Главная  | О журнале  | Авторы  | Новости  | Конкурсы  | Научные мероприятия  | Вопросы / Ответы

Психологические механизмы вовлечения личности в деструктивные культовые группы и контроль сознания

К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2009

Автор: Фёдорова И.А.

В настоящее время в нашей стране усилилось влияние различных движений на общественную жизнь. Повсеместно отмечается увеличение активности деятельности разных объединений и групп. Многочисленные организации развивают религиозную, просветительскую, благотворительную, политическую деятельность. Однако в общественной жизни, наряду с положительными результатами их деятельности, наблюдаются иные явления – нарушение прав человека, противоправные действия, религиозный экстремизм.

Специалисты, исследующие данную проблему, все чаще упоминают такие термины, как «секты», «тоталитарные группы», «деструктивные культовые группы». Кроме того, необходимо отметить, что в большинстве случаев предполагаются в виду группы, имеющие в своей основе религиозные учения.

Еще на заре становления психологии как самостоятельной науки феномен религиозности привлекал внимание выдающихся ее представителей. З. Фрейд, У. Джемс, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл посвятили этой тематике ряд работ.

Современные исследователи плодотворно изучают проблему религиозности (И.С. Кон, В.И. Носович, Ю.М. Орлов, К.К. Платонов, Л.И. Пилипенко, М.Г. Писманик, Д.М. Угринович, И.Н. Яблоков). Предметом изучения становится все более широкий круг вопросов: вера, религиозное сознание, религиозное поведение, обряды и ритуалы.

Отечественные и зарубежные авторы изучают различные аспекты нетрадиционной религиозности, увеличивается количество работ по данной тематике (Е.Н. Волков, Е.Л. Доценко, Т.В. Евгеньева, Е.Н. Исполатова, Ф.В. Кондратьев, А.В. Романов, Д.Г. Трунов, И.А. Чеснокова, К. Джианбалво, М. Галантер, Ч. Гатто Трокки, К. Гарви, Д. Кларк, X. Ремшмитт, С. Хассен). Нетрадиционные религиозные организации, их деятельность, последствия участия в них становятся предметом внимания исследователей.

Первым вопросом, с которым сталкиваются исследователи данной проблемы – что такое деструктивный культ? Некоторыми исследователями уже осуществлялись попытки дать определения терминам «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». Обобщая мнения различных авторов, можно сказать, что деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) – это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность). Она практикует скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом или группой лиц в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением, жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной, противозаконной зависимости и покорности доктрине, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и власти.

По далеко неполным статистическим данным, на 1996 год [4, с. 23] на территории СНГ жертвами деструктивных групп стало более полумиллиона человек. Из них 70 000 человек входило в «Богородичный центр», около 60 000 считало себя «Свидетелями Иеговы», 48 500 человек входило в «АУМ Синрикё», 10 000 были последователи «Белого Братства» (всего в мире их насчитывалось 144 000) и так далее. Статистика показывает, что, начиная с этого периода, количество деструктивных культовых групп и вовлеченных в них людей неуклонно растет.

По данным Департамента юстиции ВКО на 2008 год, в нашей области зарегистрировано 280 религиозных объединений (а вместе с нелегальными объединениями насчитывается свыше 370 религиозных организаций) и четыре малочисленные религиозные группы.

Попавший в такую группу человек за короткое время подвергается воздействию, которое во многих случаях превращает его в безвольный инструмент удовлетворения амбиций лидера и его окружения. Полностью подавляется прежняя личностная идентичность, разрушаются все прежние социальные связи, адепту группы внушается негативистское отношение ко всему внегрупповому социуму.

В связи с этим, по мнению многих психологов, одним из наиболее важных для изучения вопросов является вопрос вовлечения людей в деструктивные культы и изменения их сознания, управления ими. Особенный интерес он представляет в связи с тем, что этот процесс происходит психологически грамотно, с применением многих психологических закономерностей, законов и правил.

Имущественные и экономические интересы испокон веков мотивировали активные поиски психотехнологий, позволяющие заинтересованному лицу управлять волей других людей. «Предоставьте нам ребенка до 7 лет - и потом делайте с ним, что хотите, он уже наш», - говорили иезуиты. Вербуемые взрослые иезуиты рассматривались как агенты, но истинные иезуиты воспитывались с раннего детства.

Сегодня во многих деструктивных культовых группах приглашаются родители с детьми, и это не случайно. Фактически речь идет об организованном воздействии на психику в определенный период, характеризующийся наибольшей открытостью к формирующим воздействиям. Тем самым, создается целостная основа, в соответствии с которой в дальнейшем выстраивается вся картина мира. Прививается тот понятийный фильтр, через который впоследствии оценивается и фильтруется все воспринимаемое.

Когда идет работа со взрослым человеком, перед вербовщиком стоит задача изменить фундаментальный смысловой и ценностный фильтр. Матрица индивидуальных представлений разрушатся сильнейшим психофизическим стрессом, а затем выстраивается другая. Но сначала необходимо депрограммировать человека в группе от социальных влияний. Для этих целей членами культовых групп активно используются психологические механизмы вовлечения и удержания в культовых группах. Обращаясь к литературе, можно проследить описание большого количества обрядов, цель которых - привлечь людей в культовые и религиозные группы. Большинство из них основано на ритуале инициации, результатом которой должно являться достижение определенных духовных, материальных и социальных благ.

Современность характеризуется скрытым характером агрессивных манипуляций. В настоящее время фактически утрачены те знания о тонких приемах и методах управления психикой субъекта, каковые широко использовались задолго до образования современного общества (ритуальная музыка, священные танцы, сокровенные галлюциногены, понимание смысла формул и фраз и т.п.). Включив в себя некоторые из наиболее примитивных древних техник, на их место пришли современные активные психотехнологии программирования и влияния на личность.

Культовые группы реализовывают стремление человека заполнить имеющийся у него психологический дефицит и преодолеть тревогу. Экзистенциальный страх, появляющийся у человека, делает его идеальной жертвой таких организаций, в которых он освобождается от беспокоящих его мыслей. После пребывания в секте процесс возврата в реальность труден, так как путем аутосуггестии человек убеждает себя в том, что он получает в группе именно то, чего он хочет. Кроме того, пребывание в такой группе сопровождается попаданием человека в глубокую психологическую деструктивную зависимость от нее. Некоторые авторы называют эти психические изменения рутинизацией психики, при которой человеку становится все труднее использовать свои потенциальные интеллектуальные и волевые возможности.

Процесс вовлечения и удержания в группе можно разделить на фазы, начиная с вербовки и заканчивая образованием зависимости от деструктивной культовой группы, в результате чего критическое осознание угнетается, прежняя личность вытесняется и формируется новая аддиктивная личность. На каждом этапе процесса индокринации используются специфические механизмы и методы воздействия на личность.

К наиболее общим механизмам и методам вовлечения и удержания в культовых группах можно отнести: контроль времени и деятельности, информационный контроль, отучивание от критического, рационального мышления, обучение методикам, вызывающим транс, исповедальные сессии, групповое давление, публичное заявление о верности, угрозы санкций за уход, отсутствие некультовых связей и эмоциональной поддержки, чрезмерные финансовые и прочие обязательства, создание привлекательного образа главы секты, использование неофитов в мероприятиях по привлечению новых потенциальных членов.

Все эти методы и механизмы направлены на осуществление контроля сознания личности. Фактически термин «контроль сознания» («реформирование мышления») отграничивает сферу чрезмерно манипулятивного (и поэтому преступного) социального воздействия (влияния) на людей от сферы обыденно-привычных взаимных социальных манипуляций [5, с. 63]. Естественное теоретическое и практическое затруднение в отделении «приемлемого» и «неприемлемого» уровней духовно - психологического воздействия на личность связано со сложностью установления конкретных критериев, однако это не может служить причиной отказа от признания реального существования проблемы.

М.В. Вершинин следующим образом определяет термин контроль сознания («незаконное влияние», «реформирование мышления», «программирование») - это сознательное насильственное управление психикой и поведением человека, психологическое воздействие для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого человека к совершению определенных действий (в пользу манипулятора), с использованием насильственного или ненасильственного обращения в веру (внедрение убеждения), или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия, или с индуцированного согласия того человека, к которому эту технику применяют.

Контроль сознания, в определении Е.Н. Волкова - это манипуляция с использованием насильственного обращения в веру (внедрения убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия того человека, к которому эту технику применяют.

Манипулирование, в свою очередь - это психологическое насилие, т.е. такое воздействие на сознание и органы чувств человека со стороны другого человека или группы людей, которое побуждает его действовать в соответствии со скрытыми целями и интересами манипуляторов, тщательно скрываемыми от жертвы, особенно на первых этапах вовлечения ее в ловушку. У манипулирования две стороны, неотделимых друг от друга: одновременно эксплуатируется как потребность человека в любви и внимании, так и все его страхи, т.е. насилие осуществляется и в форме «любви», и в форме прямых и косвенных угроз и запугиваний. Характерным приемом деструктивных культовых групп является активное использование различных видов искусственной «любви» на первых этапах вовлечения жертвы в ловушку и применение угроз лишения «любви» на последующих этапах эксплуатации [1, с. 86].

Таким образом, цель “стратегий контроля сознания” заключается в манипулировании мыслями, чувствами и поведением других в данном контексте в какой-то период времени, имеющем своим результатом относительно большую выгоду для манипулирующего, нежели для тех, кто подвергается воздействию. Производимые изменения могут точно фокусироваться или действовать на широкую сферу человеческих отношений. Они могут проявляться внезапно или развиваться постепенно, могут вызываться с осознанием какого-либо манипулятивного или убеждающего намерения агента изменения или без него, и они могут выливаться во временные или устойчивые перемены. Хотя некоторые типы контроля сознания используют то, что мы называем “экзотическими” методиками: такие, как гипноз, наркотики и назойливые атаки непосредственно на мозг. Большинство форм контроля сознания являются более обыденными, но не менее опасными (Schwitzgebel & Schwitzgebel, 1973; Varela, 1971; Weinstein, 1990). Они опираются на использование фундаментальных человеческих потребностей, чтобы добиваться уступчивости или подчинения желаемым правилам и поведенческим указаниям агента изменения (Deikman, 1990; Milgram, 1992) [6, с. 112].

Существует несколько моделей контроля сознания в деструктивных культах. Все они описывают примерно одинаковые признаки этого контроля (изоляция, тотальность влияния, манипуляция).

Во всех моделях контроля сознания можно проследить наличие механизмов воздействия на личность, кроме того, это дает основание сделать вывод, что контроль сознания является основной и центральной формой воздействия, включающей эти механизмы как составляющие. То есть, объединяясь в единую систему, механизмы влияния образуют более сложную форму манипулирования личностью - реформирование мышления.

Использование контроля сознания в деструктивных культовых группах приводит к частичному или полному изменению личности индивида, позволяющему манипулировать и управлять ею.

Как уже указывалась выше, проблема вовлечения людей в деструктивные культовые группы является проблемой и казахстанского общества. Как показало наше исследование, в Усть-Каменогорске, также существуют объединения, которые согласно выделенным нами признакам, вполне можно отнести к деструктивным культовым группам.

Для выявления необходимых нам параметров было проведено исследование, в котором приняло участие 40 человек. 10 человек из общей выборки являются членами организации «Свидетели Иеговы», 10 состоят в организации сатанинского толка. Данные объединения выбраны по нескольким причинам. Во-первых, в большинстве проанализированных источников они отнесены к деструктивным культовым группам, во-вторых, только представители этих объединений согласились пойти на контакт и принять участие в исследовании. 20 человек (контрольная группа) не состоят в каких-либо религиозных, антирелигиозных, коммерческих и прочих организациях (кроме непосредственного места работы и учебы) – отобраны на основе предварительной беседы.

По результатам проведенного нами анкетирования мы можем говорить о том, что исследованные нами организации имеют достаточно большое количество признаков деструктивных культовых групп, которые выражаются достаточно ярко. Кроме того, отмечается большое количество признаков, говорящих о применении деструктивного контроля сознания членов организации, что влияет на изменение личности, моделей ее поведения, жизненных принципов и ценностей. Одним из активно применяемых механизмов вовлечения и удержания в деструктивных культовых группах является деструктивный контроль сознания, направленный на изменение системы ценностных ориентации.

Основной задачей нашего исследования являлась оценка изменений смысложизненных ориентаций представителей культовых групп, наличие целей и ценностей, мировоззренческих ощущений, что, по мнению многих исследователей, является одним из ключевых признаков контроля сознания.

В нашем случае у представителей деструктивных культовых групп наблюдается фиксация на определенных временных локусах смысла. Таким образом, объекты восприятия и осознавания становятся односторонними (бесперспективными), а сами процессы - более узкими и ригидными. В данном случае, люди, осознанно или нет, прибегают к различным формам психологических защит и воспринимают действительность сквозь призму одной единственной идеи, предложенной организацией как правильной.

В норме каждый человек сталкивается с необходимостью менять смыслы и ценности. Однако если индивид в силу каких-либо причин оказывается неспособен развернуть и расширить свою временную перспективу смыслов, его зафиксированное, обездвиженное смысловое состояние приобретает статус личностного свойства и меняет все его остальное психологическое содержание. Это может выразиться и в акцентуировании личностных черт, и в формировании пограничных и патологических состояний и синдромов.

Системы ценностных ориентаций участников исследованных организаций, хоть и различны, но, тем не менее, доминирующие цели обеих групп можно назвать достаточно высокими, направленными на постоянное самосовершенствование, достижение благосостояния общества (в случае организации Свидетелей Иеговы), достижение общественного признания, личной свободы и независимости в суждения (в случае организации сатанинского толка).

Несмотря на высокие ценности и идеалы в представленных группах, мы можем наблюдать восприятие прошлой жизни как не результативной (отказ от опыта, накопленного в ней). Вместе с тем, отмечается неудовлетворенность и жизнью настоящей (в группе Свидетелей Иеговы), убежденность в том, что жизнь человека не подвластна сознательному контролю, отсутствием веры в свои силы, фатальным восприятием жизни. Это провоцирует у исследуемых низкий уровень активности, в том числе, и в достижении значимых жизненных целей.

Опасность такой ситуации состоит в том, что у человека возникает хроническое чувство неудовлетворенности своей жизни, без надежды изменения этого состояния в будущем, так как нет активности в достижении целей, нет стремления к изменению сложившейся ситуации. Все это делает человека, участника деструктивной культовой группы, более ранимым, подверженным воздействиям других людей, которые, к сожалению, не всегда направлены на достижение целей позитивных для человека.

Таким образом, мы можем говорить, что система ценностных ориентаций членов деструктивных культов характеризуется противоречивым сочетанием высоких целей и несамостоятельности, неразвитости воли, неудовлетворенностью своей жизнью в настоящем, отсутствием веры в свои силы, возможности контролировать жизненные события.

В контрольной группе в большинстве случаев нами отмечена ценность, как прожитой жизни, накопленного опыта, так и событий происходящих в реальное время. Кроме того, эти люди осознают ответственность за события, происходящие в их жизни и готовы направлять свои силы на определенные изменения в случае неудовлетворенности жизнью. То есть, эти люди могут ставить перед собой реальные цели и стремиться к их достижению, учитывая прошлый опыт.

Понятие деструктивной (разрушительной) секты сегодня прочно вошло в лексикон казахстанцев, стало привычным в средствах массовой информации. Однако, независимо от причин, делающих привлекательными эти организации в глазах определенных групп людей, важно иметь в виду, что часто члены этих групп подвергаются целенаправленному и вполне осознанному дезадаптирующему воздействию со стороны руководства сект с целью максимальной ресоциализации и, соответственно, увеличения всесторонней зависимости от группы, что позволяет в дальнейшем подвергать всесторонней эксплуатации и активно манипулировать сознанием рядовых членов. Последствия этого могут быть весьма разрушительны для приверженцев деструктивных культов и крайне негативно сказаться на тех из них, кто самостоятельно или с помощью близких захочет оставить секту.

Положение усугубляется еще и тем, что на сегодняшний день в Казахстане специализированная психологическая помощь жертвам тоталитарных сект находится в зачаточном состоянии (существует всего один центр, расположенный в г. Костанае).

Таким образом, мы можем говорить о том, что данная тема должна активно изучаться психологической наукой, должны быть разработаны адекватные методы диагностики механизмов воздействия на личность, программы по профилактике вовлечения в деструктивные культовые группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. - М.: «Фолиум». 1996. - № 5. - С. 86-95.

2. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. - М.: «Фолиум», 1996. - № 2. - С. 87-93.

3. Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. - М.: «Фолиум», 1996. - № 3. - С. 76-82.

4. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования. - Нижний Новгород, 2000. - 693 с.

5. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1993. № 4. С. 3-13.

6. Zimbardo P. & Andersen S. Understanding Mind Control and Mundane Mental Manipulations // Recovery from Cults: Help for Victims of Psychological and Spiritual Abuse. Edited by Michael D. Langone, Ph.D. W. W. Norton & Company New York London. 1995, pp. 104-128.



К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2009


 © 2024 - Вестник КАСУ