель корреляции с маскулинными качествами и отрицательная корреляционная связь с феминными качествами. Перейдем к анализу ценностно-смысловых составляющих образа мира и образа «я» в кросскультурном исследовании в условиях полных и неполных семей. Рассмотрим ценностно - смысловые координаты, входящие в содержание образов мужчины и женщины у юношей и девушек из полных и неполных семей.

Характеризуя представления испытуемых из полных семей относительно образа мужчины / женщины, укажем следующее. В образе мужчины высокая степень выраженности маскулинных качеств соответствует низкой степени выраженности феминных (континуально - альтернативная модель), тогда как в образе женщины сочетаются как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Это подтверждается в исследованиях Т.А. Араканцевой, С. Бем, Е.М. Дубовской, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана и др. В исследованиях С. Бем рассматривается список маскулинных и феминных качеств [4, с. 255]. Характеризуя содержание полоролевых образов, можно отметить, что в образе мужчины, как у юношей, так и девушек из полных семей, представлены такие качества, как мужество, сила, волевые качества, ответственность, независимость, выносливость, т.е. образ мужчины в большей степени содержит маскулинные характеристики. Образ мужчины у девушек из неполных семей содержит и феминные характеристики, такие, как человечность, великодушие, доброта, внимательность и другие. Образ мужчины у юношей из неполных семей содержит в большей степени маскулинные характеристики. В описаниях мужчины имеются проекции образа отца. Различия в ценностно-смысловых координатах образа отца и мужчины, в целом, испытуемых из полных и неполных семей связаны, на наш взгляд, с восприятием внутрисемейной ситуации и отношений с противоположным полом. Так, для юношей и девушек из полных и неполных семей ассоциации настоящего мужчины с образом отца составляют 35% и 0%; 20% и 10%, соответственно, при этом, в первом случае (т.е. у юношей из полных и неполных семей) показатели значимо различаются, что составило 4,003*. В описаниях образа мужчины имеются проекции взаимоотношений с противоположным полом, что характеризует более положительное отношение девушек из полных семей к мужчинам-партнерам, это составило 35% и 15%, соответственно. В целом, восприятие образа мужчины и отца более положительно у испытуемых из полных семей.

В образе женщины у юношей и девушек из полных и неполных семей представлены такие качества, как красота, женственность, нежность, доброта, забота, любовь к близким, детям, семье и другие. При этом юноши, как из полных, так и неполных семей, в образ женщины включили маскулинные характеристики, такие, как настойчивость, сила, энергичность, уверенность, волевые качества, т.е. образу женщины приписываются как традиционно женские, так и мужские качества. Различия в ценностно-смысловых координатах образа женщины испытуемых из полных и неполных семей связаны с восприятием внутрисемейной ситуации и отношений с противоположным полом. Так, в описаниях образа женщины имеются проекции образа матери, что составило у юношей 55% и 15%; у девушек – 50% и 35% в полных и неполных семьях соответственно, что составило в первом случае (т.е. у юношей из полных и неполных семей) значимое различие 2,770*. Имеются проекции отношения к противоположному полу. Так, у юношей из полных и неполных семей образ настоящей женщины связан с образом женщины-партнера, что составило 15% и 15% в полных и неполных семьях, соответственно. В целом, восприятие образа женщины и матери более положительно у испытуемых из полных семей. Информативным оказалось сопоставление ценностно-смысловых координат образов мужчины и женщины испытуемых из полных и неполных семей по степени их конкретизированности. Описания испытуемых образа мужчины / женщины «в виде развернутого текста свидетельствует о конкретизированной структуре» данных образов [2, с. 157], [5, с. 166].

В процессе конкретизации осуществляется переход к обобщению качеств и соотнесению их с индивидуальной системой поведения, опытом личности, т.е. обобщенные характеристики конкретизируются в виде развернутых текстов. «Конкретизированная структура описаний является более позитивной и характеризует более высокий уровень самосознания» [2, с. 157].

Таким образом, диапазон ценностно-смысловых координат образов мужчины и женщины шире и более конкретизирован у испытуемых из полных семей, при этом имеются значимые различия в ценностно-смысловых координатах данных образов, включая такие категории описаний, как «характеристики внешности», «черты личности», «функционально-ролевые характеристики», «отношение к противоположному полу».

Перейдем к анализу восприятия и оценки самого себя как представителя пола юношей и девушек из полных и неполных семей.

При этом оценка себя по признаку пола выглядит следующим образом.

Определив значимые различия с помощью критерия φ* - углового преобразования Фишера, получаем следующий результат.

Анализируя данные таблиц, укажем, что самооценка у юношей из неполных семей либо низкого, либо очень высокого уровня по сравнению с юношами из полных семей, юноши из полных семей стремятся более адекватно оценивать себя. У девушек из полных семей более адекватная самооценка, девушки из неполных семей склонны либо недооценивать, либо переоценивать себя.

В оценке себя как представителя пола наблюдается та же тенденция. Значимые различия в самооценивании сохраняются на низком и среднем уровнях, что указывает на более низкую самооценку юношей и девушек из неполных семей и более адекватную самооценку девушек из полных семей. При оценивании себя как представителя пола, значимые различия сохраняются на среднем уровне, что соответствует более адекватной оценке себя как представителя пола девушек из полных семей.

С помощью методики С. Бем определили основной индекс IS по маскулинности, феминности, андрогинности юношей и девушек из полных и неполных семей. При этом, основной индекс IS, находящийся в интервале от –1 до +1, соответствует андрогинности личности, индекс IS больше +1 – феминности личности, меньше –1 – маскулинности. Были получены следующие результаты (см. таблицу № 10).

Анализируя данные таблицы, укажем, что юноши из полных семей более ориентированы на маскулинную модель поведения, значимые различия указывают на большую маскулинность юношей из полных семей. Юноши из неполных семей ориентированы на андрогинную модель поведения, значимые различия соответствуют большей андрогинности юношей из неполных семей. Девушки, как из полных, так и неполных семей, ориентированы на андрогинную модель поведения, однако девушки из полных семей более ориентированы на маскулинные качества, девушки из неполных семей – на феминные качества.

Анализируя наличие корреляционных связей между самооценкой как представителя пола и маскулинностью или феминностью личности, определим ориентацию в самооценивании как представителя пола на маскулинные либо феминные качества, какие из них становятся приоритетными и влияют на самооценивание.

Как видно из таблицы, юноши из полных семей более ориентированы на маскулинные качества в самооценивании как представителя пола, с феминными качествами наблюдается отрицательная корреляционная связь. Юноши из неполных семей ориентированы на маскулинные качества, с которыми наблюдается при самооценивании положительная корреляционная связь, но имеется положительная корреляционная связь и с феминными качествами, однако она не достигает критического значения выборочного коэффициента корреляции рангов. Девушки из полных семей более ориентированы на маскулинные качества, с феминными качествами наблюдается отрицательная корреляционная связь, которая, однако, не достигает критического значения выборочного коэффициента корреляции рангов. Девушки из неполных семей более ориентированы на маскулинные качества, но имеется и положительная корреляционная связь и с феминными качествами, которая, однако, не достигает критического значения выборочного коэффициента корреляции рангов.

Таким образом, при самооценивании как представителя пола юноши и девушки из полных и неполных семей предпочитают маскулинные качества, такие, как уверенность в себе, независимость, напористость, сила, лидерские и др. качества. В то же время, при самооценивании у юношей и девушек из полных семей наблюдается отрицательная корреляционная связь с феминными качествами, а у юношей и девушек из неполных семей - положительная корреляционная связь, т.е. в самооценку могут включаться и такие качества, как умение уступать, застенчивость, нежность, преданность, женственность, сочувствие, забота о людях и другие. Список маскулинных и феминных качеств дается С. Бем [4, с. 255].

Таким образом, юноши из полных семей более маскулинны, юноши из неполных семей – андрогинны, т.е. имеют неопределенную ориентацию в полоролевом поведении; девушки из полных и неполных семей также имеют андрогинную ориентацию, но из полных семей более ориентированы на маскулинные качества, из неполных семей – на феминные качества. Полоролевые образы, представленные в сознании юношей и девушек соотносятся с образом я как представителя пола, т.е. отмечается та же ориентация на маскулинную, феминную, андрогинную модели полоролевого поведения при определении основного индекса IS по маскулинности, феминности, андрогинности личности.

Так, например, у испытуемых из полных семей наблюдается предпочтение маскулинного образа мужчины и андрогинного образа женщины, они сориентированы в самооценивании как представителя пола на маскулинные качества и в определении основного индекса IS по маскулинности, феминности, андрогинности личности у юношей наблюдается ориентация на андрогинную модель с приоритетом маскулинных качеств, у девушек – ориентация на андрогинную модель с приоритетом маскулинных качеств.

У испытуемых из неполных семей наблюдается предпочтение андрогинного образа мужчины и женщины, т.е., помимо маскулинных качеств, таких, как уверенность, независимость, амбициозность, склонность вести за собой, мужество и др. в самооценивание включаются и феминные качества, такие, как спокойствие, уравновешенность, мягкость, нежность, ласковость и др.

Испытуемые из неполных семей сориентированы в самооценивании как представителя пола как на феминные, так и маскулинные качества, и в определении основного индекса IS по маскулинности, феминности, андрогинности личности у юношей и девушек из неполных семей наблюдается ориентация на андрогинную модель поведения, в которой на паритетных началах представлены черты, как маскулинного, так и феминного типов.

Переходя к аспекту самореализации юношей и девушек из полных и неполных семей как представителей пола, мы воспользовались экспертным рейтингом в оценке их успеха у противоположного пола. В качестве экспертов выступили психологи Восточно-Казахстанского государственного университета, Казахстанско-Американского свободного университета, Восточно-Казахстанского регионального университета (г. Усть-Каменогорск, Казахстан). Эксперты определяли степень успеха у противоположного пола, используя оценочные шкалы. Коэффициент сопряженности оценок экспертов позволяет определить степень согласованности и объективности их оценок (результаты представлены в таблице).

Определяя значимые различия в показателях различного уровня успеха юношей и девушек у противоположного пола, мы получили следующие результаты (см. таблицу).

Как видно из таблицы, значимые различия сохраняются на низком уровне успеха у противоположного пола, что соответствует более низкому уровню успеха юношей и девушек из неполных семей.

Подводя некоторые итоги, укажем, что знание содержания и структуры полоролевых эталонов не только помогает выявить те сферы жизнедеятельности, в которых, по мнению подростков, наиболее реализуются особенности личности мужчин и женщин, но и судить о степени сформированности образа «я» как мужчины либо женщины. Характеризуя образ мужчины, укажем на большую его осмысленность, дифференцированность, конкретизированность в условиях полных семей. В процессе конкретизации дети из полных семей представляли свое понимание образа мужчины через образ отца.

В целом, содержание маскулинного эталона в условиях полных семей, является более позитивным и характеризует более высокий уровень его оценивания. В процессе конкретизации маскулинного эталона происходит осознание образа «я» у мальчиков. В этом случае осуществляется переход к соотнесению модели маскулинного поведения с характерной для ребенка системой поведения. При конкретизации образа «я» как представителя определенного пола оценка себя как субъекта деятельности, обладающего определенными качествами, способностями, возможностями имеет позитивную тенденцию в условиях полных семей, при этом у мальчиков из полных семей более выражена маскулинная ориентация, которая указывает на степень приближения модели поведения к эталону маскулинности.

Характеризуя образ женщины, укажем на его специфичность в зависимости от структуры семьи с явным предпочтением андрогинного эталона, сочетающего в себе как маскулинные, так и феминные характеристики. В процессе конкретизации образа «я» как представителя определенного пола девочки ориентированы на андрогинную модель: при этом позитивному самооцениванию девочек из полных семей характерно включение в реальное поведение маскулинных характеристик, чего не наблюдается в условиях неполных семей. Итак, выделенные характеристики мужских и женских образов свидетельствуют о различных основаниях представлений детей из полных и неполных семей. Образ женщины и образ «я» как представителя пола детей из полных семей включает представления о возможности сочетания в одном человеке традиционно мужских и традиционно женских качеств (ортогональная модель маскулинности/ феминности), тогда как образе мужчины и образе «я» как представителя пола детей из полных семей высокая степень выраженности маскулинных качеств соответствует низкой степени выраженности феминных (континуально-альтернативная модель).

Для детей из неполных семей характерно включение в образ мужчины и образе «я» как представителя пола как традиционно маскулинных, так и традиционно феминных качеств (ортогональная модель маскулинности/ феминности), тогда как в образ женщины и образ «я» как представителя пола детей из неполных семей высокая степень выраженности феминных качеств соответствует низкой степени выраженности маскулинных.

В конструировании образа «я» как мужчины либо женщины, дети из полных и неполных семей ориентируются на различные ценностно-смысловые координаты, которые вписываются в образ «я» и выполняют функцию регулятора при выборе и реализации паттернов полоролевого поведения, причем детям из полных семей характерно более адекватное самооценивание. Также тенденция наблюдается и при самооценивании у юношей и девушек из полных и неполных семей. Обнаруживается более высокий уровень успеха у противоположного пола юношей и девушек из полных семей.

Выделяя особенности ценностно-смысловых координат образов мужчин и женщин и образа «я», полученных в кросскультурном исследовании, в котором принимали участие юноши и девушки из полных и неполных семей, укажем, что юноши из полных семей более маскулинны, юноши из неполных семей – андрогинны, т.е. имеют неопределенную ориентацию в полоролевом поведении; девушки из полных и неполных семей также имеют андрогинную ориентацию, но из полных семей более ориентированы на маскулинные качества, из неполных семей – на феминные качества. Образы мужчин и женщин, представленные в сознании юношей и девушек, соотносятся с образом я как представителя пола, т.е. отмечается та же ориентация на маскулинную, феминную, андрогинную модели полоролевого поведения соответственно. Так, например, у испытуемых из полных семей наблюдается предпочтение маскулинного образа мужчины и андрогинного образа женщины, они сориентированы в самооценивании как представителя пола на маскулинные качества и в определении основного индекса IS по маскулинности, феминности, андрогинности личности у юношей наблюдается ориентация на андрогинную модель с приоритетом маскулинных качеств, у девушек – ориентация на андрогинную модель с приоритетом маскулинных качеств. У испытуемых из неполных семей наблюдается предпочтение андрогинного образа мужчины и женщины, т.е., помимо маскулинных качеств, таких, как уверенность, независимость, амбициозность, склонность вести за собой, мужество и др., в самооценивание включаются и феминные качества, такие, как спокойствие, уравновешенность, мягкость, нежность, ласковость и др.

Испытуемые из неполных семей сориентированы в самооценивании как представителя пола как на феминные, так и маскулинные качества, и в определении основного индекса IS по маскулинности, феминности, андрогинности личности у юношей и девушек из неполных семей наблюдается ориентация на андрогинную модель поведения, в которой на паритетных началах представлены черты как маскулинного, так и феминного типов.

В полных и неполных семьях образы мужчин и женщин, образ «я», а также паттерны полоролевого поведения имеют разное основание для своего построения и могут отражать реальные жизненные ситуации, переживаемые ребенком в семье. При этом взрослый обеспечивает включенность ребенка в социальную ситуацию и деятельность, передает образцы поведения, нормы, информацию и т.д. с целью обеспечения самостоятельности и собственной активности ребенка. В полных семьях ребенок включен в систему связей, которые существуют между родителями, он находится «внутри» процессов персонализации. В неполных семьях образ жизни не отличается полнотой взаимосвязей между родителями подобно образу жизни в полных семьях, поэтому ребенок за счет внешних источников достраивает образ мира. В неполных семьях становящийся образ мира ребенка слабо подкрепляется реальными переживаниями и жизненными ситуациями семейных взаимоотношений, к тому же ребенок имеет всего одного посредника, обеспечивающего передачу не только паттернов полоролевого поведения, но и культуры взаимоотношений в целом, поэтому ребенок из неполной семьи в построении образа мира и образа «я» опирается на «знаемое» и слабо на «конкретнопереживаемое».



К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2010


 © 2024 - Вестник КАСУ