Update site in the process

   Главная  | О журнале  | Авторы  | Новости  | Вопросы / Ответы


К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2010

Авторы: Молчанова Татьяна Александровна, Снегирева Марианна Александровна

Глубокое познание музыкальной истории и культуры имеет большое значение для формирования духовного облика новых поколений. В процессе становления мировой музыкальной культуры складываются общезначимые ценности, исходящие из универсальных нравственных и эстетических категорий, законов слухового восприятия и музыкального мышления.

Огромное значение в процессе духового развития общества отводится образованию, так как оно является главным механизмом фиксации и обобщения человеческого опыта, занимая важное место в процессе осознанного самообучения человечества. Большую роль играет музыкальное образование, развитие которого предполагает использование достижений современной научно-теоретической, методической технологической базы.

Занятия музыкой дисциплинируют мышление, воспитывают сосредоточенность, развивают память. Перефразируя слова В.А. Сухомлинского, можно сказать, что без музыки нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Занятия музыкой должны войти в жизнь как один из элементов умственной культуры (4, с. 23).

В системе дополнительного образования детей музыкальные школы занимают особое положение. Задача дополнительного образование – не только привить элементарные навыки игры на том или другом инструменте, а дать всем желающим детям общее начальное музыкальное образование; в процессе обучения в музыкальной школе раскрыть творческие способности каждого ребенка и помочь их развитию; способствовать воспитанию эстетического вкуса учащихся, приобщению их к мировой музыкальной культуре. То есть средствами музыкальной школы добиться развития личности ребенка, определить путь его дальнейшего развития, создать предпосылки для его личностного роста. Обучение музыке должно стать воспитанием способности самостоятельно мыслить.

Нельзя узко понимать цели музыкального образования, т.к. музыкальная школа – не столько кузница выдающихся солистов-исполнителей, сколько храм, где происходит становление личностей.

Перемены, происходящие в общественной жизни страны в XXI веке, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Противоречия, накопившиеся за последние десятилетия, привели к торможению развития ДМШ. Реальный путь повышения качества музыкального образования – это не только внедрение новых методов и переосмысление целей, но и усиление роли личности педагогов ДМШ, деятельность которых неразрывно связана с явлениями общественной жизни.

Педагогика в своей исторической преемственности представляет собой сложное явление, так как посредством обучения осуществляется передача опыта от одного поколения другому. Ни одна профессия не требует столь длительного процесса обучения, как профессия музыканта, которая требует от человека, помимо таланта, еще и колоссальных усилий.

Не всякий педагог является выразителем лучших традиций своего времени. Однако, когда так случается, каждодневная его работа превращается в искусство.

Результативность деятельности преподавателя музыки зависит от его профессиональной компетентности. В нее входят не только методические и научные знания и навыки, но и умение работать с детьми, зависящее от общей культуры педагога, ценностей его ориентаций, представления о смысле деятельности и о себе, как специалисте. Компетентность, как свойство личности – основа профессионально-педагогической деятельности учителя, фактор развития его творческого потенциала (2, с. 15).

Музыкальная педагогика держит в руках ключи от многих проблем, внедряясь в самые тонкие вопросы детской педагогики и воспитания.

Процесс обучения в ДМШ возлагает на педагога большую ответственность. Под его руководством ученик не только познает основы музыкального искусства, но также развивает свой интеллект, приобретает умение мыслить нестандартно, заставляя действовать свою фантазию. В ребенке формируется творческое отношение к жизни, которое в дальнейшем будет способствовать успешной работе в любой профессии. Но главная задача педагога ДМШ – научить чувствовать искусство не только музыкальное, но и любое другое.

Педагог не только обучает – он воспитывает. Именно школьный педагог занимается с детьми в период, когда формируются их способности и складывается их характер. От него, преподавателя, часто зависит будущее ученика.

Труд педагога должен быть радостным и умным, ведь его работа – это постоянная отдача самого себя и постоянное самообновление. Строжайшая дисциплина, самоотверженность в работе, бескорыстие, скромность, честность, способность к самоанализу, чувство ответственности – все это необходимые качества педагога (2, с. 34).

Творческая индивидуальность и глубокие специальные знания, общая эрудиция, интуиция и профессиональное мастерство преподавателя музыки имеют огромное значение в деле воспитания учащихся ДМШ.

Деятельность педагога детской музыкальной школы носит публичный характер и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в разнообразных, изменяющихся педагогических ситуациях.

Оптимальной формой общения между учителем и учеником является сотворческая деятельность, то есть творческое взаимодействие, когда учитель, обновляя свои методы и совершенствуясь, создает на уроке атмосферу поиска, в процессе которого формируется личность ученика (3, с. 25).

Каждый ребенок – индивидуальность, и мы идем за ним. Дети очень разные, и поэтому существуют разные методики. Любая методика жива только тогда, когда она индивидуальна по отношению к каждому ребенку и может быть им органически воспринята; когда педагог руководствуется представлением о конечной цели работы с учеником и метод воспитания становится естественной частью всего педагогического процесса. Поэтому успех педагога в большой мере определяется его умением индивидуально подойти к каждому ученику, для чего необходимо изучать личность каждого ребенка.

Дети способны быстро меняться в течение небольшого количества времени. У каждого ученика есть свое хорошее и неповторимое, что мы, педагоги, обязаны открыть и развить. В каждом есть положительные и отрицательные черты. Важно знать не только достоинства, но и недостатки ученика и работать над их устранением. Ободряющее слово учителя не только в похвале, но и в доброжелательной критичности, помогающей ученику мобилизовать силы на исправление недочетов в работе.

Самое главное в человеке – это доброта. Она составляет нравственную основу взаимоотношения людей. Основная задача музыкальной педагогики – помочь ученику «открыть себя». Это невозможно без уважительного и доброго отношения к ребенку. Никакого диктата. Все спокойно, в меру строго, доверительно и правдиво. В работе постоянно встречаются психологические трудности. Бывают моменты отчаяния и бессилия. В музыкальной педагогике, как и в любой другой, без препятствий не обойтись. Ведь не зря говорят, что педагогика – это битва за человеческие сердца, а каждый ученик – это мир (1, с. 16).

Педагог поставлен перед необходимостью постоянно учитывать особенности темперамента и характера того или иного ученика. Уметь находить объяснение взрывчатости и замкнутости, обидчивости и упрямству. Уметь подобрать для каждого ученика те слова, которые нужны только ему, ведь каждый ученик – это особый случай, нуждающийся в особом индивидуальном комплексе психотерапевтических методов и приемов воздействий Современный педагог-музыкант должен владеть приемами психотерапии. Поэтому проблема психологической совместимости ученика и учителя – важное условие педагогического процесса. Если педагог вкладывает в работу все мысли и всю душу, то контакт с учеником возникает легко и просто.

Ребенок – это личность, будущий человек Нужно беречь его характер и психику. Нельзя воспитывать его в нервозных формах, убивая в нем чувство человеческого достоинства. Простое благожелательное отношение преподавателя многим начинающим пианистам помогло поверить в себя, обрести любовь к музыке и даже найти свое призвание.

Крупнейший советский педагог Л.В. Николаев считал, что педагогический процесс – это совместная работа ученика и учителя. Он утверждал, что если педагоги оказывают влияние на учеников, то и ученики также оказывают влияние на педагогов. Следовательно, нужно уметь учиться у своих учеников (3, с. 45).

Педагог не должен забывать о том, что в его руки может попасть ребенок, гораздо более одаренный, чем он сам, и он должен быть готов к этой ситуации. Не следует демонстративно показывать ученику собственное превосходство, внушая, что он без вашей помощи не сможет добиться никаких результатов. Настоящий музыкант лишен высокомерия и самоуверенности. Он понимает относительность своих умений и постоянно учится, не скрывая этого от своих учеников. Педагог без вопросов – это неинтересно. В основе педагогического процесса лежит работа педагога над собой, проводимая в самых разных формах. Это ответственность профессионала не только перед учениками, но и перед самим собой.

В нашем обществе все процессы ускорены. Педагог должен обладать чувством нового, поэтому и встают перед каждым из нас проблемы собственного самовоспитания и самосовершенствования.

Самое страшное – это равнодушие. Наше время требует новых постижений произведений, новых трактовок, далеких от канонов. Нельзя создавать в классе унылую атмосферу скуки и пессимизма. Ни трудности жизни, ни перегрузки учеников не могут быть оправданием. Настоящие педагоги, любящие свое дело, умеют увлечь музыкой даже малоодаренных учеников, помогая каждому развить свои задатки.

Для педагога музыканта искусство неразрывно связано с владением инструментом. Ведь маленькие музыканты могут услышать свой репертуар главным образом в исполнении учителя. Плохо, когда педагог беспомощен за инструментом. В основном, можно научить тому, что сам умеешь, за исключением случаев, когда талантливый ученик перерастает своего учителя, но это уже его собственная заслуга.

В музыкальной школе особое внимание надо уделять учащимся, не планирующим стать музыкантами - профессионалами. Речь идет о воспитании музыкального вкуса, общей ориентации в стилевых и жанровых особенностях, творческом почерке композиторов и, конечно, любви к музыке. Большое внимание следует уделять развитию музыкального мышления ребенка. Для этого главное – давать задачи, а не рецепты, развивать способность творчески общаться со знаниями, а не брать их в виде готовых истин.

Преподаватель для ученика всегда должен быть разным: то значительным, то спокойным, то энергичным, то артистичным. Но в любой своей ипостаси педагог музыкант должен помнить золотые правила музыкальной педагогики:

- неустанно следить за ростом и переживаниями детей;

- помочь каждому укрепиться в своей самостоятельности;

- развить уверенность в своих силах;

- воспитать необходимые качества: волю, дисциплинированность, смелость, артистизм;

- приучить с детства воспринимать каждое концертное выступление как праздник (3, с. 29).

Учитывая непомерную современную умственную и физическую загруженность детей, мы всегда должны помнить, что здоровье ученика должно находиться в центре нашего внимания. Длительная болезнь ребенка усложняет педагогическую работу. Нужно всегда правильно учитывать время, необходимое для прохождения программы. Работа должна планироваться с некоторым присчетом лишнего времени. Это дает возможность изменить направление занятий в случае болезни ученика или каких-либо неожиданностей, нарушающих учебный процесс.

Важным аспектом педагогической работы является работа с родителями. Если учителю удалось помочь родителям ученика понять свою роль в воспитании у ребенка любви к занятиям музыкой, значит, он приобрел надежных сторонников, на которых всегда сможет опереться.

Можно много говорить о красоте и значении профессии педагога музыканта, но раскрыть ее увлекательность и глубину могут лишь истинные мастера, влюбленные в свое дело.

Педагогика – человековедение. Она требует самозабвенного труда, тогда рождается вдохновение и работа становится творческой. Музыкальная педагогика – это именно творчество, а не ремесло. Каждый настоящий педагог индивидуален, неповторим. У каждого свои пути. Но всегда нужно помнить и знать, что профессионализм – непременное свойство и качество педагога.

Серьезное и любовное отношение к своей работе педагога музыканта приносит прекрасные плоды. Музыкальная педагогика была, есть и будет наукой и искусством. Сферой, в которой строгие теоретические положения незримо переплетаются с тончайшими нитями, основанными на педагогической интуиции, профессиональном мастерстве и способностях человека, избравшего нелегкое дело воспитания человека.

Мы знаем, сколько усилий делают в последнее время в ДМШ ради совершенствования учебного процесса. Много говорят и спорят о творческой и воспитательной роли педагога музыканта. И мы надеемся, что наша статья станет скромным вкладом в решение «наболевших» проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баренбойм Л. За полвека. - М., 1989.

2. Землянский Б. О музыкальной педагогике. – М.: «Музыка». 1987.

3. Мапуренкова Е. О педагогике Листовой В.В. - М.: «Музыка», 1991.

4. Сухомлинский В. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973



К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2010


 © 2018 - Вестник КАСУ