Главная  | О журнале  | Авторы  | Новости  | Конкурсы  | Вопросы / Ответы

К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2009

Автор: Троеглазова Елена Владимировна

С распространением гуманистической парадигмы в обществе, в том числе и в сфере образования, все большее значение стало придаваться необходимости развития творческих способностей, креативных характеристик личности; созданию условий для формирования основных компонентов творческого мышления.

В результате теоретических и экспериментальных исследований проблемы творчества и творческих способностей в психологической науке (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная) была доказана значимость развития творческого потенциала учащихся в процессе обучения.

В последние десятилетия наметилась многовариантность решения проблемы развития способностей, проявляющаяся во внедрении в общеобразовательных учреждениях авторских программ (Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Т.А. Ладыженская, Л.Е. Стрельцова, Т.С. Троицкая), развивающих систем обучения (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), идей проблемного обучения (A.M. Матюшкин, В.Т. Кудрявцев); расширилась теоретическая платформа научных исследований.

Между тем вопрос о путях, возможностях, средствах развития творческих способностей учащихся младших классов до сих пор остается предметом острых дискуссий в психолого-педагогической науке. Анализ программ развития творческих способностей детей младшего школьного возраста обнаружил проблемы, связанные с многообразием вариантов применения в современной системе образования технологий развития творческого мышления учащихся, отсутствием необходимого минимума теоретических обоснований использования таких технологий в начальной школе.

Что же такое «психология творчества»? Обратимся к словарю. Психология творчества - раздел психологии, область исследований психологических творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве. Особый раздел образует изучение творческой деятельности детей.

К специфической проблематике психологии творчества относится: 1) изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, активности; 2) изучение индивидуально-психологических особенностей, проявляемых в процессе творчества, - способностей, таланта, гениальности и пр.; 3) изучение влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив; 4) изучение факторов, способных стимулировать творческую активность, - дискуссии групповой, атаки мозговой, некоих психофармакологических средств, и пр.

Важнейшие положения теории и психологии творчества таковы: 1) понимание художественного произведения есть повторение процесса творчества; 2) всякое понимание есть непонимание и предполагает дальнейшую интерпретацию со стороны воспринимающего человека; 3) мысль не передается, а только возбуждается через слово; 4) жизнь каждого поэтического сюжета, образа и прочего состоит в пользовании им.

Анализ литературы показывает, что в современной психолого-педагогической области знаний не существует однозначной интерпретации термина «творчество». Причём, распространённость этого понятия и различных словосочетаний с ним («творческие способности», «творческий потенциал», «творческая личность» и т.п.) только усугубляет картину неоднозначности и разности интерпретаций.

Так, В.А. Крутецкий определяет творчество как деятельность, которая дает новый оригинальный продукт высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание художественного, музыкального, литературного произведения, разработка новых методов обучения и воспитания и т.д.).

Согласно Л.С. Выготскому, творчество выступает деятельностью, продукт которой есть «нечто новое», оригинальное, «никогда ранее не бывшее», это может быть «вещь» материального или духовного мира, способ деятельности, знание и т.п. как самого субъекта творчества, так и других людей.

А.В. Брушлинский характеризует творчество как процесс, в результате которого человек находит что-то новое, ранее неизвестное.

А. Матейко видит сущность творчества «в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций».

Таким образом, понятие творческой деятельности нельзя считать однозначным, однако в большинстве случаев оно связано с новизной, оригинальностью, отличием от уже существующего.

Что такое творческие способности на самом деле? Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Проблематика психологии творчества довольно обширна. Обратимся к одной из проблем: развитие воображения, мышления, вдохновения и интуиции через театрализацию.

Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу. Поэтому, наряду со словесным творчеством, драматизация представляет самый чистый и распространенный вид детского творчества.

В театрализации действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их ещё надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Начальный этап работы начинается на уроках литературы с речевых игр.

Что такое речевая игра? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Прежде всего, это стихи, в которых есть сюжет и есть действие. Речевые игры развивают мышление и речь ребенка, делают её интонационно богатой и выразительной. Кроме того, выступая в разных ролях, ребенок избавляется от таких проблем, как стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. В начале такой работы учитель предлагает уже придуманную им самим форму, потом дети самостоятельно придумывают движения.

«Каждый бутончик»

Каждый бутончик (ладони соединить, руки поднять вверх над головой, держать осанку)

Склониться бы рад

Влево и вправо (наклоны влево-вправо, руки за головой),

Вперед и назад (наклоны вперед-назад).

От ветра и зноя (вращения вокруг своей оси, руки в стороны)

Бутончики эти (круговые движения туловищем, руки над головой)

Спрятались живо

В цветочном букете (присели, руки вверх, ладошки вместе).

Задание: послушайте стихотворение и придумайте свои движения (можно всем вместе, можно индивидуально)

«Сова и синица»

Ночь вошла в свои права,

В путь пускается сова.

Все глаза огромные

Видят ночью темною.

А синица не боится,

Потому что спит синица.

Играя самые разные роли, ребенок самовыражается, у него появляется желание придумывать и фантазировать.

На втором этапе театральные занятия преследуют следующие цели:

1) развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

2) социально-эмоциональное развитие детей;

3) создание атмосферы творчества.

Занятия строятся по следующей схеме:

1) прослушать отрывок из музыкального произведения (например, Г. Свиридов «Метель»);

2) мысленно нарисовать картину;

3) уметь рассказать о музыке (характер, выразительность);

4) уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал;

5) уметь подобрать стихотворную строчку;

6) прочесть её;

7) пластикой «показать», о чем этот музыкальный отрывок.

Если данное задание окажется трудным для большинства детей, то можно начать с методики «Я-звезда». Ребенок выбирает песню любимого певца, репетирует дома перед зеркалом, стараясь передать пластику движений и мимику лица, а затем «поёт» перед аудиторией.

На третьем этапе дети работают со сказками:

1) просмотр спектаклей и беседы по ним;

2) слушание сказок и беседы по ним;

3) выразительное чтение сказок и чтение по ролям;

4) инсценирование отрывков и целых сказок;

5) рассказывание сказок;

6) сочинение сказок и их иллюстрирование.

Сказка является феноменом национальной культуры, отражающим опыт нравственной и интеллектуальной жизни предыдущих поколений. Заданность этических и нравственных норм, специфика содержания сказки способствуют моральному воспитанию детей, приобщению к идеям патриотизма, формированию национальной гордости.

Большое поле для развития творческих способностей детей дает технология «Педагогические мастерские», которая базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори). Теоретические основы технологии мастерских созданы педагогами французской группы «Новое образование» (А.и О. Бассис, М. Дюком, П. Коллен).

Педагогические мастерские – эта форма организации учебно - воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности ученика и учителя. Свое название технология получила от того, что в ней есть мастер, который создает алгоритм действий, разворачивает творческий процесс.

Принципы технологии:

1) интеграция курса русского языка и литературы с выходом на проблемы философии, психологии;

2) ценностно-смысловое равенство всех участников образовательного процесса;

3) право каждого участника на ошибку;

4) принцип безотметочности и безоценочности;

5) принцип целостности;

6) диалогичность как главный принцип взаимодействия и сотрудничества;

7) принцип рефлексивности.

Педагогическая мастерская – это форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Деятельность в мастерской выглядит так: творческий процесс – творческий продукт – осознание его закономерностей - соотнесение полученного с достижениями культуры - коррекция своей деятельности - новый продукт.

Методы и приемы, используемые на мастерских для организации поисковой и творческой деятельности учащихся:

1) метод «если бы…». Ученикам предлагается составить описание того, что произойдет, если в мире что-то изменится. Например: «Опишите ваши действия, если бы люди жили на деревьях»;

2) метод «ключевых слов». Дети знакомятся с текстом, предложенным учителем, выписывают из него или подчеркивают ключевые слова; знакомят группу с выписанными словами, поясняют свой выбор;

3) метод смысловых ассоциаций;

4) метод вживания. Ученик пытается перевоплотиться в изучаемый предмет, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Например: «Представь себе, что ты - капля в море. Что ты видишь, слышишь, чувствуешь?»

5) прием «чтение с пометками». Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения пометки, например: «+» - согласен, «-» - не согласен, «?» - есть вопросы, непонятно, «!» - это интересно и т.д.;

6) прием «толстый и тонкий» вопрос. Направлен на формирование умения задавать вопросы по поводу прочитанного текста; «толстый» вопрос требует размышлений, важных для понимания данного текста; «тонкий» вопрос требует однозначного ответа «да» - «нет»;

Поддерживающие и гармонизирующие творчество детей личностные ориентации педагога:

1) поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка;

2) не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

3) уважать точку зрения воспитанника;

4) безоценочность в отношении к детскому творчеству;

5) творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;

6) не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления;

7) поддерживать на занятиях положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;

Предлагаем вашему вниманию урок литературного чтения во 2 классе, построенный в соответствии с технологией «Педагогические мастерские».

Тема: Ыбрай Алтынсарин «Золотой орех»

1) индукция

- Нарисуйте предмет, который ассоциируется у вас со словом «новый год» (рисуют на листочках)

2) социализация (рисунки крепят на доске, объясняют свой выбор)

3) объявление темы, цели

4) работа с текстом.

1) чтение 1 части (читают самостоятельно)

- Обозначте цветом свое настроение, запишите три главных слова.

2) чтение 2 части (читает учитель)

- Придумайте, как поступит мама.

Социализация (ответы детей)

- А что ответила мама на самом деле? Давайте прочтем.

- Придумайте концовку рассказа (в группах)

Социализация (по 1 ученику от группы)

- Хотите узнать, что произошло на самом деле?

3) чтение 3 части (читают сильные ученики)

-Запишите самую главную фразу.

- Напишите синквейн. Главное слово выберите сами.

Социализация

5) рефлексия (встаньте в круг, держась за руки)

- Что бы вы сказали о своем настроении? Постарайтесь объяснить свое состояние.

Педагогические мастерские всегда проходят как психолого-театральное действо, которое эмоционально и духовно переживается участниками в его процессе. Мастерская помогает добраться до самого тайного в человеке, вызвать из него то, что он и не желал бы показывать. Миссия мастера: разблокировать способности человека, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л, 1961.

2. Березина В.Г. Детство творческой личности. - СПб., 1994.

3. Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. – 1994, № 1. - стр. 17-19.

4. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: «Союз», 1997.

5. Гатанов Ю. Курс развития творческого мышления “Иматон” для детей 8-12 лет. - СПб, 1998.

6. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. - М.: «Знание», 1994.

7. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. - стр. 73-75.

8. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. \\ Вопросы психологии. – 1993, №2. - стр. 54-58.

10. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992, №№ 7, 8.

11. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: «Пеленг», 1993.

12. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: «Наука», 1978.

13. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. - Чебоксары, 1996.

14. Мотков О.И. Психология самопознания личности. - М., 1993.

15. Нестеренко А.А. Страна сказок. - Ростов-на-Дону, 1993.

16. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. - Дошкольное воспитание. -1989, №6. - стр. 69-72.

17. Полуянов Д., Воображение и способности. - М.: «3нание», 1985.

18. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль: «Гринго», 1996.



К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №5 - 2009


 © 2018 - Вестник КАСУ