Этноспецифика родительского отношения как основной составляющей детско-родительских отношений в русских и казахских семьях
К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2009
Автор: Грищенко Елена Георгиевна
В семейном окружении, в общении, в диалоге разных
поколений осуществляется формирование и развитие психики ребенка, существенно
изменяющее психическую жизнь родителей. Семья на сегодняшний день
рассматривается как система отношений, в которой преобладающая роль принадлежит
взаимодействию родителей и детей, т.е. детско-родительским отношениям.
Детско-родительские отношения – это отношения родителей к ребенку и ребенка к
родителям, во всем их многообразии. Соответственно, детско-родительские отношения
включают две стороны – это родительское и детское отношение.
Родительское отношение - это культурно-исторический
феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием
общественных норм и ценностей.
Понятие «родительское отношение» отражает взаимную
связь и взаимозависимость родителя и ребенка, включая в себя
субъективно-оценочное и сознательно - избирательное представление о ребенке, которое
определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком,
характер приемов воздействия на него (6). В связи с этим, Р.В. Овчарова предлагает
выделять в структуре родительского отношения эмоциональный, когнитивный и
поведенческий компоненты, каждый из которых включает в себя ряд элементов.
Основными элементами родительского отношения являются:
родительские установки / позиции, тип (стиль) воспитания ребенка, родительская
любовь и тип родительского отношения.
Кратко опишем эти элементы.
Одним из первых элементов родительского отношения
выступает родительская позиция / установка. Понятие «родительская позиция / установка»
используется как синоним родительского отношения, отличающийся степенью
осознанности. Это совокупность родительского эмоционального отношения к
ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним (1, с.
119-120).
В самом общем виде выделяют оптимальную и
неоптимальную родительские позиции. Оптимальная родительская позиция
определяется наличием трех характеристик, таких, как адекватность; гибкость; прогностичность.
Стиль семейного воспитания – это обобщенные,
характерные, ситуационно неспецифические способы восприятия и общения данного
родителя с данным ребенком; это образ действий по отношению к ребенку (6; 9, с.
148).
Следующий элемент родительского отношения – стиль
семейного (родительского) воспитания.
В современной психологии семьи и детско-родительских
отношений отмечается множество подходов и классификаций к стилям семейного
воспитания. Параметрами этих классификаций выступают:
- обучение послушанию;
- обучение ответственности;
- обучение заботливости, т.е. обучение детей помогать
младшим братьям и сестрам и другим зависимым людям;
- формирование потребности в достижении результата;
- обучение самостоятельности, умению заботиться о
себе, не зависеть от помощи других в удовлетворении своих потребностей и
желаний;
- обучение общей независимости, включающей не только
удовлетворение собственных нужд, но и все прочие формы свободы от внешнего
контроля, господства, надзора (9, с. 141).
Родительская любовь – это высокая степень эмоционально
положительного отношения к ребенку и помещение его в центр жизненных
потребностей и интересов родителей (6).
А.С. Спиваковская выделяет три спектра отношений,
составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия - антипатия, уважение -
пренебрежение, близость - дальность (1).
Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать
восемь типов родительской любви:
1) действенная любовь – проявляется симпатией,
уважением и близостью родителя к ребенку;
2) отстраненная любовь – симпатия, уважение, но
большая дистанция родителя с ребенком;
3) действенная жалость – выражается в симпатии,
близости, но отсутствии уважения родителя к ребенку;
4) любовь по типу снисходительного отстранения –
симпатия, уважение, большая межличностная дистанция родителя с ребенком;
5) отвержение – антипатия, неуважение и большая
межличностная дистанция между родителем и ребенком;
6) презрение – антипатия, неуважение, малая
межличностная дистанция;
7) преследование – антипатия, неуважение, близость;
8) отказ – проявляется антипатией и большой
межличностной дистанцией между родителем и ребенком (1).
И, наконец, последний элемент – это тип родительского
отношения. Подобно стилям семейного воспитания, отмечается множество
классификаций и типов родительского отношения, но самой распространенной и
наиболее используемой в практике является классификация А.Я. Варги и В.В. Столина.
В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин
выделили следующие типы родительского отношения:
1) «принятие – отвержение». Полюс «принятие» имеет
место тогда, когда родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает
индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Полюс «отвержение» будет иметь
место в случае, если родитель воспринимает своего ребёнка плохим,
неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость,
досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его;
2) «кооперация». Родитель заинтересован в делах и
планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его
интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него;
3) «симбиоз». Родитель постоянно ощущает тревогу за
ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. При таком типе родительского
отношения ребенок лишается самостоятельности;
4) «авторитарная гиперсоциализация». Родитель требует
от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины; он навязывает ему свою
волю, а за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Характерен
постоянный контроль за поведением ребенка, от которого постоянно ожидают
успеха;
5) «маленький неудачник». Это стремление инфантилизировать
ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок
представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.
Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать
его действия (9).
Обратимся ко второму аспекту нашего анализа – понятию
«национально-психологические особенности».
Национально-психологические
особенности являются результатом исторического развития, в ходе которого экономические
и социально-политические условия жизни и деятельности людей определяли
формирование черт их общественной психики (3; 5).
Структура
национально - психологических особенностей включает статические (системообразующие) и
динамические (функциональные) компоненты (рисунок 1) (3).
В число статических (системообразующих)
компонентов национально-психологических особенностей входят: национальный
характер; национальный темперамент; национальный склад ума; национальные
чувства и настроения; национальные традиции и привычки (3; 5).
Рисунок 1.
Структура национально-психологических особенностей
Отметим,
что исследование системообразующей стороны психологии нации представляет
большие сложности, так как в названиях системообразующих элементов психологии
нации отражены понятия, заимствованные из обыденной жизни и практически не поддающиеся
эффективному и всестороннему экспериментальному изучению. Следующая причина - в
содержании системообразующих компонентов психологии нации присутствуют
разноплановые составляющие.
Динамические компоненты национально-психологических
особенностей характеризуют своеобразие протекания психических процессов и
состояний, специфику взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей
конкретных этнических общностей и включают мотивационно-фоновые; интеллектуально - познавательные;
эмоционально-волевые; коммуникативно-поведенческие составляющие (3; 5).
Динамические
компоненты психологии нации позволяют, в отличие от ее статических компонентов,
осмыслить и с использованием экспериментальных методик наиболее точно и
адекватно выявить и объяснить специфику их проявления.
Изучение национально - психологических особенностей
родительского отношения в русской и казахской семье на уровне теоретического
анализа литературы позволяет нам следующим образом описать их специфику.
В русской семье отмечается динамика изменений
национально - психологических особенностей самой семьи и родительских отношений в ней
от язычества (дохристианская семья) и до настоящего времени. На каждом этапе
развития общества преобладала определенная нормативная модель семьи, включающая
членов семьи с определенным статусом, правами и обязанностями, нормативным
поведением и особенностями детско-родительских отношений. На протяжении
длительного периода времени в русской семье преобладала ригидность родительских
установок/позиций, сменившаяся в языческий и христианский периоды на доминирование
отца, которое после революционных событий начала ХIХ века
сменилось доминированием матери. Для родительского отношения и воспитания детей
в данные исторические периоды был характерен авторитарный стиль, который
проявлялся в подавлении взрослыми членами семьи инициативы и чувства
собственного достоинства у детей. Родительская любовь характеризуется
предъявлением повышенных требований к ребенку. Ребенок эмоционально ближе к
матери, чем к отцу.
Процессы демократизации общества, произошедшие на
рубеже ХХ-ХХI вв., коснулись и семьи. Это, в свою очередь, повлекло
перемены в отношениях родителей к ребенку. Родительские установки / позиции
становятся более оптимальными. Родители в вопросах воспитания детей и отношения
к ним встают на позицию сотрудничества. Родительскую любовь отличает не только
забота о ребенке, но и требовательностью к нему.
Согласно источникам
народной культуры, воспитанием в казахской семье, в основном, занималась
женщина. Она из поколения в поколение была хранительницей как домашнего очага,
так и народной культуры, переходившей от нее к детям. Воспитательный процесс в
казахской семье был основан на заветах народной мудрости, которые женщина –
мать передавала на чувственном уровне своему ребенку. Казахская женщина – мать
старалась передать своему малышу все полезное и необходимое для его жизни (3).
Женщина посвящала
воспитанию детей все свободное от домашней работы время, влияя на психическую
сферу ребенка, стремясь сформировать у него востребованные в казахском обществе
черты, способные облегчить процесс адаптации индивида к требованиям времени.
Но, находясь в подчиненном положении, мать не могла определять важнейшие
жизненные решения, касающиеся детей, так как эта сфера всегда была приоритетной
для мужчин. Дети также осознавали роль матери в их духовно-психологической
жизни и не демонстрировали внешних выражений привязанности к ней и зависимости
от ее установок, хотя именно мать закладывала глубинные истоки мировоззрения
личности (4).
У казахов на
протяжении всей истории развития ярко проявлялась установка на наличие иметь
детей. Каждая казахская семья не представляла своего счастья без детей,
особенно мальчиков, продолжателей рода по отцовской линии. В связи с рождением
и воспитанием ребенка у казахов сложилось множество обычаев, обрядов, связанных
с многовековым народным опытом и различными древними верованиями.
Что касается родительских установок, то с малых лет в
казахской семье родители прививали детям нравственные установки, такие, как
уважение старших, почитание отцовского дома, особенно младшим ребёнком. Дети
безоговорочно подчинялись родителям, неподчинение родителям считалось большим
позором (2; 4).
Воспитанием девочек в
казахской семье занималась исключительно мать, мальчика в семье воспитывал
отец. С 5-6-летнего возраста мальчиков обучали верховой езде, а девочки учились
у своих старших сестер и матерей шитью, вышивке и другим видам домашнего
женского ремесла (4). Иначе говоря, воспитание мальчиков и девочек
осуществлялось, исходя из представлений о роли мужчины и женщины в семье.
Анализ
этнографических и психологических работ Артыкбаева Ж., Аргынбаева Х.А., Елюбаевой
М. и др. исследователей позволяет отметить, что семейное воспитание ребенка в
казахской семье ведется с детства в строгих правилах: от них требуют относиться
к труду как к первой необходимости, ясно понимать свой долг перед семьей,
осознавать личную ответственность за дела, в которых принимаешь участие.
Таким образом, особенностями
казахской семьи стало то, что женщине в ней отводилась весьма значимая, но в
тоже время сложная роль. Она была и хранительница семейного очага, и в случае
необходимости, должна была помогать мужу в ведении хозяйства. Казахская семья
отличалась установкой на детей. Особенно ожидали и отмечали рождение мальчика в
семье, поскольку ассоциировали его с продолжателем рода и защитником родного
очага. С рождением ребенка сложилось множество традиций и обрядов. Воспитание
мальчиков и девочек в семье осуществлялось по-разному.
На основании теоретического анализа феномена
родительского отношения и выделения его национально - психологических
особенностей в русской и казахской семьях нами были определены критерии и
элементы для эмпирического исследования. Была разработана и апробирована диагностическая
программа по изучению национально-психологических особенностей родительского
отношения в русской и казахской семье поликультурного пространства.
Результаты эмпирического исследования позволили
сделать нам следующие заключительные выводы.
Родительские
установки нами были отнесены к когнитивному компоненту родительского отношения
и интеллектуально-познавательной национально
- психологической особенности. Анализ результатов эмпирического
исследования на выборке русских и казахских матерей показал, что для матерей из
обеих семей характерна демократичность в построении отношений с ребенком. Но у
русских матерей она сочетается товарищескими отношениями, общением на равных,
участием в делах ребенка, поощрением его интересов. У матерей из казахских
семей сопровождается элементами излишней строгости.
Следующий компонент
родительского отношения – эмоциональный. Результаты показали, что большинство
родителей из русских семей склонны к доверию и эмоциональной близости в
отношениях с ребенком. В казахских семьях также отмечается преобладание
положительных чувств и любовь к ребенку, как со стороны матерей, так и со
стороны отцов.
Поведенческий
компонент родительского отношения соотнесен нами с коммуникативно-поведенческой
национально - психологической особенностью. Полученные результаты позволили выделить
специфические характеристики поведенческого компонента родительского отношения
в русских и казахских семьях. Родители в русских семьях проявляют стремление к сотрудничеству
и доверительным отношениям с ребенком. Они высоко оценивают своего ребенка,
испытывают чувство гордости за него и стараются быть с ним на равных. Для
взаимоотношений между родителями и ребенком свойственна мягкость. Отношения в
диаде «родитель – ребенок» характеризуются эмоциональной близостью. В целом,
родители в русских семьях удовлетворены отношениями с ребенком.
Для родителей из
казахской семьи характерной особенностью взаимодействия также является
эмоциональная близость с ребенком. Тем не менее, у матерей был отмечен высокий
уровень контроля, тогда как у отцов полная удовлетворенность отношениями с
ребенком. Относительно типа родительского отношения с ребенком, у матерей было
отмечено «принятие ребенка», тогда как у отцов – «стремление к инфантилизации
ребенка», что объясняется влиянием двух факторов: национально-психологическими
особенностями казахского народа, казахской семьи (первенство и главенство в
казахской семье принадлежит мужчине – отцу, который содержит и оберегает членов
своей семьи), а также влиянием современных социальных условий жизни.
Таким образом, мы отмечаем, что родительское отношение
в русской и казахской современной семье имеет как отличительные особенности,
обусловленные влияние культурно-исторического развития двух наций, их
национально - психологическими особенностями, так и имеет много общего. Общее будет
обусловлено процессом взаимопроникновения двух культур, проживающих на одной территории
уже достаточно большой временной промежуток времени, т.е. можно сказать, что общность
родительского отношения в русской и казахской семьях обусловлена поликультурностью
пространства Республики Казахстан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Т.В. Семейная психология:
Учебное пособие. – СПб.: «Речь», 2005. – 244 с.
2. Артыкбаев Ж. Этнология и
этнография. –Астана, 2001. - 334 с.
3. Баронин А.С. Этническая психология. – Киев: «Тандем», 2000. – 264 с.
4. Казахи. Историко-этнографическое исследование
/ Под ред. Е.А. Жандосова. – Алматы, 1995. – 189 с.
5. Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию: Учебное пособие / В.Г.
Крысько, Э.А. Саракуев. – М., 1996. – 269 с.
6.
Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Издательство
Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
7. Психология семейных отношений с основами
семейного консультирования: Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: «Академия»,
2002. – 192 с.
8. Русские / Под ред. В.А.
Александрова, И.В. Власова, Н.С. Полищук. – М.: «Наука», 1999. – 828 с.
9. Шилов И.Ю. Фамилистика.
Психология и педагогика семьи. Практикум. – СПб.: «Петрополис», 2000. – 416 с.
К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2009
|