Update site in the process

   Главная  | О журнале  | Авторы  | Новости  | Вопросы / Ответы


К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2009

Автор: Тархова Людмила Николаевна

В соответствии с законом РК «Об образовании», в системе образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.

Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более эмоциональным, другой – менее. Память, мышление внимание могут быть самыми различными у разных детей.

Для того, чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

Нужно сделать все возможное, чтобы пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей. Поэтому и ведущее направление в обучении и воспитании на уроках изобразительного искусства – развитие художественно-творческих индивидуально выраженных способностей личности школьника, освоения ею методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами музыки, ИЗО, технологии.

Ведущей педагогической идеей нашей работы можно назвать идею личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская). Цель данного обучения - максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

У И.С. Якиманской образовательный процесс строится на диалоге «ученик-учитель». Причем, обязательно учитывается индивидуальное кредо ученика.

Таким образом, изучив ряд истотчников по данной проблеме: «Возраст и индивидуальные особенности образного мышления учащихся» (под ред. И.С. Якиманской), технологию личностно-ориентированного обучения Б.М. Неменского, мы использовали данный опыт в своей практической деятельности.

Ведущей педагогической идеей нашего опыта является то, что занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию не только художественно-творческих способностей учащихся, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности.

Основной задачей уроков изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.

Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на уроках ИЗО, школа тем самым вооружает школьников представлениями о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики.

В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет каждый пятый ученик, тогда как в 5-6 классах – лишь 48-50% учеников. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.

Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуализация процесса обучения.

Индивидуальный подход является одним из важных принципов педагогики. Он помогает вовлечь всех детей в активную ИЗО деятельность.

Индивидуальный подход в учебном процессе – это действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.

В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысль, свои представления об окружающей жизни.

В работах ученых выделяются 2 направления индивидуального подхода к школе:

1) предупреждение и устранение пробелов в успеваемости учащихся;

2) формирование индивидуально «своеобразных способностей, индивидуального стиля учения».

Наблюдения за работой учащихся показывают: одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи, и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше.

На основании анализа детских работ можно узнать различные индивидуальные особенности каждого ребенка, которые проявляются и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла и многом другом. Кто-то больше любит работать красками, кто-то карандашом и редко прибегает к краскам.

Индивидуальный подход к учащимся имеет большое образовательное и воспитательное значение, он создает условия для развития всех учащихся, а не только способных к изобразительной деятельности.

При индивидуальном подходе надо организовать работу так, чтобы все учащиеся проявили большое желание и стремление учиться; создать благоприятные условия для развития учеников.

Для проведения индивидуальной работы можно разделить учащихся (условно) на три группы:

- в первую группу (слабую) включают школьников, имеющих слабую подготовку к изобразительной деятельности. В их работах можно обнаружить грубые ошибки. К этой группе относятся также дети с неразвитым художественным вкусом и творческим воображением;

- во вторую группу (среднюю) включают учащихся, у которых работы не имеют грубых ошибок, но невыразительны. Задачи, поставленные учителем, выполняются не всегда. К этой группе относятся дети со слабо развитым художественным вкусом, творческим воображением;

- третью группу (сильную) составляют дети, имеющие способности, а также некоторые умения и навыки в изобразительной деятельности. Работы детей этой группы интересны композиционно и живописно. Задачи, поставленные учителем, выполняются. Дети любят рисовать на свободные темы, проявляют богатую фантазию.

Структура занятий может иметь три и более варианта.

Вариант 1. Занятие начинается с изложения нового материала для всех учащихся, затем выдаются карточки-задания слабой группе. Во время наблюдения за работой даются индивидуальные советы учащимся средней и сильной групп. Заканчивается занятие анализом работ учащихся.

Вариант 2. После объявления темы задачи занятия предлагается задание для самостоятельной работы сильной и средней группам учащихся, проводится индивидуальная работа со слабой группой. Заканчивается занятие анализом работ учащихся.

Вариант3. Учащиеся сильной группы сразу приступают к выполнению задания, о теме которого слышали на прошлом уроке. С учащимися слабой и средней групп проводится индивидуальная работа с выдачей карточек заданий. В конце занятия – анализ детских работ.

Открытый урок по изобразительному искусству

Класс 3

Тема: «Как пройти в город Художников»

Тип урока: Обобщающий урок по теме «Основные средства живописи»

Цели:

1) обобщить знания об основных средствах живописи и привести их в единую систему с помощью игры, пробудить творческую активность детей;

2) развивать художественные способности личности школьника, его эстетический вкус;

3) воспитывать нравственные качества личности, обеспечивающих успех познания духовных и материальных ценностей (чувство прекрасного, доброта, эмоциональная отзывчивость и др.);

4) формировать у детей навыки рисования по представлению.

Оборудование:

- изображение Великана;

- плакат «город Художников»;

- распечатка критериев (уровней);

- альбомные листы (размер 15*20 см);

- цветные карандаши;

- рассказ о городе Художников;

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Щелкунчик»

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Актуализация

Мотивация

- Сегодня мы проводим необычный урок. Мы должны обобщить все свои знания об изобразительных средствах живописи. Для этого нам нужно попасть в город Художников, но, чтобы туда попасть, необходимо выполнить задание, а какое – об этом вы мне расскажете, когда прослушаете сказку.

Чтение сказки

3. Обобщение

Что нужно нарисовать, чтобы попасть в город Художников?

- Какие средства нужно применить?

- Что такое композиция?

- Что такое колорит?

4. Самостоятельная работа

Подумайте, что бы вы хотели нарисовать?

- У вас есть свои пропуски.

Я буду Великаном, а вы – дети-путешественники. Чтобы вам не было скучно, послушаем фрагмент балета «Щелкунчик» П. Чайковского.

Музыкальное оформление

5. Работа цветными карандашами (раскрашивание) – оценка уровней! (Жюри)

6. Итог урока:

Что мы с вами сегодня повторили?

- Понравился вам урок рисования сегодня?

Рассказ о городе Художников

В далекой-далекой стране, в давние-давние времена жили очень дружные ребята. Они вместе играли, бегали, и все очень любили рисовать. А близко от их домов был город Художников. Город необыкновенный. Как крепость, он был окружен высокой каменной стеной, за которой виднелись только стеклянные крыши. Что там живут художники, дети знали, но что они делают, никогда не видели.

Ворота города охранял великан. В одной руке он держал копье, очень похожее на остро заточенный карандаш. В другой - щит, похожий на огромный ластик. Детей в ворота он не пропускал.

Пока ребята были маленькими, они боялись Великана и близко к нему не подходили. А когда подросли, им очень захотелось увидеть, как рисуют художники, чтобы у них поучиться. Они подошли к воротам и попросили Великана пропустить их в город. Он ответил: «Пропускаю только по особым рисункам». А по каким, не сказал, заметив: «Это секрет!»

Тогда самые смелые ребята показали ему свои рисунки. Великан смотрел и все говорил: «Для пропуска не подходит».

Ребята загрустили – не знают, как быть, что надо нарисовать. Двое из них, мальчик и девочка, опоздали, т.к. бегали домой за рисунками. Они тоже показали их Великану. У каждого из них он по рисунку отобрал, но сказал, что одного рисунка мало. Надо два или больше.

Ребята бросились к ним, стали спрашивать, что было на тех рисунках.

- Ничего особенного, - сказал мальчик, - рисунок был про то, как мы в догонялки играли…

- А у меня по сказке, - ответила девочка, - как звери в лесу на дудочках играли и танцевали.

Ребята задумались.

- А я знаю», - вдруг сказал Петя. (Он всегда первым все отгадывал). - Пропускают только по рисункам про людей или животных, которые вместе что-нибудь интересное делают.

Ребята взялись за карандаши, стали рисовать… Кто два, а кто и три рисунка.

А по каким рисункам Великан их пропустил в город, угадайте сами!

Оценивая работу групп, выделяем уровни выполнения заданий, которые позволяют более точно оценить работы учащихся.

1) Оригинальный. Заметно стремление передать на рисунках действия (движения) или чувства изображенных персонажей. Темы, сюжеты и отдельные изображения редко встречаются у детей этого возраста.

2) Необычный. Замысел редко повторяется на рисунках детей только этого класса. По рисункам заметно стремление передать действие (движение). Тема, сюжет, изображения редко повторяются у других детей.

3) Интересный. Замысел повторяется на рисунках других учеников класса, но отдельные изображения передают движение, жестикуляцию, действия, которых нет на рисунках уровня «обычный».

4) Обычный. Замысел часто повторяется у нескольких учеников или часто встречается у детей этого возраста. Без словесных пояснений рисунки непонятны.

Индивидуальные карточки-задания

5 класс

Тема: «Народная праздничная одежда»

1) Для учащихся первой (слабой) группы:

«Обведи фигурку человека по шаблону, нарисуй карандашом внутренний контур и распиши по образцу». Добавь свои элементы.

2) Для учащихся второй (средней) группы:

«Нарисуй людей в казахском народном костюме. Наклей рисунки на картон и составь из них панно».

3) Для учащихся сильной группы:

«Нарисуй людей в национальных костюмах, танцующих народный танец».

6 класс

Тема: «Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства»

Материалы: бумага белая, простые карандаши (М, ТМ), тушь, перо.

Для учащихся 1 группы: отработанными средствами нарисовать добрую и злую волшебницу.

Для учащихся второй группы: используя выразительность плавной линии, выполнить композицию «под дуновением ветра травы нежно никнут к земле»

Для учащихся третьей группы работа проводится тушью и пером: освоенными приемами создать образ лилии с пластичными вибрирующими лепестками.

6 класс

Тема: «Роль колорита в пейзаже»

Материалы: бумага, акварель, гуашь, кисти.

1) Для учащихся слабой группы (акварель): нарисовать фруктовый сад с богатым урожаем;

2) Для учащихся средней группы (гуашь): сделать 2 эскиза пейзажа с разным колористическим решением, т.е. один в теплых тонах, другой в холодных… О каких временах года можно говорить, судя о выбранных тонах?

3) Для учащихся сильной группы: нарисовать пейзаж, используя фигурки животных или людей, не забывая о композиционном решении (по представлению).

Таким образом, работа в группах и такой вид оценивания позволяют реализовать индивидуально-дифференцированный подход в развитии художественно–творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: «Народное образование», 1998.

2. Красильников И. Творческое задание на уроках искусства.// Искусство в школе, 2001, №3.

3. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского // Изобразительное искусство и художественный труд. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки, изо. - 2007-2008 г.г.

4. Изобразительное искусство 5-6 классы. Программно-методические материалы. – Алматы: «Атамұра», 2001.



К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2009


 © 2018 - Вестник КАСУ