Update site in the process

   Главная  | О журнале  | Авторы  | Новости  | Вопросы / Ответы


К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2009

Авторы: Самойлова Евгения Викторовна, Вовченко Надежда Николаевна

Основными задачами обучения изобразительному искусству у детей являются воспитание чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, формирование потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности, развитие изобразительных навыков, основанных на использовании различных средств выразительности — цвета, линии, формы.

При формировании изобразительной деятельности у детей трех лет необходимо учитывать особенности их психики и эмоциональной сферы. В практике преподавания изобразительного искусства традиционным является подход, при котором считается, что обучение на профессиональной основе детей изобразительному искусству необходимо начинать в более поздний период, а именно в предшкольном возрасте (5-6 лет), поскольку детей трех лет отличает недостаточная дифференцированность восприятия, слабая сформированность сенсорных эталонов, а также некоторая бедность сферы образов - представлений. Психологически также наблюдается неустойчивость внимания и недостаточная наблюдательность, может проявляться сниженный интерес, а у некоторых детей и его отсутствие, к процессу и результатам деятельности.

Мы, однако, считаем, что трехлетний возраст ребенка может быть стартовой площадкой для развития изобразительного творчества. В данной статье описан эксперимент по обучению детей трехлетнего возраста творческой деятельности.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью детей трех лет в студии детского творчества «Акварелька» (г. Усть-Каменогорск) учитываются несколько факторов: возраст, незнакомая обстановка, отсутствие каких-либо навыков работы с художественными материалами. Поэтому при разработке курса нами используются разнообразные темы занятий и формы организации (игра, общение, групповые и индивидуальные задания), а также частая смена «работы» и игры. Для детей трех лет является обязательным присутствие на занятиях близкого человека (мама, папа, бабушка), который помогает ребенку. Способы и формы занятий тщательно продумываются, ведь конечная цель любого занятия – ребенок должен уйти домой с готовой работой. На каждом занятии очень важна доброжелательная обстановка. Все это, в конечном итоге, и побуждает ребенка к творческим действиям.

Занятия составляются по тематическому принципу: т.е. каждая тема знакомит детей с окружающим миром, способствует развитию речи и фантазии. Занятия для детей проводятся олин раз в неделю и длятся в течение одного часа. Как правило, используется сочетание нескольких художественных способов. После каждого занятия дается домашнее задание на закрепление темы. Ниже представлены 36 комплексных занятий, рассчитанные на учебный год (с сентября по май).

Годовое тематическое планирование занятий в студии детского творчества «Акварелька» для детей 3-4 лет

Месяц

Тема занятия

Материал и способ передачи

1

Сентябрь

Попугай

Работа с трафаретом. Рисование пальчиками, ладошкой. Гуашь

2

Жираф

Рисование кистью, обрывание цветной бумаги, аппликация. Акварель, цветная бумага

3

Ящерица на горке

Лепка шаров и колбасок. Намазывание пластилина на картон

4

Портреты динозавриков

Оттиски печатками из картофеля. Рисование пальчиками. Гуашь

5

Октябрь

Воздушные шары

Работа с трафаретом, с кистью, смешивание красок в палитре. Гуашь

6

Осенние деревья и кусты

Оттиски листьев деревьев. Рисование кистью. Гуашь

7

Ваза с фруктами

Работа с соленым тестом. Рисование кистью. Гуашь. Цветной картон

8

Ветка рябины

Рисование кистью. Наклеивание шариков из красной салфетки. Акварель, цветная бумага

9

Ноябрь

Украшаем куколку

Рисование кистью. Узелковый батик. Акварель

10

Железная дорога для друзей

Рисование кистью по засыпанной манкой поверхности. Рисование фломастерами. Гуашь

11

Овощи на зиму

Рисование округлой формы. Восковые мелки. Рисование кистью. Акварель

12

Узоры на шапочке

Работа с ножницами. Аппликация. Цветная бумага

13

Декабрь

Мой пушистый друг

Тычки жесткой полусухой кистью. Гуашь

14

Открытка

Цветной картон. Ножницы. Аппликация

15

Игрушки на елку

Лепка из соленого теста.

16

Игрушки на елку (продолжение)

Рисование кистью. Гуашь

17

Январь

Аквариум

Рисование восковыми мелками. Рисование кистью. Акварель

18

Утята на озере

Лепка пластилином. Цветной картон

19

Умка с мамой

Рисование кистью, восковыми мелками. Гуашь

20

 

Мозаичная ваза.

Аппликация методом обрывания. Цветная бумага, цветной картон

21

Февраль

Фантазийная игрушка

Изготовление игрушки из пластмассового яйца. Клей. Фломастеры. Цветная бумага

22

Сердечко

Составление композиции из макарон на картонном сердечке. Макаронные изделия, клей, гуашь

23

Загадочный букет

Рисование кистью. Монотипия. Работа с ножницами, клеем. Гуашь

24

Масленица пришла!

Лепка блинов из соленого теста. Рисование кистью. Украшении блина. Гуашь

25

Март

Подарок маме

Рисование кистью и шпателем по дереву

26

Пришла весна!

Рисование кистью. Гуашь

27

Папье-маше. Тюбетейка

Моделирование тюбетейки. Обрывание газет. Пластилин. Газеты. Клей

28

Украшаем тюбетейку

Работа кистью. Аппликация. Гуашь. Цветная бумага

29

Апрель

Божья коровка на листочке

Лепка из глины

30

Божья коровка на листочке (продолжение)

Рисование кистью. Гуашь

31

Пасха. Расписные яйца

Роспись по трафарету яиц из глины. Гуашь

32

Открытка к Светлому Воскресенью

Аппликация. Цветная бумага, клей, акварельные краски

33

Май

Зацвели тюльпаны

Рисование кистью. Гуашь

34

Разноцветный кот

Лепка из пластилина. Цветной картон

35

Сирень

Рисование кистью. Воск. Акварельные краски

36

Радужная кошка

Рисование кистью. Акварель

Все описанные занятия взаимосвязаны. Задания идут по прицнипу «от простого к сложному». В случае необходимости, руководствуясь навыками и умениями детей, а также их психологическими особенностями, вносятся некоторые коррективы в содержание занятий, например, увеличение или сокращение числа занятий, упрощение или усложнения поставленной задачи.

Занятия строятся по примерному плану:

- создание игровой ситуации для привлечения внимания;

- показ приемов изображения;

- доработка рисунка дополнительными элементами (подбирание цвета, интересные детали);

- рассматривание полученной работы (детским работам дается только положительная оценка, дети радуются полученному результату и учатся оценивать свои работы).

Перечислим художественные способы, используемые в работе.

Рисование пальчиками. Ребенок смачивает пальчик в мисочке с водой, набирает гуашь на кончик пальца и прижимает его к листу бумаги, делая точки.

Рисование поролоновым тампоном. Ребенок держит тремя пальцами поролоновый тампон за кончик, другой его конец опускает в гуашь и затем рисует им.

Рисование ладошкой. Ребенок опускает всю ладонь в мисочку с гуашью, разведенной водой, и делает отпечатки на бумаге внутренней стороной ладони.

Оттиски печатками картофеля. Ребенок берет печатку из картофеля за кончик, опускает другой ее конец в гуашь и прижимает к бумаге до получения отпечатка.

Рисование кистью и красками (гуашью и акварелью). Ребенок держит кисть тремя пальцами чуть выше железного наконечника, опускает в воду кончик кисти и набирает краску только на ворс; проводит всем ворсом кисти по поверхности (бумага, ткань, дерево, глина).

Рисование цветными карандашами. Ребенок держит карандаш в руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком сжимая пальцы и не слишком близко к отточенному концу. При рисовании не нажимает сильно на бумагу, проводит штрихи в одном направлении без просветов.

Тычки жесткой полусухой кистью. Ребенок набирает на сухую кисть совсем немного гуаши и, держа кисть вертикально, делает «тычки».

Рисование восковыми мелками. Ребенок держит мелок в руке между большим и средним пальцами, придерживая указательным, не сильно сжимая пальцами, ближе к отточенному концу. Не нажимает на бумагу и проводит штрихи в одном направлении.

Аппликации с рваной бумаги. Ребенок рвет цветную бумагу на мелкие кусочки и приклеивает их.

Аппликации с резанной бумаги. Ребенок держит ножницы в направлении от себя, большим и указательным пальцами. Стрижет прямые или слегка закругленные линии.

Аппликации с макарон, бисера, соломки и других подручных материалов.

Лепка. Ребенок моделирует руками плоские или выпуклые фигурки на заданную тему из пластилина, соленого теста, глины.

Самое главно, когда дети приходят на занятие - это правильная постановка руки. На занятии мы начинаем играть в «галчат»: большой и указательный палей правой руки – это первый «галчонок», большой и средний палец правой руки второй «галчонок». Затем 2 «галчонка» «говорят» вместе: большой и указательный пальцы. После 1-2 минут такой пальчиковой гимнастики ребенку сразу дается в руки кисть или карандаш, он ее начинает держать правильно. Дома дети с родителями несколько раз повторяют игру.

С сентября по ноябрь на занятиях с детьми приходилось делать небольшие перерывы (игровую гимнастику для пальчиков, игровую разминку) 3 раза по 3-5 минут в течение 1 часа. К концу декабря один перерыв сокращается. К марту остается один перерыв для гимнастики. К маю дети уже работают без перерыва, не уставая.

К концу первого месяца обучения дети «втянулись». На занятия ходили с удовольствием, приносили показать свои рисунки, нарисованные дома. Родители отмечали, что дети стали и дома с желанием сами садиться за стол для того, чтобы что-нибудь нарисовать или вылепить, стали спокойнее и усидчивее. К концу октября дети после задания педагога начинают проявлять инициативу его выполнить. К апрелю-маю у детей начинает появляться зачатки воображения. Дети уже после занятия начинают придумывают различные истории, про свои рисунки или поделки.

Кроме этого, в студии также проводились занятия для детей с замедленным психическим развитием. В данной группе детей положительные результаты также были, но с опозданием от обычных детей, в среднем, на 4-5 месяцев. В сентябре дети вели себя не вполне адекватно, не реагировали на педагога, отвлеченно помогали маме выполнять задание. К концу декабря научились слушать педагога, а к марту, получив задание от педагога, сами проявляли инициативу его выполнить. К маю они уже вполне удовлетворительно справлялись с заданием, конечно, с помощью родителей, и на занятиях ведут себя вполне адекватно. Однако развитие воображения не наблюдается.

К концу учебного года у детей обычной группы сформировались определенные навыки:

- сформированный интерес к рисованию различными материалами и способами;

- ребенок знает и называет материалы, с которыми он работает, и умеет правильно ими пользоваться;

- знание цвета и умение правильно подбирать их для изображения предметов;

- умение передавать различие предметов по величине;

- умение ритмично наносить штрихи и пятна (трава, узоры, орнаменты);

- умение украшать изделия разными способами (пасхальные яйца, казахский ковер, тюбетейка);

- умение рисовать простыми мазками предметы (дорога, рельсы, падающие листья);

- умение рисовать предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор);

- умение создавать изображения отдельного предмета округлой формы (колобок, шарик, светофор);

- умение создавать простые по композиции и содержанию сюжеты (плывет кораблик, ежик бежит по дорожке);

- умение лепить простые предметы (овощи, фрукты, листья, рыбки);

- умение работать ножницами, наклеивать вырезанные детали;

- знаком с нетрадиционными техниками рисования (узелковый батик, пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, оттисками печатками картофеля);

- умение работать с трафаретами;

- выдерживает занятие в течение одного часа.

По наблюдениям психологов, дети 3-4 лет уже готовы к восприятию и переработке значительного потока информации, могут выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они подчиняют свои действия речевой и словесной инструкции.

Слово может направить внимание ребенка на определенный объект и его свойства. Но поскольку произвольное внимание еще не прочно, если появляется что-то более интересное, то ребенок переключается моментально. Данный факт объясняется высокой истощаемостью нервных клеток коры головного мозга, характерной для данного возраста, и обусловливает малую устойчивость внимания, эмоциональность и быстро развивающееся так называемое «охранительное торможение», что приводит к отвлечениям, двигательному беспокойству уже через 10-15 минут интенсивной работы. Вот почему большое значение для малышей имеет не словесное объяснение, а показ, яркая картинка, действие. Это запоминается гораздо четче, сильнее.

Построение программы для данного возрастного периода ориентированно на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики 3-4 лет – восприятия.

Работая в «Студии детского творчества «Акварелька», дети 3-4 лет получают дополнительную потребность в общении, уважении, признании собственной самостоятельности.

Учитывая кризис трех лет, здесь происходит формирование системы «Я». Педагог не заставляет, а советует выбирать цвета при выполнении задания «Какие тебе больше нравятся». Ребенок ненавязчиво приобретает новый статус, статус самостоятельности и собственного признания. Выполняя различные художественные и творческие задания, у ребенка развивается смысловая структура сознания.

Большая роль в «Студии детского творчества «Акварелька» отводится работе с родителями. Учитывая специфический возраст детей, родители становятся активными участниками каждого занятия. Это сближает детей и родителей эмоционально.

В отличие от занятий, характерных для этой возрастной группы, когда необходимо поэтапное объяснение («делай как я»), педагог отказывается от этой методики. При этом всячески поддерживается выбор ребенка, учитывается даже его настроение в данный момент.

Учебный год в Студии детского творчества «Акварелька» начинается со встречи с родителями, где опытный психолог разъясняет родителям, почему необходимо начинать работу уже с этого возраста. К концу учебного года, на основании проведенного исследования (30 анкет), у всех детей наблюдается улучшение эмоционального и психического состояние, происходит частичная коррекция некоторых страхов, увеличивается словарный запас.

В заключение необходимо отметить, что чувства, которые испытывает ребенок, свои восхищения или переживания он выражает с помощью красок, карандашей, пластилина. Поэтому по работам ребенка можно диагностировать, как он относится к людям, что его беспокоит, о чем мечтает… Мы не ставим задачи вырастить из всех детей художников или скульпторов. Но всякий ребенок может стать творческой личностью, научиться воспринимать окружающий мир с фантазией, выражать свои мысли и чувства в образной форме.



К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2009


 © 2018 - Вестник КАСУ