|
Нравственное воспитание личности как способ борьбы с административными правонарушениями
К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №4 - 2009
Автор: Кожуганова Д.З.
В процессе построения в
Республике Казахстан демократического, правового, светского и социального
государства, высшей ценностью которого является человек, его жизнь, права и
свободы в числе первостепенных задач государства, требующих скорейшей своей
реализации, следует выделить задачи, связанные с проблемами совершенствования
путей нравственного и идейного воспитания личности. Этому способствует и то,
что сегодня среди глобальных проблем современности одной из наиболее важнейших
и фундаментальных является проблема безопасности Республики Казахстан, которая
неразрывно связана с проблемами незыблемости идеалов и духовности казахстанцев.
Духовность изначально означает человечность, любовь к людям. На основании
сказанного становится вполне очевидным и однозначным то, что идейная
настроенность и высокий уровень духовности личности казахстанца должны иметь
твердую нравственную и моральную основу, служащую важнейшим атрибутом в деле
повышения уровня правового и общественного сознания населения нашей страны.
Большое значение при этом должно отводиться проблемам нравственного и духовного
воспитания молодежи, где немаловажно и самовоспитание. Самовоспитание во все
времена имело огромное значение для нравственного воспитания личности, так как
человек, достигая уровня сознательности, начинает адекватно оценивать свои
действия либо бездействия с точки зрения общественного восприятия.
Приобщение молодежи к
культуре, формирование духовности и нравственности - дело сложное во все
времена, а особенно сегодня. Социологическое исследование "Молодежь
Казахстана" показало, что в условиях трансформации общества произошла
смена социокультурных, ценностных ориентации молодежи с духовно-нравственных на
утилитарные, потребительские. Преобладающими стали пассивные формы проведения
досуга: просмотр телепередач, компьютерные игры, уличное общение, посещение баров
и дискотек. Молодежь редко посещает библиотеки, театры, музеи.
Утрата духовности, отчуждение
от культуры представляют собой серьезную угрозу для общества и для его
будущего. Духовно несостоявшийся человек внутренне раздвоен, не в состоянии
правильно и в полной мере осмыслить мир и самого себя, проявляет склонность к
совершению правонарушений, которые, как правило, попирают общественный порядок
и нравственность [1, с. 22].
Таким образом, в связи с
преобразованием казахстанского общества на рыночные начала коренным образом
изменяются ее нравственно-ценностные критерии и моральные установки. И как бы ни
было "плохо", все-таки в своем большинстве наша современная мораль
отражает в себе интересы подавляющего большинства населения страны и основана
на гуманном отношении государства к человеку, к его правам и свободам, законным
интересам, личностным достоинствам, утверждении принципов добра и
справедливости. Проблема в том, насколько моральны в своих волеизъявлениях
некоторые отдельные члены нашего общества.
Во все времена и эпохи
практически во всех государствах немаловажное значение отводится личностным
отношениям, то есть к отношениям человека к человеку, которые должны
соответствовать нормам общественного поведения, предписываемого государством, а
также нормам морали и нравственности определенного общества.
Таким образом, «в центре
социальной мысли и духовной жизни государства должен стоять человек,
нравственная личность», что в свою очередь, приводит к мысли о том, что
важнейшей составной частью всестороннего и гармоничного развития личности
является ее нравственное формирование, результаты которой находятся в прямой
зависимости от воспитательных воздействий, оказываемых на личность различными
государственными и социальными структурами в процессе всей ее социализации [2, с.
31].
Идея о решающей роли
нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалась и
ставилась в науке еще с древних времен. Крылатым стало изречение древнеримского
философа Сенеки о том, что «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо
без первой трудно научиться последней».
В рамках стратегии развития
"Казахстан — 2030" весомо звучат слова Н.А. Назарбаева о том, что
«…мы хотим быть высокоморальным обществом» [3].
Однако опыт деятельности
правоохранительных органов, направленный на борьбу с правонарушаемостью и
преступностью среди населения Казахстана, свидетельствует о том, что проблемы
нравственности и тем более нравственного воспитания по-прежнему остаются не до
конца разрешенными [4, с. 43].
Анализ имеющейся информации свидетельствует
также и о том, что для современного этапа развития нашего общества характерны
противоречивость социальной сферы, отсутствие ее единой идейной целостности,
фрагментарность и непостоянство наличия единых и общеобязательных организующих
факторов и условий, способствующих динамичному развитию моральных и духовных
ценностей казахстанцев.
Из сказанного выше вытекает,
что элементы социальной сферы современного Казахстана действуют не в русле
единой идейно-политической программы, а хаотично, зачастую неуправляемо,
пускаются на самотек. Эти обстоятельства в значительной степени изменили
возможности, способ и характер усвоения позитивного социального опыта каждой
отдельно взятой личностью. Как об этом пишут известные российские социологи
Н.3. Ильчиков и Б.А. Смирнов: "Отсутствие единой идеологии и
мировоззрения, многочисленность идеологических и политических позиций затрудняют
ориентацию человека в принятии и освоении ценностной информации, замедляют
темпы освоения человеком социального опыта, не способствуют эффективному
формированию полноценной нравственно развитой личности" [5, с. 10].
Во многом обостряют процессы
формирования и развития личности бытовавшие и существующие до сих пор негативные
тенденции в идейно-воспитательной сфере. По мнению многих исследователей, они
выражаются в осуществлении воспитания личности путем "идеологических
компаний"; в погоне за численностью проводимых идейно-воспитательных мероприятий;
распространении административно-директивных методов на процесс формирования
личности; бюрократизации социальных институтов, призванных заниматься
воспитанием; формализме в воспитательной работе. На наш взгляд, результаты
идейно-воспитательной деятельности государства могут быть эффективными только
тогда, когда высшие интересы общества и личности в своем большинстве совпадают,
тем более, что успешная реализация целей и задач государственного строительства
содействует расцвету личности, укреплению ее достоинства и материального
благополучия.
Осмысливая сущность и критерии
нравственности личности, следует иметь в виду и то, что в качестве синонима
этого понятия зачастую употребляется термин "мораль". Под моралью в
этом случае понимают систему норм, правил и требований к поведению личности в
различных сферах жизни и деятельности, нравственность же трактуется как
совокупность навыков и привычек людей, связанных с соблюдением этих норм,
правил и требований.
Таким образом, процессы формирования
нравственности или нравственной воспитанности личности связаны не только со
знанием моральных норм, правил и принципов, но и с их неукоснительным соблюдением
и выполнением. Моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению
личности есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых
моралью общества к характеру и поведению личности в различных сферах
общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.
Ведь о нравственной воспитанности можно говорить только тогда, когда личность
ведет себя социально правильно в силу собственного внутреннего убеждения, когда
в качестве контроля выступают именно его собственные взгляды и убеждения.
Выработка таких взглядов и убеждений, соответствующих им привычек поведения и
составляет сущность нравственного воспитания.
Согласно моральным устоям казахстанского
общества, каждый гражданин Республики Казахстан должен бережно, гуманно и с
уважением относиться к окружающим его людям, поддерживать их честь и
достоинство, не посягать на их гарантированные Конституцией и иными национальными
законодательными актами права и свободы, быть патриотом Казахстана, бережно
относиться к природным богатствам и т.д.
Воспитание и процессы социализации
личности, направленные на формирование нравственности, представляют собой
комплексную деятельность, характеризующуюся внутренним единством и содержанием.
Процессы нравственного воспитания личности, как правило, направлены на
формирование внутренней потребности личности в соотношениях соответствия
собственного поведения с общественным поведением, который основан и согласуется
с потребностями гуманного общества. В контексте сказанного, одной из первостепенных
и наиболее важных проблем в данной деятельности государства является проблема
разработки и совершенствования общегосударственной Концепции нравственного
воспитания граждан Республики Казахстан [6, с. 214].
Подобная Концепция являлась бы
методологической основой для практической реализации нравственного потенциала казахстанцев
и включала бы в свой состав не только реализацию проблем формирования
нравственности на личностном уровне, но и предполагала бы решение нравственных
проблем на уровне общественном, государственном, где значительное место должны
занимать мероприятия в плане оказания всесторонней помощи правоохранительным
органам в борьбе за снижение уровня правонарушаемости и преступности среди
населения Казахстана, а также мероприятия, направленные на разработку мер в
сфере специализации социального контроля и профилактики правонарушений и преступлений.
Проблемы воспитания и формирования
нравственной личности органично сочетаются и тесно переплетены с проблемами
формирования правовой культуры личности. С целью подтверждения достоверности и
ценностной сущности подобного рода суждений поясним, что "правовая
культура - это особая форма духовно-практической деятельности, обеспечивающая
закрепление и реализацию коренных общественных интересов посредством
формирования совокупности правовых стереотипов, взглядов, ценностей, навыков, в
участии граждан в правоприменительной деятельности, в функционировании системы
государственно-правовых институтов" и т.д. Следовательно, невозможно назвать
совершенными процессы формирования нравственной личности, не прилагая усилий
для совершенствования его культурологических характеристик. Поэтому, как это
нам сегодня представляется, в процессе воспитательной деятельности, направленной
на формирование нравственности личности, главенствующую роль должны занимать
преобразующие факторы, направленные на совершенствование комплекса как
моральных, так и культурологических отношений в сторону общественно полезных и
значимых в жизнедеятельности государства.
Являясь единым по содержанию и
комплексным по своей структуре, воспитательная деятельность, направленная на
формирование нравственной личности, должна включать в свой состав деятельность
по формированию нравственной личности с раннего периода развития ребенка. В
подтверждение нашей позиции приведем некоторые аргументы действующего
международного права. Так, международно-правовые стандарты, закрепленные
Конвенцией ООН о правах ребенка, предписывают обеспечивать ребенку, способному
сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по
вопросам, затрагивающим ребенка, причем, взглядам ребенка необходимо уделять
должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка (ст. 12). Кроме
того, в соответствие со статьей 13 Конвенции о правах ребенка, любой ребенок
имеет право свободно выражать свое мнение, если такое не подвергнуто ограничениям,
которые прямо предусмотрены законом. Вместе с тем, процесс формирования
личности ребенка, помимо его личной самостоятельности, в своем большинстве
включает в себя меры воспитательного воздействия, которое оказывают на ребенка
окружающие его взрослые люди, выполняющие функции воспитателей. По меткому и
образному выражению выдающегося педагога-просветителя К.Д. Ушинского, "в
воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная
сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие
уставы и программы, никакой искусственный организм, как бы хорошо он не был
продуман, не может заменить личности в деле воспитания... Безличного непосредственного
влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в
характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение
личности, только характером можно образовать характер" [7, с. 64].
Следовательно, воспитатель
должен влиять на воспитуемого своим мировоззрением, своим нравственным обликом
и внутренней культурой.
Ничто так отрицательно не
сказывается на воспитании, как сухость, черствость, излишняя строгость и
казенный тон воспитателя. От такого воспитателя дети обычно держатся "на
расстоянии", он внушает им внутренний страх, отчуждение от него, и порою
даже ненависть. Как ни парадоксально, подобные "воспитатели" во
многих случаях сами являются причиной детской правонарушаемости.
Таким образом, осмысливая сущность
нравственного воспитания личности, мы приходим к мнению о том, что формирование
нравственности или нравственной воспитанности личности связано не только с
передачей воспитаннику знаний моральных норм, правил и принципов, бытующих в
обществе, но и с воспитанием в сознании последнего внутренней потребности в их
неукоснительном соблюдении.
Анализируя проблемы правового
и морально-нравственного сознания личности, академик М.Т. Баймаханов приходит к
выводу о том, что "морально-нравственное сознание личности является в
определенной мере проекцией действующих в обществе морали и нравственности на
духовный мир человека и его деятельность. Естественно, оно отражает их основные
признаки и особенности, опосредует их требования, задачи, цели и подходы к
жизненным проблемам, использует их в качестве важных ориентиров при выборе и
обосновании установок. Но сформулированные общественной моралью и
нравственностью требования, задачи и цели при проецировании на сферу
индивидуального сознания преломляются к тем конкретным условиям, которые
определяют жизнедеятельность каждого человека во всем многообразии его интересов
и потребностей, духовных склонностей и иных личностных качеств" [8, с. 7].
Нравственность казахстанского
общества охватывает обширное многообразие общественных отношений. Следует согласиться
с профессором Жетписбаевым Б.А., что содержание воспитательной работы по
нравственному формированию личности должно включать в себя формирование
следующих нравственных отношений:
- во-первых, отношений к
Родине, к другим странам и народам (любовь к Родине и казахстанский патриотизм;
дружба и толерантность всех народов Казахстана; нетерпимость к национальной и
расовой неприязни; вхождение Республики Казахстан в мировое правовое
пространство и т.д.);
- во-вторых, отношений к
идеологии и политике нашего государства (правильная оценка политических,
социальных и экономических событий, протекающих внутри страны и во внешних
сношениях Казахстана; приоритет прав и свобод человека и гражданина,
признаваемых высшей ценностью государства; всемерное стремление к построению
правового демократического государства и гражданского общества и т.д.);
- в-третьих, отношений к
другим людям (коллективизм и товарищеская взаимопомощь; взаимопонимание; любовь
к людям; милосердие; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми; взаимное
уважение в семье, забота о семье и о воспитании, образовании и процветании
детей и т.д.);
- в-четвертых, отношений к
собственности и материальным ценностям (забота каждого о сохранении и умножении
собственности; неприкосновенность собственности; бережное отношение к природе и
природным богатствам, животному миру и т.д.);
- в-пятых, отношений к себе
(сознание общественного долга и долга перед Родиной; честность и нравственная
чистота; доброжелательность; порядочность; творческое и добросовестное
отношение к своим обязанностям; нетерпимость к нарушениям общественного порядка
и нравственности; нетерпимое отношение к несправедливости, стяжательству,
карьеризму и т.д.) [9, с. 91].
Нравственность личности
органически сочетается с ее моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной
самооценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех
случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние
личности в своих аморальных поступках есть сильнейшие стимулы нравственного развития
и самосовершенствования.
Подводя итоги вышесказанного,
следует отметить, что нравственное воспитание личности невозможно без формирования
ее моральной сознательности, ее моральной совести и глубокого внутреннего
стремления к моральному благородству. Являясь объектом воспитательного воздействия,
личность должна оказывать содействие этому процессу и стремиться овладеть всеми
нравственными ценностями, которые издревле соответствуют гордому предназначению
человека и отличают его от других живых организмов, населяющих нашу планету.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жетписбаев Б.А.,
Айтпаева А.К. Концептуально-теоретические проблемы девиантного поведения и
правовой социализации несовершеннолетних в Республике Казахстан. - Алматы: «Юридическая
литература», 2002.— С. 322.
2. Бахрах Д.Н.
Административная ответственность: Учебное пособие.— М., 1999.— С. 310.
3.
Казахстан - 2030.— Алматы: «ЮРИСТ», 2008.
4. Абдрахманов Б.Е.
Административно-правовая ответственность за мелкое хулиганство. – Алматы, 2005.
– 180 с.
5. Ильчиков М.3.,
Смирнов Б. А. Социология воспитания. - М., 1996. - С. 410.
6. Котов А.К. Кризис
правового воспитания. – Алматы: «Жеты–Жаргы», 1995. - С. 300.
7.
Ушинский К. Д. Собр. Соч.: В 11 т. Т. 2. - М.-Л., 1959.— С. 363.
8.
Баймаханов М. Т. Правовое и морально-нравственное сознание личности - компоненты
ее духовного мира. В кн. Взаимодействие правового сознания с моралью и
нравственностью в обществе переходного периода.— Алматы, 1995. - С. 498.
9. Жетписбаев Б.А., Айкумбаев
Т.М. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и
нравственность: Учеб. пособие. - Алматы, 2008. – 190 с.
К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №4 - 2009
|
|