Особенности рассмотрения ораторского искусства на уроках культуры речи
К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №2 - 2005
Автор: Ананина Т.В.
Не говори всего, что знаешь,
но знай все, что говоришь.
(Пословица)
Влияние языка на развитие общества, отдельного
человека не раз доказывали ученые-философы, лингвисты.
Однако в настоящее время мы столкнулись с такой
проблемой, что многие молодые люди (носители языка) перестали при речевой
коммуникации использовать нормы литературного языка. Стало совершенно
нормальным употребление просторечных высказываний («ихний» - вместо «их», «евонный»
- вместо «его», «ложить» - вместо «класть»), молодежного слэнга («хлеборезка» -
вместо «рот», «черепа» - вместо «родители», «мочалка» - вместо «бабушка»),
жаргонов («тусовка» - вместо «вечеринка», «беспредел» - вместо «нарушение
порядка», «крутой» - вместо «авторитетный») и т.д. И это является своего рода
нормой для подрастающего поколения, что не может не вызывать настороженность.
Послание Н.А. Назарбаева «Казахстан 2030» ставит перед
преподавателями вузов задачу совершенствования подготовки специалистов,
обладающих широким кругозором, в частности, владеющих как государственным
(казахским) языком, так и языком межнационального общения (русским).
Отсюда следует, что владение правильной грамотной
речью невозможно без знания норм изучаемого языка, а познать язык без
детального рассмотрения его истории просто невозможно. Так как мы живем в
Республике Казахстан, где приветствуется знание государственного языка и языка
межнационального общения, то на уроках по Культуре речи детально рассматривается
не только история учения о культуре речи (ораторское искусство древней Греции и
Рима, великие ораторы античности), но и указываются особенности русского и
казахского ораторского мастерства (ниже представлены лишь некоторые наиболее
яркие особенности).
Казахское ораторское искусство
По традиции, поэтическое, ораторское, певческое,
музыкально-исполнительское мастерство почитались у казахов более всего, поэтому
детей с малых лет учили петь, играть на домбре, говорить красиво, остроумно.
Каждый казахский юноша должен был продемонстрировать
свое искусство кюйши на тризнах, тоях в честь новорожденного, а если он
отказывался, его ждало «наказание»: подвешивали на аркане к потолку юрты,
«подогревали» на огне и заставляли мычать. Таков был старинный ритуал.
Благодаря народным обычаям и традициям, каждый казах
был в соответствии со своими возможностями исполнителем, участником
представления.
Молодежь осваивала сразу несколько видов искусства.
Поэты были одновременно певцами, а кюйши – композиторами, в то же время, они
участвовали в конноспортивных соревнованиях или в национальной борьбе.
Например, всем известные Ахан сере, Биржан сал, Жаяу Муса, Асет, Мади и другие
демонстрировали свое мастерство в разных видах искусства и национального
спорта. Прибытие любого из них на летовку становилось праздничным событием.
В традиционной народной школе, обучавшей поэтическому
и ораторскому мастерству, не заставляли заучивать наизусть тексты, как это
делалось в духовных школах-медресе. Молодые люди учились критически оценивать
явления, тренировались в красноречии. Они осваивали не только словесное
искусство, но знакомились с древними обычаями и ритуалом исполнения поэтических
произведений. Слушателями и ценителями были многочисленные толпы людей, потому
что каждый творец и исполнитель должен был пройти испытание перед народом.
Акыны искали молодых людей, стремившихся овладеть тем
же искусством, которым владели они, принимали участие в судьбе каждого из них.
Изречения, высказывания и наставления ораторов раннего
периода сохранялись не на бумаге, а в памяти народа. Распространяясь устно, они
претерпели немало изменений, сокращений, передаваясь от поколения к поколению в
значительной обработке; говоря образно, сохранили лишь суть, зерно, обратясь «в
узелок с надколенную чашечку, вобравший в себя девяносто высказанных слов» и
стали народными изречениями.
Русское ораторское искусство
Представления
о риторике на Руси имеют историческим источником греко-латино-византийскую
культуру. И дело не только в ссылке на конкретных авторов, но в том, что
сущность предмета риторики как научной и педагогической дисциплины перешла в
средневековые руководства от античных философов, риторов и педагогов.
Сведения о риторике на Руси до XVII века очень скудны, по крайней мере, нет данных о наличии учебников риторики.
Тем не менее, можно говорить о существовании практической риторики как
искусства владения убеждающим и действенным словом. Эту практическую риторику
приходится реконструировать исходя из анализа тех сочинений, которые дошли до
нас как наиболее авторитетные; через внимательный анализ ораторики древней Руси
можно увидеть богатство приемов, которыми пользовались говорящие, многие
сочинения, касающиеся практического бытового поведения, относятся к правилам
речи и показывают общую стилистику общения и стиль обращения со словом,
характерные для наших предков.
Риторика в Древней Руси рассматривалась как «высшая»
наука, приезжие ученые греки восхвалялись за знание не только грамматического,
но и «риторического художества». Об «историцах и ветиях» говорил Кирилл Туровский
– блестящий оратор и представитель торжественного и учительного красноречия на
Руси, достаточно ясно намечая цели писателя и оратора («летописца и
песнотворца»).
Ораторская практика в Древней Руси показывает
прекрасную риторическую подготовку, сведения о которой пока крайне скудны. Один
из способов сбора этих сведений – реконструкция риторико-педагогической теории
обучения речи из риторической практики произнесения речей и писания сочинений.
Так, «Слово в новую неделю после Пасхи» К. Туровского (жанр «слова» - наиболее
распространенный жанр речи на Руси) построено по строгим законам красноречия,
которые выводятся из анализа произведения.
Современному исследователю и читателю может показаться
чрезмерно сложной метафорика и нагромождение словесных фигур (между тем, это
был общепринятый стиль речи, но с восприятием такого «плетения словес» хочется,
чтобы современный читатель осознал те функции, которые предлагались учителю и
ученику, те правила жизненного поведения (в частности, речевого), которым
должно было следовать в соответствии с христианско-этической нормой жизни.
Правила бытового поведения фиксируются и записываются
в различных пословицах и поговорках, изречениях и афоризмах, знакомясь с
которыми человек формирует образ своей речи. Чтобы ответить на вопрос: «Каков
же был образ речи древнерусского человека?» - пришлось бы обращаться ко
множеству сочинений.
Сборники под названием «Пчела» содержали множество
изречений о житейской мудрости и добродетели – почти половина из них может быть
отнесена к правилам практической риторики, то есть нормам речевого поведения.
Например, из кратких афоризмов, рассказов и
наставлений выводятся следующие правила:
- предпочтение говорения слушанию;
совершенство человека связано с уместностью и правильностью его речевых
поступков;
- правильный выбор аудитории или
собеседника, запрет на ведение диалога с глупыми людьми;
- осторожность в обращении со
словом, слово должно соответствовать делу – дело должно быть сопровождаемо
скромными словами, слово должно быть правильно;
- запрет на праздные и пустые слова;
- учить должно не столько словом,
сколько личностью учителя и примером «доброго жития, соответствием мудрых слов
хорошим делам;
- человек проявляется и
просвечивается его речью;
- речь может содержать опасность для
человека, поэтому надо правильно осуществлять выбор собеседника;
- но слово может быть благом при
правильном обращении с ним;
- именно словом человек отличен от
прочих животных.
Очень
многие произведения христианских писателей, переведенные на древнерусский язык,
рекомендовали определенный образ оратора, тип речевого поведения, общения с
аудиторией (собеседниками). За такой риторикой стоит определенная философия, в
частности философия «смиренномудрия», которой придерживался Андрей Рублев. Вот
каковы риторические рекомендации Василия Великого к достижению
«смиренномудрия»:
«Да
не будет у тебя софистических прикрас в слове… речей горделивых и решительных,
но во всем отсекай величавость… Не будь тяжел в выговорах, обличай не скоро и
не со страстным движением, ибо это – признак высокомерия…».
Это
можно назвать программой речевого поведения и одновременно речевого воспитания,
ибо рекомендуемые действия имеют отношение и к речи и к созданию образа
говорящего, поскольку называют качества человека, предполагающие определенный
тип речи.
Правила речевого поведения в быту также
регламентировались – интересно к ним приглядеться и попытаться
систематизировать: можно не сомневаться в их похожести на современные советы в
научно-популярных книгах о вежливости, правилах этикета и т.д.
Показанные правила обращения с речью явились
фактически общей и частной риторикой Древней Руси (общей – когда мы говорим о
правилах, относящихся ко всем видам речи, и частной – когда исследуем правила
отдельных видов словесности: ораторской, ученой, церковной, бытовой прозы).
XIX век – время расцвета риторики в России.
В зависимости от содержания, цели и условий
высказывания выделяют следующие роды красноречия: академическое,
социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное.
В каждом роде красноречия существует несколько видов.
Так, среди академических речей можно назвать лекцию вузовскую, научный доклад,
научный обзор, научное сообщение, научно-популярную лекцию. Судебные речи – это
прокурорская (обвинительная) и адвокатская (защитительная). Можно отметить
следующие виды социально-политических речей: доклад, парламентская, митинговая,
военно-патриотическая, дипломатическая, агитаторская, политическое обозрение.
Среди социально-бытовых речей выделяются юбилейная,
приветственная застольная, надгробная, речь на приеме. К духовному красноречию
относятся слово (проповедь) и официальная церковная речь.
В России академическое красноречие зародилось в XVIII веке. Президент Российской Академии наук, в состав которой входил Академический
университет, Е.Р. Дашкова ввела чтение лекций и даже добилась у Екатерины II разрешения открыть общедоступные курсы «на российском языке» по основным
отраслям наук для всех желающих.
Расцвет академического красноречия в России приходится
на XIX век и связан с пробуждением общественно-политической
жизни страны. Наибольшую популярность приобретает вузовская лекция. Со II половины XIX века лекции уже читаются учеными специально для
широкой аудитории, т.е. возникает научно-популярная лекция.
Прирожденным оратором был ученый, профессор Т.Н.
Грановский. Замечательными ораторами были Ф.И. Буслаев (русский филолог и
историк литературы); В.О. Ключевский (ученый-историк); И.М. Сеченов (физиолог),
Д.И. Менделеев (химик), Н.Н. Мечников (биолог) и многие другие.
За прошедшие два века сложился определенный тип
русского лектора, читающего как вузовские, так и научно-популярные лекции.
Судебное красноречие в России зародилось после реформы
1864 года, которая заложила новые принципы судопроизводства. Появляется плеяда
блестящих судебных ораторов. Это В.Д. Спасович, К.И. Арсеньев, Ф.И. Плевако,
В.И. Жуковский, А.Ф. Конн и др.
Начиная со II половины XIX века сложились определенные типы русского обвинителя и русского защитника.
Основные черты первого – спокойствие, отсутствие
личного озлобления против подсудимого, опрятность приемов обвинения, чуждая к
возбуждению страстей и искажению данных дела, полное отсутствие лицедейства в
голосе, в жесте и способе держать себя на суде.
Политическое красноречие не упоминается авторами
русских риторик в числе распространенных в России. Лишь военно-патриотическое
ораторское искусство достигло сравнительно высокого уровня. Выдающимися
ораторами были Петр I, А.В. Суворов. Военным оратором был русский
полководец конца XVIII - начала XIX века М.И. Голенищев-Кутузов.
Во II половине XVIII века при Екатерине II выдвинулись талантливые дипломаты – ораторы – Г.А. Потемкин и Н.Н. Панин,
славившиеся мастерством дипломатической речи.
Политические речи получили распространение в среде
революционеров. Как ораторы – создатели агитаторских речей прославились М.А.
Бакунин, П.А. Кропоткин, В.Н. Засулич, Г.В. Плеханов.
Школой политического красноречия в России стала
Государственная Дума (1906 – 1917). Так рождалась парламентская речь.
В годы революции 1917 г. и гражданской войны получили
большое распространение митинговые речи. Активными ораторами были Н.Н. Бухарин,
В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий и др.
В наши дни социально-политическая речь продолжает развиваться.
В XVIII веке одним из видов социально-бытового красноречия
было придворное красноречие, для которого характерно пристрастие к высокому
слогу, пышным искусственным сравнениям и метафорам. В XIX веке
пышность утрачивается. Появляется другой стиль.
Духовное
красноречие имеет давнюю традицию. После того, как князь Владимир Святославович
в 988 г. крестил Русь, в истории древнерусской культуры начинается период
освоения духовных богатств. Проповедниками в Древней Руси впервые высказаны
многие интересные политические, философские, нравственные идеи. Ораторы
стремились осмыслить факты действительности, историю своего народа и
государства. В Киевской Руси зародилось красноречие дидактическое, или
учительное. В духовных речах отражается интерес к внутреннему миру человека,
источнику его дурных и хороших привычек.
Замечательные образцы духовного красноречия – «Слово о
законе и благодати» Иллариона (XI в.), проповеди Кирилла Туровского (XII в.), Семена Полоцкого (XVII в.), Тихона Задонского (XIX в.) и др.
Виды красноречия не изолированы друг от друга.
Ознакомившись с историей развития казахского и
русского ораторского искусства, проанализировав собранный материал и выделив их
особенности, студенты совершенно по иному начинают относиться к дару говорения,
к искусству владения слова. Именно на примерах великих ораторов у них
проявляется желание овладеть нормированной лексикой и оперировать ей при
речевой коммуникации.
Язык является великой драгоценностью народа. Будущее
народа, как процветание национальной культуры и образование истории,
человечества связано с расширением его общественной деятельности.
Двуязычие стало реальностью, потребностью нашего
времени. Особую роль двуязычия – билингвизма отмечал Ч. Айтматов: «Мы имеем
дело с новым аспектом общечеловеческой культуры – ибо билингвизм стыкует разные
языки и, стало быть, разные формы мышления, и, стало быть, разные мироощущения,
а это, как всякое явление на стыке науки и культур, - создает новый уровень
сознания, создает дополнительное движение…»
При написании статьи автор выражает благодарность
студенту 2 курса специальности «Финансы» ВКГУ им. С. Аманжолова Нурбаеву К. за
предоставленный материал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кохтев Н.И. Риторика. – М.:
Просвещение, 1994.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г.
Культура и искусство речи. – Ростов-на Дону, 1995.
3. Гойхман О.Я., Надеждина Т.М.
Основы речевой коммуникации. – М., 1997.
4. Скворцов Л.И. Экология слова, или
Поговорим о культуре русской речи. – М.: Просвещение, 1997.
5. Аннушкин В.И. Первая русская
«риторика». – М.: Знание, 1989.
6. Адамбаев Б. Казахское ораторское
искусство. – Алматы, 1997.
7. Турсункулов Е. Казахская
литература для студентов вузов. – Алматы, 1986.
К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №2 - 2005
|