Творческие способности в системе самоактуализации и самореализации личности
К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №1 - 2010
Автор: Пирожкова Ольга Борисовна
Безусловно, что формирование новой
казахстанской модели образования актуализирует проблему развития творческого
потенциала, творческой одаренности.
В психологической науке существует как
минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей:
1) Творческие способности как таковые не
существуют. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но
недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в
детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты;
2) Высокий уровень развития интеллекта
предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого
процесса как специфической формы психической активности нет;
3) Творческая способность (креативность) -
самостоятельный фактор, независимый от интеллекта. В более «мягком» варианте
эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть
незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория
интеллектуального порога» Э.П. Торренса [11], которая утверждает, что у людей
«среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с
другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные
творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня, пути интеллекта и
творчества расходятся. Этот уровень лежит в области IQ (коэффициента
интеллекта), равного 120. При IQ выше 120 корреляция между творческой и
интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет
свои отличительные черты и не тождественно интеллекту. То есть, по мнению Э.П.
Торренса, нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой
креативностью.
Предположение Э.П. Торренса соотносится с
данными Д. Перкинса, согласно которым для каждой профессии существует нижний
допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже
определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ
выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет.
Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты
характера [11].
Нам больше всего импонирует 3-я точка
зрения на проблему соотнесения интеллектуальных и творческих способностей,
которую мы представили схематично следующим образом (рис. 1):
Рис. 1. Соотнесение развития
интеллектуальных и творческих способностей
Но современную педагогику и психологию все
больше волнуют не просто вопросы особенностей взаимосвязи развития
интеллектуальной и творческой одаренности, а проблемы формирования личности с
высокой мотивацией личностного роста вообще. Личностный рост, развитие является
одной из основополагающих целей и ценностей педагогики и психологии в контексте
новой парадигмы образования. В ходе развития человек, с одной стороны,
реализует имеющийся личностный и творческий потенциал, с другой стороны, формирует
новый уровень совокупности своих возможностей и способностей.
Мы рассматриваем
одаренность как совокупность всех способностей личности, что позволяет считать,
что это понятие близко к понятию «личностный потенциал», понимаемый как
совокупность знаний, умений, навыков, возможностей и способностей личности.
Б.Г. Ананьев [1] – основоположник психологических исследований личностного
потенциала – и его последователь К.К. Платонов рассматривают потенциал человека
в контексте взаимосвязи способностей и одаренности [10].
В настоящее время
разрабатывается идея исследования природы одаренности на основе понимания
творчества как общей предпосылки к развитию творческого потенциала личности
(концепция творческой одаренности А.М. Матюшкина) [7]. По мнению автора,
творческий потенциал, составляя наиболее важную характеристику одаренности,
определяет темп и направление развития личности. Одаренный ребенок всегда
характеризуется высоким творческим потенциалом.
Казахстанский
исследователь К.К. Жумадирова, рассматривая развитие творческого потенциала
учащихся в условиях взаимодействия лицея и вуза, определяет творческий
потенциал как совокупность социально-личностных предпосылок, базирующихся на
природно-генетической основе, проявляющихся в индивидуальности как способности
к творческости [5, с.13].
Творческость автор
трактует как процесс выявления собственной индивидуальности, который
развертывается в субъект-субъектных взаимодействиях и в той или иной мере
адресован другому человеку. Творцом так же, как и интеллектуалом, не рождаются.
Все зависит от того, какие возможности и условия предоставит окружение для
реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме
присущ каждому из нас [2, с. 30].
Каковы же признаки творческой личности, позволяющие
определить еще в раннем возрасте одаренность того или иного ребенка?
Многочисленные психологические исследования позволяют
назвать целый ряд способностей, которые характеризуют творческую личность.
Главная особенность творческой личности - это
потребность в творчестве, которая становится жизненной необходимостью [8].
Творческим людям присущи следующие личностные черты:
1) Независимость - личностные стандарты
важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений.
2) Открытость ума - готовность поверить
своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
3) Высокая толерантность к неопределенным
и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
4) Развитое эстетическое чувство,
стремление к красоте.
Часто в этом ряду упоминают особенности
Я-концепции, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой
характера.
Наиболее противоречивы данные о
психической эмоциональной уравновешенности творческих людей. Хотя гуманистические
психологи утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и
социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и
т.п., но большинство экспериментальных результатов противоречит этому [4].
Характеристикой творческой личности также является
стремление к оригинальности решения, поиску нового, раскованность мышления.
Именно стремление находить нестабильные, нетривиальные
решения, стремление самостоятельно, без посторонней помощи достигнуть
результата, который до того не был известен - это очень важная способность,
связанная со всей структурой личности.
Но только за счет одного этого качества нельзя стать
творческой личностью. Стремление должно сочетаться с целым рядом других важных
качеств. Среди них особо выделяются находчивость, самокритичность и
критичность, гибкость мышления, независимость мнений, смелость и мужество,
энергичность, Упорство, настойчивость в доведении дела до конца,
целенаправленность - без этого немыслимы творческие достижения.
Творческий человек эклектичен, любознателен и
постоянно стремится объединить данные из различных областей. Другие важные
качества творческой личности - это глубокая любовь к делу, подвижность ума,
способность синтезировать и анализировать идеи, смелость и независимость суждений,
умение сомневаться и сравнивать.
Конечно, потребность, заинтересованность, страсть,
порыв, стремление очень важны в творчестве. Но нужны еще знания, умения,
мастерство, безукоризненный профессионализм. Продуктивность творческой работы
прямо пропорциональна объему полученной и переработанной информации.
Соединяясь с неповторимыми чертами конкретного
человека, а также с особенностями творческих поисков, перечисленные качества
образуют нередко удивительный сплав творческой индивидуальности [8].
Описания особенностей творческой личности, приведенные
выше, подталкивают нас к необходимости выделить ещё одну закономерность
развития творческой личности - творческой одаренности. Это существование
взаимосвязи между креативностью, творческим потенциалом личности и её способностью
к самоактуализации. В трудах известных зарубежных ученых А. Маслоу, А. Смита,
В. Франкла и др. и креативность, творческие способности, и самоактуализация
являются, с одной стороны, показателями потенциальных возможностей личности, с
другой – её основой.
Креативность для А. Маслоу - это также и одна из
характеристик самоактуализирующейся личности. Самоактуализацию он определяет
как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.» [6, с. 150].
В своей работе А. Маслоу пишет: «Я представляю себе самоактуализировавшегося
человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного
человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это полное человеческое
существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» [6, с. 91].
Поэтому характеристики самоактуализирующегося
человека во многом соотносятся с характеристиками творческой личности. Так,
В.В. Непорожняя [9] подчеркивает, что самоактуализирующаяся личность стремится
к развитию, имеет высокую мотивацию этого процесса, принимает свои чувства,
импульсы, эмоции и желания такими, какие они есть. Людям, у которых преобладает
мотивация развития личности, не свойственно «стремление к покою». Каждый успех
толкает самоактуализирующегося человека на новые достижения, не ослабляет
мотивацию, а усиливает её. Таким людям присуща высокая мотивация достижения, и
вместо того, чтобы хотеть все меньше и меньше, они хотят все больше и больше.
«Самоактуализирующейся человек, вместо того, чтобы обрести покой, становится
более активным. Утоление жажды развития разжигает, а не ослабляет ее. Развитие
само по себе становится восхитительным и приносящим удовлетворение процессом».
Деятельность может приносить удовлетворение сама по
себе или иметь ценность только потому, что благодаря ей достигается желанное
удовлетворение, определенная цель. В большинстве случаев она вообще не
доставляет удовольствия - его доставляет лишь достижение цели, то есть конечный
результат. Самоактуализирующимся личностям, в отличие от других, свойственно
именно динамическое стремление к развитию, а также постоянное напряжение «ради
далекой и зачастую недостижимой цели». Здесь будоражащий и возбуждающий «мотив
развития», позволяющий рассматривать личность как субъект собственной
деятельности и жизни, ставится в противоположность «мотиву ликвидации
дефицита», который толкает к снятию напряжения и достижению покоя и равновесия»
[9].
Таким образом,
позиция развития творческой одаренности, доминирование развития творческих
способностях в развитии человека базируется на следующих тезисах, выдвигаемых
психолого-педагогической наукой:
1) интеллектуальные и
творческие способности развиваются во взаимосвязи до определенного предела;
2) именно развитие
творческих способностей в наибольшей степени влияет на формирование личностного
потенциала человека;
3) основой одаренности
является творческий потенциал личности, который характеризуется доминированием
стремления к творческому преобразованию действительности;
4) развитие одаренности,
творческого потенциала связано с развитием самоактуализации личности, чем выше
творческий потенциал личности, тем выше уровень её самоактуализации.
Казахстанский ученый
Н. Гончарова [3] выделяет условия, при которых творческий потенциал становится
источником формирования творческой активности:
1) Внешние:
- сотворческое
субъектно-субъектное взаимодействие;
- индивидуальный
стиль деятельности;
- стимулирование и
управление процессом развития творческого потенциала личности.
2) Внутренние:
-
эмоционально-ценностное отношение к творческой деятельности;
- наличие внутренней
свободы личности.
Опираясь на эти условия, можно ответить на вопрос,
какие технологии являются средствами формирования творческой и интеллектуальной
одаренности, рассматриваемых во взаимосвязи. Прежде всего, это, конечно же,
рефлексивные технологии, позволяющие сформировать навык рефлексивного развития
личности; интерактивные технологии - технологии обучения через участие и
взаимодействие; личностно-ориентированные образовательные технологии,
направленные на реализацию личностных возможностей, особенностей и творческих
способностей. Какая технология ни была бы выбрана, прежде всего, она должна
быть направлена на сохранение субъектной позиции учащегося, позволяющей в
полной мере развивать его творческую и интеллектуальную одаренность в системе
развития самоактуализации и самореализации личности.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: «Питер», 2002. – 288 с.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В
2-х т. Т.1: Пер. с франц. - М.: «Мир», 1992.- 278 с.
3. Гончарова Н. Творческий потенциал
как источник формирования творческой активности личности будущего учителя
музыки // Поиск. – 2005. – №1(2). – С. 266 – 269.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.
– СПб.: «Питер Ком», 1999. - с. 213.
5. Жумадирова К.К.
Развитие творческого потенциала учащихся в условиях взаимодействия лицея и
вуза: автореф. … канд. пед. наук. – Астана, 2005. – 29 с.
6. Maslow, A. Motivation
and personality. Rev. ed. New York: Harper and Row., 1970. - С.
190.
7. Матюшкин А.М.
Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: «Педагогика», 1972. – 152 с.
8. Моляко В.А. Психология творческой
деятельности. - М.: «Высшая школа», 1978. – 205 с.
9. Непорожняя В. В. www.reshma.nov.ru
10. Платонов К.К. Проблемы
способностей – М., 1972. – 140 с.
11. Torrance E. P. Guiding
creative talent - Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964.
К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №1 - 2010
|