|
Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения
К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2010
Автор: Каранова Ирина Анатольевна
Искусство – это время и
пространство, в котором живет красота человеческого духа. Познавая искусство,
подросток должен переживать полноту творческих сил. Познание музыкального
искусства – это широкое многогранное понятие. Оно начинается там, где человек
постигает прекрасное для себя, для полноты своей духовной жизни, живет в мире
искусства, ощущает жажду приобщения к прекрасному. Сложную и тонкую задачу
музыкального воспитания и образования педагог видит в том, чтобы ценности
музыкального искусства стали духовной потребностью подростков, чтобы свободное
время они стремились наполнить самым счастливым, самым жизнерадостным трудом
души – постижением прекрасного (3, с. 25).
Обучение учащихся
музыкальному искусству носит не только образовательный и воспитательный
характер, но еще имеет огромное развивающее значение. Концепция развивающего
обучения является одной из сторон современной педагогической науки. При
обучении музыке происходит интенсивное и всестороннее развитие учащихся. Роль
педагога – опережать, стимулировать, направлять и ускорять развитие
наследственных данных личности. Непосредственно воздействуя на эмоциональную и
нравственную сферу ребенка, музыкальное искусство играет большую роль в
формировании творчески мыслящей и духовно богатой личности (4, с. 23).
Музыкальная педагогика
располагает богатейшим опытом выдающихся педагогов-пианистов в области
всестороннего музыкального развития учащихся. Творчество мастеров фортепианной
школы А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов, В.И. Сафонова, А.Н. Есиповой, К.Н. Игумнова,
А.Б. Гольденвейзера является блестящими образцами развивающей педагогики.
Некоторые педагоги-практики,
к сожалению, еще опираются на устаревшие формы и методы работы с учащимися, используя
авторитарный стиль преподавания, который не стимулирует развитие чувств,
интеллекта, познавательных интересов учащихся. Шлифовка репертуара отчетных
выступлений поглощает много учебного времени, что приводит к освоению ограниченного
числа произведений. При этом формирование умений и навыков имеет узкую
специализацию и наносит урон, главным образом, развивающей стороне музыкальных
занятий.
В классе фортепиано
недостаточно уделяется времени таким формам работы, как чтение с листа, подбор
по слуху, транспонирование и другими, среди которых особыми развивающими
возможностями обладает ансамблевое музицирование (5, с. 56).
Ансамбль - это группа
исполнителей (дуэт, трио, квартет и др.), выступающая как единый художественный
коллектив.
Педагоги-практики знают, что
игра в ансамбле совершенствует умение читать с листа, развивает и
дисциплинирует ритмику, является незаменимой формой с точки зрения выработки
технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения. Важно то,
что ансамблевое музицирование учит слушать партнера, учит музыкальному
мышлению, искусству вести диалог с партнером, понимать друг друга, уметь
вовремя подать реплику и вовремя уступить. Если в процессе обучения музыкант
постигает это искусство, то он успешно усвоит специфику игры на фортепиано.
Во многих ансамблях с
участием фортепиано последнему поручается весьма ответственная, даже ведущая партия
с использованием разнообразных выразительных и виртуозных возможностей инструмента.
Поэтому изучение искусства
совместной игры целесообразно начинать с занятий в классе фортепианного
ансамбля. В отличие от других видов совместной игры, фортепианный дуэт
объединяет исполнителей одного инструмента, что значительно облегчает их
взаимопонимание (2, с. 64).
В качестве примера
четырехручных произведений можно привести марши, разработанные Францем Шубертом
преимущественно в фортепианных дуэтах: «Детский марш», «Дивертисмент в форме марша»,
«Героический марш» и другие. Игра на фортепиано в четыре руки – это вид совместного
музицирования, которым занимались во все времена истории музыки, при каждом
удобном случае и на всех уровнях владения инструментом. Одной из лучших форм
сотрудничества между педагогом и учеником в классе фортепиано является
ансамблевое музицирование. Это не только радость совместного творчества, но и
форма деятельности, способствующая реализации принципов развивающего обучения.
Польза ансамблевого музицирования заключается в том, что оно оказывается
способным стимулировать общемузыкальное развитие учащихся, совершенствовать
навыки игры на фортепиано.
Ансамблевая игра открывает
самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной
литературой, перед музыкантом проходят произведения различных художественных
стилей и исторических эпох. Ансамблевая игра – постоянная и быстрая смена новых
музыкальных впечатлений, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной
информации, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Накопление запаса
ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует развитие эмоций и
художественное воображение. Слаженное звучание инструментов оказывает сильное
эмоциональное воздействие. На гребне эмоциональной волны происходит общий
подъем музыкально-интеллектуальных действий. Прежде всего, потому, что
ансамблевая игра – внутриклассная форма работы, в основном, она не доводится до
эстрады, возникает особый психологический настрой на занятиях, так как, по
словам В.А. Сухомлинского, материал для ансамблевой игры «не для заучивания, не
для запоминания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать,
постигать, наконец «изумляться». Поэтому учащиеся с интересом относятся к занятиям
в ансамбле, реализуют свое творческое начало.
Музицирование в ансамбле
способствует развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма,
двигательно-моторных навыков, умению слушать друг друга и согласовывать
музыкальные действия, а так же чувствовать эстетическое наслаждение от
совместно выполненной творческой работы.
Хотя развитие этих
способностей может иметь место при различных видах музыкальной деятельности –
слушание музыки, анализ музыкального произведения, изучение теории музыки, но
более эффективным является собственноручное участие в ансамбле, так как «лучший
способ понять и освоить явление – это воссоздать, воспроизвести его» (С.И.
Савшинский).
Начальный этап обучения игры
на фортепиано тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте «педагог-ученик».
За счет насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения
педагога исполнение становится более красочным и живым, у учащегося появляется
радость творчества, уверенность в себе.
Нередко гармонический слух
отстает от мелодического. Учащийся может свободно обращаться с одноголосием, но
в то же время испытывать затруднения со слуховой ориентировкой в многоголосии
гармонического склада. Как правило, длительный период, связанный с постановкой
рук и исполнением преимущественно одноголосных мелодий, не позволяет ребенку
исполнять сразу пьесы с гармоническим сопровождением. В этом случае ансамблевая
форма игры оказывается целесообразной и необходимой, гармоническое сопровождение
при этом будет исполнять преподаватель. Это позволит ученику с первых же уроков
включаться в активную деятельность, участвовать в исполнении многоголосной
музыки, развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим.
Воспитание полифонического
слуха как способности расчленено воспринимать и воспроизводить несколько
сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий – один из
важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. Для ускорения
этого процесса фортепианная педагогика владеет значительным количеством
методических приемов работы над полифонией. Наиболее эффективным приемом в
ансамблевой практике является совместное проигрывание на одном или двух
инструментах полифонического произведения по голосам, по парам голосов. Так,
ансамблевая игра с первых уроков развивает умение слышать полифонию, дает
возможность вслушаться во все ее составные элементы (2, с. 95).
Музыкальный слух важен во
всех видах музыкальной практики, но особенно велика его роль в музыкальном
исполнительстве. Ансамблевая игра обладает широкими возможностями в развитии
тембро-динамического слуха, благодаря обогащению фактуры, поскольку в
ансамблевом репертуаре значительное место занимают переложения. Юный музыкант,
совместно с педагогом, ведет поиски различных тембровых эффектов, пытаясь
передать на фортепиано насыщенность, полнозвучность, тембральную специфику
звучания отдельных тембровых групп.
Музицирование в ансамбле
развивает все виды музыкального слуха: звуковысотного, тембро-динамического,
гармонического, полифонического. Оно также способствует развитию чувства ритма
– одного из центральных элементов музыки, являющихся важнейшей задачей
музыкальной педагогики. Ритм в музыке – это не только счет, он также придает ей
эмоционально-выразительную, образную, поэтическую, художественную окраску. Если
учащийся обладает музыкально-ритмическими способностями, он чувствует темп,
соотношение длительности, умеет передать акцент.
Музыкально-ритмическая способность
формируется в ансамблевой игре, когда начинающий пианист исполняет ансамбли,
пусть даже самые простые. При этом вырабатываются игровые приемы и навыки,
такие как воспроизведение равномерной последовательности одинаковых
длительностей. Н.А. Римский-Корсаков писал, сто «чувство равности движения
приобретается всякой совместной игрой», имея в виду ритмически дисциплинирующее,
корректирующее воздействие ансамблевого музицирования на каждого из партнеров.
Иногда учащиеся исполняют пьесы со значительным темповым отклонением. Поэтому,
играя вместе с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках,
ансамблевая игра дает возможность педагогу диктовать правильный темп, формирует
у ученика верное темпоощущение. Исполнение музыки сопровождается «веской»
акцентировкой рук при игре. В ансамблевом исполнении, особенно ярко проявляется
чувство метрической пульсации, подчеркивание начальных долей такта. Темпо-ритм,
то есть музыкальная пульсация – категория качественная, поэтому партнеры должны
определить темп до начала исполнения, темпо-ритм должен быть коллективным. В
стремительных пассажах часто происходит отсутствие ритмической устойчивости.
Это связанно с эмоциональным возбуждением при нарастании силы звука, а также в
сложных для исполнения местах, когда технические трудности вызывают
подсознательное желание как можно быстрее помузицировать «опасные» такты. Если
этот недостаток присущ только одному из партнеров, то его может корректировать
второй. В условиях совместных занятий возникают благоприятные условия для
исправления индивидуальных погрешностей партнеров. Многие динамические
трудности легче преодолеваются при совместной игре с учителем, который
вовлекает ученика в ускорение или замедление музыкального движения (1, с. 156).
Определенную роль в
музыкальном искусстве играют паузы, их выразительно-смысловая функция.
Преподавателю необходимо следить, чтобы паузы воспринимались не как
механическая остановка, а как естественный компонент музыкальной структуры. В
ансамблевой игре приходится сталкиваться с отсчетом длительных пауз. Простой и
эффективный способ при этом – поиграть звучащую у партнера музыку.
С помощью ансамблевой игры,
ее привлекательности развиваются двигательная моторика рук учащегося-пианиста,
освоение приемов звукоизвлечения, переход умений в навыки игры на фортепиано.
Ансамблевая игра способствует
развитию умения учащихся самостоятельно знакомиться с новым произведением, чтению
с листа. Уже на начальном этапе обучения рекомендуется играть легкие пьесы в
четыре руки. Партнерами при чтении с листа в четыре руки выбираются по возможности
дети одного возраста и одинаковой по уровню подготовки. Это помогает
поддерживать интерес, соревноваться друг с другом, помогать друг другу. Важно,
чтобы первое знакомство с произведением пробуждало интерес, а не гасило его.
Для этого следует развивать навыки беглого чтения, добиваться длительной
концентрации внимания, охвата текста несколько впереди исполнения, переходить
от более легкого к трудному постепенно, закрепляя предыдущий уровень трудности.
При работе в четыре руки
необходимо нацелить исполнителей на охват музыкального произведения в целом,
обращать их внимание на главное. При чтении с листа не желательно часто
останавливать ученика в трудных местах, так как теряется чувство радости от
игры, поэтому необходимо избирать материал более легкий с последующим
нарастанием трудности. Желательно, чтобы один из играющих продолжал игру при
остановке другого. Это научит второго исполнителя быстро ориентироваться в
своих ошибках и вновь включаться в игру.
Рассмотрев роль ансамблевой
игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения, можно прийти к
выводам:
- ансамблевая игра на
начальном этапе обучения – лучшее средство заинтересовать ребенка, внести
эмоциональную окраску, усилить интерес к музыке;
- ансамблевое музицирование
способствует развитию комплекса специфических способностей: музыкального слуха,
чувства ритма, умения читать с листа, музыкальной памяти, двигательно-моторных
навыков, правильного темпоощущения, более внимательного и основательного отношения
к игре;
- ансамблевая игра открывает
самые благоприятные возможности для всестороннего развития личности, интеллекта
ребенка, расширяет познания учащихся в музыке, обогащает его профессиональный
опыт, развивает мышление и музыкальное сознание учащегося;
- ансамблевая игра
способствует ускорению обучения учащихся музыке и может быть использована в
различных видах деятельности в фортепианном классе: чтение с листа,
импровизация, подбор по слуху.
Ансамблевая игра повышает
развивающий потенциал юного музыканта, активизирует процесс работы с ним, расширяет
его музыкальный кругозор.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев
А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: «Музыка», 1971. - 278 с.
2. Готлиб
А.Д. Основы ансамблевой техники. - М.: «Музыка», 1971
3. Конен
В.Д. История зарубежной музыки. - М.: «Музыка», 1984. - 534 с.
4. Сухомлинский
В.А. Сердце отдаю детям. - М.: «Педагогика», 1979. - 288 с.
5. Тимакин Е.М. Воспитание
пианиста. - М.: «Музыка», 2009. - 176 с.
К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2010
|
|