|
Традиции и новаторство в творчестве Чехова-драматурга
К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №2 - 2009
Автор: Калгинбаева Ж.С.
Духовная жизнь русской интеллигенции занимает
центральное место в драматургии Чехова. Предшественники Чехова, разночинцы-демократы,
многое сделали для того, чтобы запечатлеть духовную драму русской
демократической интеллигенции. История все отчетливее выявляла не только крах
различных разновидностей русского утопического социализма, но и крушение
иллюзорного представления интеллигенции об ее исключительной роли в
освободительном движении. Отсюда образ народолюбивого интеллигента, приходящего
к пониманию своего бессилия перед лицом обступивших его со всех сторон грозных
и неразрешимых вопросов жизни, своего одиночества, своей оторванности от
народа. История идейных исканий русского интеллигента оказывалась в этой связи
повестью о разбитых надеждах, не свершившихся мечтах и планах, столь же искренних,
как и наивных. О заключительном акте этой драмы, окончательно выявившем
крушение народнического утопического социализма, хорошо сказал С. Каронин. В
своей повести «Места нет» он писал от лица одного из народолюбивых интеллигентов
семидесятых годов: «Наше поколение... имеет за душой кое-какие мыслишки, назовите
их идеалами, если вам нравятся громкие слова, и вот в этих-то мыслишках и заключается
вся беда... Наши мыслишки обратились у нас в совесть, то есть мы их не можем ни
выбросить, ни забыть, а должны всюду таскать за собой. Но... Мыслишки, идеалы,
обратившиеся в совесть, надо же куда-нибудь поместить. Куда же, спрашивается?
Этот вопрос разно решался и решается. Одни помещали свою совесть в разные
отчаянные предприятия. Но им удалось только, как вон выражается Червинский,
разработать теорию смерти. Они научились и научили, как надо умирать. Ясно, что
это не решение... Другие совсем никуда не поместили свою совесть и были замучены
ею; такие именно и представляют образцы того исстрадавшегося интеллигента,
которого теперь на всех перекрестках выставляют на позорище. Третьи,— и я к ним
принадлежу отчасти,— думали как-нибудь примирить свои мыслишки с положением.
Они верили... что в каждое место, самое загаженное, но дающее кусок, можно внести
порядочность, чистоту, воздух и свет. Здесь было много преувеличений и еще
больше неразумия. Нельзя, в самом деле, окончательно примирить мыслишки с куском,
душу и брюхо, идеалы и поганые дела...» [9; 236]. Так складывалось новое поколение
«лишних людей». Эти люди не могли примириться с окружающей их действительностью,
но в то же время понимали, что пути ее переустройства остались им неведомы.
Чехов стал живым свидетелем заключительного акта драмы
демократической интеллигенции поколения семидесятых годов. Так возникла тема
«лишнего человека» — восьмидесятника в его творчестве. Однако Чехов явился
летописцем уже полного крушения этой «народолюбивой» (народнической)
интеллигенции. С. Каронин, как и Г. Успенский, был еще полон живых воспоминаний
о героических делах, светлых надеждах и горьких разочарованиях семидесятых
годов, поэтому ему были дороги и те люди, «которые никуда не поместили свою
совесть и были замучены ею». Чехов же видел и беспощадно правдиво показывал
бесславный конец этих интеллигентов, неприглядную картину их сегодняшнего
реального бытия. Этот различный взгляд на одно и то же явление и сказался с
особой силой в полемике вокруг чеховского «Иванова», резко осужденного, как мы
видели, не только Г. Успенским, но и Короленко. Так же отнесся к «Иванову» и С.
Каронин.
Пьеса “Вишневый сад“ - последнее произведение Чехова.
В восьмидесятые годы Чехов передавал трагическое положение людей, утративших
смысл своей жизни. Пьеса была поставлена на сцене Художественного театра в 1904
году. Наступает двадцатый век, и Россия становится окончательно
капиталистической страной, страной фабрик, заводов и железных дорог. Этот
процесс ускорился с освобождением крестьянства Александром II. Черты нового
относятся не только к экономике, но и к обществу, меняются представления и
взгляды людей, утрачивается прежняя система ценностей.
Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови
Андреевны Раневской. Социальный конфликт пьесы - это конфликт уходящего
дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Другая сюжетная линия -
социально-романтическая. "Вся Россия - наш сад", - так устами своих
героев говорит сам Чехов. Но мечта Ани и Пети Трофимова разбивается о
практицизм Лопахина, по воле которого вырубается вишневый сад.
Любовь Андреевна Раневская - это уже не Николай
Петрович Кирсанов из романа Тургенева "Отцы и дети", которым пытается
приспособиться к новому своему положению и делает попытки перестроить хозяйство
в своем поместье. К концу девятнадцатого века большая часть помещиков после
отмены крепостного права разорилась. Дворянство, привыкшее праздно жить,
тратить, но не наживать, не сумело перестроиться в новых условиях. Любовь
Андреевна давно уже "спустила" все свое состояние, ее имение заложено
и перезаложено, но она, в силу привычки, не может изменить свой расточительный
образ жизни. Раневская не понимает, что наступившее время требует от нее
постоянных усилий, необходимых для материального выживания.
Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминаниями о
прошлом, она растеряна, сломлена всем происходящим и, думаю, что, скорее всего,
она просто боится думать о настоящем, уходя в какие-то малозначительные миражи.
И если ее можно понять, потому что она всего лишь женщина, избалованная
многолетней праздной привычкой просто порхать по жизни, то ее брат Гаев - это
смесь тупого самомнения о своей значительности и полнейшей ничтожности во всем.
В таком-то возрасте старый лакей Фирс одевает ему штаны! Это важная деталь в
обрисовке его характера. Чехов в дневнике писал: "Вся Россия - страна каких-то
жадных и ленивых людей. Они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и ужасно
храпят..." [1; 387]. Гаев заявляет, что все свое состояние он "проел
на леденцах". Гаев завершает галерею "лишних людей" в русской
классической литературе. Гаев, произносящий длинные речи, - это всего лишь
пародия на культурного и образованного дворянина. Конфликт с жизнью разрешается
в пользу торжествующего Лопахина, "хищного зверя", по определению
Пети Трофимова. Лопахин - явная противоположность владельцам вишневого сада.
Беспечности и непрактичности старых хозяев вишневого
сада противопоставлены энергия и хозяйственная целеустремленность Лопахина. Он
прямой потомок тех, "чьи лица глядят с каждого вишневого дерева в
саду". Лопахин - потомок крепостных, которые работали на Раневских. Он
ликует, купив имение. Трофимов говорит о Лопахине: "Как в смысле обмена
веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается на пути, так и
ты нужен". Чехов ясно видел хищническую природу капитала.
Приобретательство калечит человека, становясь его второй натурой. Тонкая,
нежная душа Лопахина рано или поздно загрубеет, потому что
"коммерсант" в нем всегда будет брать верх. Эмоции и нажива - это
абсолютно несовместимые понятия.
Лопахина потрясают слезы Раневской, он умен и
понимает, что не все можно купить и продать, но практицизм "мужика"
побеждает в нем. Но какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный
вишневый сад и отдав землю под дачи? Жизнь и красота разрушена. Дачники
дополнят то, что начал Лопахин. А.П. Чехов четко показал полную деградацию и
моральное оскудение дворянства, разложение его как класса. Распад дворянской
культуры завершает их экономическое разложение. Но, по мнению Чехова, капитализм
тоже временное явление, потому что несет с собой разрушение. Петя советует
Лопахину "не размахивать руками". Что это значит? В эти слова Чехов
вкладывает большое сомнение в целесообразности действий Лопахина. Трофимов
говорит: "Строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут
отдельные хозяева, - это тоже значит размахивать руками" [1; 346]. Герои
по-разному видят свое будущее. Раневская считает, что ее жизнь кончена,
Трофимов и Аня даже где-то рады продаже сада, потому что это дает им шанс
начать новую жизнь и вырастить свой сад.
Вишневый сад - это символ прожитого, и с ним уходят
Фирс и Раневская. Старого лакея Фирса забывают, он остается в пустом,
заколоченном доме, где, вероятно, умрет не от старости, а от голода и жажды.
Фирс покорно примет смерть, понимая, что свое уже прожил, и в его годы смешно
цепляться за жизнь.
А.П. Чехов показал Россию на перепутье, Россию, в
которой еще не изжито до конца прошлое, где еще не наступило окончательно
настоящее, но уже проглядывает будущее. Петя Трофимов, этот пассивный мечтатель
и идеалист, представляется Чехову человеком, который уничтожит власть и сможет
изменить жизнь. Его мечты о равенстве, братстве, справедливости, по нашему
мнению, всего лишь мечты. У Раневских его зовут "облезлым барином" не
только из-за внешности, но и из-за того, что он остается юношей в своих мечтах.
Аня верит Трофимову и согласна уехать с ним в Москву. Скорее всего, она
поступит на курсы или станет революционеркой.
Пьеса кончается возгласом: "Здравствуй, новая
жизнь". Чехов не показал, какой она будет, да он и не мог показать, потому
что это был 1904 год.
Трофимов и Аня полны надежд, испытывая прилив сил и
неудержимое желание трудится на благо людей. Петя, по мнению Чехова, должен
сменить Лопахина, потому что именно в его уста автор вкладывает ценную мысль о
том, что вся Россия – наш сад".
А.П. Чехов был глубоко убежден, что человеку, чтобы
быть свободным, нужен весь земной шар. Близилась буря. Чехов предвидел и ждал
ее. В каждом произведении Чехова ясно выражен протест против бессмысленности и
пошлости человеческого существования. Пьеса "Вишневый сад" - это
прошлое, настоящее и будущее России. Дали высокую оценку Чехову многие писатели.
Алексей Толстой писал: "Чехов - это Пушкин в прозе" [7; 192]. С этим
утверждением сложно не согласится. "Вишневый сад" - итог творческого
пути писателя. Этой пьесой Чехов завершил идейное развенчание дворянства,
начатое романом Тургенева "Отцы и дети". За сорок лет, прошедших
после отмены крепостного права, дворянство в значительной степени утратило свои
экономические позиции, оно постепенно сходило с арены господствующего класса. В
"Вишневом саде" Чехов впервые дал развернутый бой дворянству как
классу. Паразитизм дворянства, пустозвонство, привычка к незаслуженной роскоши
- все глубоко омерзительно писателю.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чехов А.П. Полное собрание
сочинений и писем в 30-ти тт.- М., 1986.
2. Аникст А. Творчество Чехова.- М., 1977.
3. Афанасьев Э.С. Адаптированный Чехов //
Литература в школе. - М., 2000. - № 1. - С. 46.
4. Бердников Г.П. Над страницами
русской классики. – М., 1985.
5. Бобров А.А. Подвижники нужны, как
солнце: К 140-летию со дня рождения А.П.Чехова // Русский дом. - М., 2000. -
№1. - С. 15.
6. Бродская Г. Алексеев-Станиславский,
Чехов и другие. Вишневосадская эпопея. Том I. Середина XIX - 1898. 288 с. Том
II. 1902-1950-е. - М., 2000.
7. В творческой лаборатории Чехова.// Под
ред. Опульской Л.Д., Паперного З.С., Шаталова С.Е. – М., 1974.
8. Луначарский А.В. о театре и драматургии.
Избранные статьи. В 2-х тт. - М., 1958.
К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №2 - 2009
|
|