Главная  | О журнале  | Авторы  | Новости  | Конкурсы  | Научные мероприятия  | Вопросы / Ответы

Этнизация педагогики как тенденция патриотического воспитания

К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №1 - 2009

Автор: Сергеева В.В.

В различных сферах мирового и казахстанского информационного пространства уже утвердилась мысль о том, что глобальные системные кризисы - это знаки перехода к принципиально иной форме бытия. Императив истории, который преобладал до сих пор, принципиально свой исторический ресурс исчерпал. Если ранее абсолютизация идеи прогресса могла питать представления о будущем как увеличенном настоящем, то теперь возможна абсолютизация обратная. Будущее - минимизированное настоящее. Под влиянием этих обстоятельств интеллектуальный авангард человечества осознал, что преобразовательные и покорительские стратегии надо заменить моделью "устойчивого развития". А в ней центральное место занимает проблема перенесения нашей активности на автоэволюцию человека. "Пределы роста" человеческих возможностей ставят вопрос о "человеческих качествах", что не может не отражаться и на состоянии образовательной системы государства и педагогики, которая в них обновляется, функционирует, развивается. Широко известно высказывание академика Д.И. Лихачева о том, что XXI век должен стать веком гуманитарным, или его не будет совсем.

Достижения современной науки, в том числе труды отечественных педагогов и психологов, свидетельствуют о том, что профессиональная подготовка будущих педагогов составляет одну из главных задач современного общества. Условием эффективности данного процесса является самостоятельный выбор или осознанное принятие будущими специалистами содержания и целей деятельности.

Ретроспективный анализ состояния изученности вопросов профессиональной подготовки будущих педагогов, формирования личностного потенциала и процесса воспитания свидетельствует о том, что учеными были исследованы различные аспекты: проблемам профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе посвящены труды Г.К. Ахметовой, В.П. Беспалько, С.Т. Каргина, К.Ж. Кожахметовой, С.А. Узакбаевой, К.С. Мусина, А.Н. Нысанбаева, В.А. Сластенина, А.Ш. Стыбаевой, Н.Д. Хмель и др.

Исследователями Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина были выделены основания проектирования педагогических решений в рамках реформирования образования РК в русле организации образования, ориентированного на результат, к числу которых они относят: влияние человеческого фактора в развитии цивилизации; резкое убыстрение развития цивилизации; взаимосвязь и взаимозависимость социальных, научных, техногенных и духовных составляющих человечества, невидимая материальность духовного мира, совершенствование духовного зрения, одухотворенного сознания, а, наряду с этим, что важно для нас, ученые отмечают увеличение значимости функции культурного наследия, культурологической направленности развития человека, сохранение целостной культурно духовной ментальности. Процесс реформирования системы образования в нашей стране и ее интеграция в мировое образовательное пространство тесно связаны с исследованием проблем этнопедагогики.

Обращение к проблеме источников формирования содержания высшего образования в условиях кризиса имеет еще и контекст «реабилитационной функции» — функции элиминации, приостановления тех разрушительных процессов, которые происходят в высшем образовании в Казахстане, когда «кризис развития» приобретает грозные черты «кризиса распада».

Высшее образование, как и образование в мире в целом, в Казахстане является казахстанским образованием, адекватным уникальным качествам казахстанской цивилизации.

Образование в мире, как и культура, коей частью оно является, гетерогенно. Разнообразие образовательных систем в мире, как и культур - необходимое условие развития мировой цивилизации. В этом смысле, не существует мирового образования и мировых стандартов образования как нечто однородного. Однако гетерогенность образования и культуры не отрицает общечеловеческого инварианта, который наиболее глубоко проявляется в науке, религии, искусстве. Однако общечеловеческий инвариант культуры и образования формируется и раскрывается как инвариант через национальные культуры и национальное образование. Поэтому укорененность образования в национальной культуре, в национально-этническом сознании - важнейшее доктринальное положение.

Для казахстанского образования это означает, в первую очередь, его укорененность в казахской культуре, в казахской истории, в национально-этническом архетипе при акценте на народообъединяющую функцию национальной культуры, которую она выполняла на протяжении всей истории развития Казахстана. Без понимания этого положения не решаются на должном уровне вопросы гуманитаризации казахстанского образования, гуманитаризации казахстанской высшей школы.

Доктрина национальной системы высшего образования должны соответствовать национальной доктрине и целям образования в Казахстане. Ключевыми ее положениями являются: образование, являясь основным механизмом воспроизводства общественного интеллекта, становится главным механизмом цивилизационного развития, включая и экономику, в XXI веке — веке интеллектно-информационной цивилизации, цивилизации общественного интеллекта и образовательного общества; доктрина казахстанского образования должна исходить из этой перспективы, определяемой императивом выживаемости человечества как перехода к управляемой социоприродной эволюции; образование является главным механизмом действия основного закона «модели устойчивого развития»; высшее образование является главным механизмом развития образования и науки в целом в России как важнейших компонентов общественного интеллекта; императив выживаемости как императив перехода к тотальной неклассичности будущего бытия человечества определяет характер образовательной революции как неклассической образовательной революции, как становление неклассического образования; данный императив определяет человекоцентризм и культуроцентризм образования.

Следующее положение определяет направление мониторинга - следящий контроль за «системой источников», отражающих влияние состояния культуры и искусства на содержании высшего образования, особенно его гуманитарной, исторической, национально-патриотической составляющих. Современная цивилизация на стыке двух веков признала наличие мирового кризиса образования. Республика Казахстан, как и другие страны, претерпевает все сложности принятия новой парадигмы образования, что усугубляется процессом изменения форм собственности, объективно обусловленными социально-экономическими трудностями, рассеиванием нравственных ценностей. Сегодня можно констатировать, что страна, преодолев острейшие проявления кризиса, развивается в условиях экономической независимости, стабильности и демократии, в эпоху больших качественных изменений в жизни общества. В этих условиях, как отмечает президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, необходимо опираться на молодежь, которая должна работать с опережением времени. Пройдя подготовительный этап, Казахстан максимально готов к тому, чтобы быстро войти в процесс политического, экономического и образовательного мирового сообщества.

В области образования молодежи определены цели, продиктованные особенностями исторического момента, задачами гуманизации современного общества. Тенденции развития каждого человека выдвигают необходимость нового подхода к учебно-воспитательному процессу в высшей школе, стратегическим ориентиром которого является формирование поликультурной личности, полилингвистической по своей сути, с развитым национальным сознанием, творческим типом мышления, мировоззренческой культурой, личности конкурентоспособной, владеющей навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, с быстрой адаптацией к изменяющимся условиям окружающей действительности.

Эти мысли нашли свое отражение в «Концепции государственной политики в системе образования» (1996 г.), «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» (1996 г.), Законе «Об образовании» (1999 г.), «Комплексной программе воспитания в организациях образования Республики Казахстан» (2000 г.), «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005 – 2010 г.г.» (2004 г.) и др. Образование личности протекает во времени, подвергаясь изменениям в согласии с ее характеристиками. Важнейшей задачей педагогической науки является поиск новых и наиболее совершенных методов всестороннего развития подрастающего поколения. Н.А. Назарбаев обращает внимание на определение всестороннего развития, под которым следует понимать гармоничное развитие качеств ребенка, его души и тела, интересов и способностей.

Современное общество нуждается в принятии общечеловеческих и возрождении национальных ценностей. Нужно понять и раскрыть взаимосвязанные проблемы воспитания и образования молодого поколения, ибо конечная цель учения – самосовершенствование человека. Однако практика показывает, что большинство молодых людей безразличны к таким явлениям, как гражданский долг, патриотизм, ответственность, общественная деятельность. Знания ими не рассматриваются как жизненная ценность.

Значительно снизилось внимание граждан к ценностям культуры. При этом указывается на недостаток культуры у наиболее образованной части населения. Падение культуры общества не могло не сказаться на снижении культурного уровня школы как воспитательного института общества. В школьной жизни присутствуют факты безответственности, неряшливости в делах и взаимоотношениях, бесцеремонность поведения и низкая речевая культура. В воспитательной работе учреждений образования имеет место формализм, неопределенность в совершенствовании воспитания личности, построение воспитательной работы на агитации, количественный учет проводимых с воспитанниками мероприятий (собрания, кружки, классные часы, смотры, соревнования), гонка за внешней формой воспитательной работы, невнимание к возрастным, индивидуальным особенностям в применении методов воспитания, административно-командный стиль в отношениях. Все это приводит к формированию негативных качеств личности в процессе воспитания. Воспитательная работа приобретает второстепенный характер, причиной тому распространенный подход к обучению и воспитанию как к двум разным процессам. Воспитание рассматривается как сопутствующий процесс образованию, в то время как образование является средством воспитания.

Сегодня реформы мирового образования - это попытка дать ответ на вопрос о сущности этих качеств и возможности их сознательного культивирования во всех сферах общества. Одно из принципиальных обстоятельств - учет мирового опыта образовательного строительства, радикального обновления статуса и роли образования в начале третьего тысячелетия. Анализируя подходы представителей мировой общественности, ученых, политиков, учительства, отмечаем, что основные оценки роли образования на этом рубеже сводятся к следующему:

1) это – национально - государственный приоритет образования в жизни общества с необходимым бюджетным обеспечением; неотъемлемость права граждан на образование, гарантия государством его общедоступности, непрерывности и т.п. как средства развития сущностных сил индивида, его достоинства как социального существа; укрепление связи образования с наукой, экономикой, культурой на всех уровнях общества; международное сотрудничество и универсализация образования;

2) это - опережающее развитие учебно-материальной базы учебных заведений и социальной инфраструктуры;

3) это - необходимость расширения прав и автономий образовательных учреждений;

4) соответствие образовательной системы национальным культурным традициям; повышение роли образования как фактора национальной безопасности страны.

Надо сказать, что именно педагогические вузы и занимаются, по преимуществу, вопросами становления и развития человеческих качеств. Это их общечеловеческая роль, возведенная в высшую степень, которая выражается в принципе: человека не воспитывают, не обучают, не образуют по частям; а того, кто этим занимается, тем более. Образование – больше, чем простое обеспечение утилитарных социальных потребностей. Не ролевые функции в их профессионально-предметном варианте, не профильная дрессировка рабочей силы - дело педагогического вуза, а подготовка человека для XXI века, как минимум. В педагогической теории этому должен соответствовать новый образ человека, а в педагогической практике - закладка и культивирование соответствующих качеств. И на поверхности общественного сознания они появлялись именно в кризисные моменты истории. В этой связи и хотелось бы отметить некоторые современные идейные феномены. Как представляется, они будут влиять на содержание, структуру педагогического образования. Общество, обособившись от природы, продолжает жить связью с ним даже в единичном акте, и мотивы этой связи проходят через всю историю образования.

Кризис современной цивилизации с невидимой силой сегодня проявился в этнических конфликтах. Кризисы всегда обнажают глубинные, природные корни этноса, маркируют очередной шаг интеграции культур во всемирное единство при стремлении этносов сохранить свое лицо. Отмечая в качестве основного критерия принадлежности к этносу самосознания его субъектов, этнология фиксирует ту же обратную связь: "природа - общество". На этом могут быть основаны концепции и теории большого значения. Так, в этногенетической концепции Л.Н. Гумилева фигурируют понятия: Родина (кормящий ландшафт, место рождения и жизни, родительский дом и т.п.); Отечество (связь в поколениях, "любовь к отеческим гробам"); пассионарии (лидеры, герои, вожди, предки, отцы, основоположники и т.д.). Все эти феномены объединены идеей роли энергоинформационных закономерностей в формировании общества, этноса, человека.

Современность выдвигает в качестве одного из потребных регулятивов педагогики в педвузе новый образ человека. Он реализует уже упомянутые прямую и обратную связи. Характерный факт - появление в педагогике особого гуманистического направления, основанного на учете психологии индивида, глубинного опыта его внутренней жизни. Это происходит на фоне широкой психологизации человекознания вообще. Учет состояния внутреннего мира студента переводится в моделирование и стратегию педагогического социума субъект-субъектных отношений. Происходящее коррелирует с развитием в 60-90 годы идей фундаментального значения в естественных науках и педагогике, которые втягиваются в процесс формирования "единой науки о человеке".

Реформаторское искушение простотой хуже, чем ошибка, потому что замыкает человека и педагогику в уже состоявшейся "предыстории". Напротив, трансперсональный междисциплинарный подход не сворачивает человека в точку, не сводит его к образчику стоимости. Здесь точку разворачивают в эволюционную траекторию, дотягиваются до все более глубоких оснований человека как феномена самого по себе, предмета внимания педагогики и самого себя. Это путь к себе.

Исследования этнопедагогики, народной педагогики формируют образ человека, вообще, и казахстанца, в частности, как его конкретного модуса, тяготеющий к тем же закономерностям и основаниям, что этногенетическая концепция Л.Н. Гумилева, энергоинформационные варианты образа человека, представления о резервных и сензитивных способностях человека. Культивирование этнических ценностей при внимательном рассмотрении оказывается формой сохранения и передачи знаний о месте человека в мире, его подключении к нему через место обитания, работы, жизни в целом. Здесь сняты основные педагогические понятия народа; образ ребенка как объекта и субъекта воспитания; функции воспитания, его факторов, методов и средств, способов организации. И как раз среди них важнейшее место занимает природа Родины. Этнопедагогика восстанавливает статус народного самосознания, его менталитета как фундаментальных ценностей, которые обмену не подлежат.

Сохранения культурного и государственного суверенитета, этнического достоинства индивида при их обогащении нашли свое отражение и в национальной системе образования, и долг всего народа, педагогической общественности, учительства - воспрепятствовать победе лицемерной формы над содержанием и существом современного казахстанского образования.

Культурно-творческая миссия вуза выдвигается на первый план и предполагает создание условий для свободного и творческого развития каждого студента. Культурный уровень значительной части студентов вузов требует «пропитывания студентов культурой», вовлечение их в культурный процесс и, прежде всего, пробуждение в них потребности реализации сформированных качеств и культурных ценностей. В нашем случае, потребности реализации патриотических качеств, что достигается при условии существования определенной культурной обстановке. Мы имеем в виду создание таких условий в вузе, при которых содержание, структура и методы обучения и воспитания в совокупности отражали бы процессы, происходящие на уровне культуры. Эти условия предполагают использование исторического опыта, богатых духовных, общекультурных и национальных традиций, достижений мировой и отечественной науки. Культурная среда вуза – это совокупность образовательно-воспитательных, духовно-нравственных, информационных, кадровых, материальных условий организации досуга и отдыха студентов.

При рассмотрении вопроса формирования патриотической культуры можно сказать, что патриотическая среда вуза в настоящее время не достаточно сформирована. В связи с этим, указываются следующие причины:

- преподаватель осознает актуальность патриотической среды, но не владеет целеполаганием;

- гуманитарно-патриотические дисциплины изучаются, но не всегда четко сформулированы патриотические причины;

- активные методы применяются, но не формируется цеоеполагание.

Патриотическая среда в вузе должна поддерживаться при постоянном обучении гуманитарно-историческим знаниям на всех курсах, а не только на 1 и 2. Вполне определенно можно утверждать, что именно образование формирует личность каждого человека, способствует приобретению знаний, умений и навыков; определяет его мировоззренческие приоритеты, что отражается на экономическом и нравственном потенциале общества, т.к. образование и общество неотделимы, образуя единую систему. Любые проблемы общества или государства отражаются и на состоянии сферы образования, которое оказывает существенное влияние на развитие различных тенденций в обществе, способствуя решению социальных проблем, формируя позитивное направление в развитии общества.

Образование имеет приоритетное значение для каждого отдельного человека, социума, государства и человеческой цивилизации в целом, что необходимо четко осознавать всем, особенно властным структурам. В настоящий период сфера образования утратила свои культурно-образовательные функции и влияние на нравственность, мировоззрение человека, на его менталитет. Однако, именно сфера образования в состоянии преодолеть растущие негативные тенденции в воспитательном процессе, и только она способна возродить и обогатить нравственные идеалы.

Главнейшей проблемой современного общества является гармоничное единение знания и веры, их мировоззренческий синтез и возвращение человеку понимания смысла его жизни, веры в свое уникальное предназначение и знание путей наиболее полной жизненной самореализации. Успешно решать эту проблему можно только усилиями человека культуры, только когда каждый человек будет любить свою Родину, знать язык и культуру предков. Только тогда можно предотвратить варварское отношение к среде и принять ответственность за судьбу будущих поколений и всего человечества.

Необходимо приложить все усилия и средства, в первую очередь, в сфере образования, к духовному единению и взаимопониманию всех людей, преодолению несовместимости конфронтации, потому что именно менталитет, как в индивидуальном проявлении, так и в общественном, оказывается движущей силой, определяющей движение истории. Поэтому основная задача высшей школы должна быть сфокусирована на формировании человека культуры, с определенными жизненными ценностями и идиалами, с верно расставленными приоритетами и нравственными устоями. По нашему мнению, главными компонентами жизнедеятельности выпускника вуза являются нравственные идеалы, здоровый образ жизни и высокий уровень культуры. Интеграция этих главных компонентов жизнедеятельности человеческих сообществ в международное образовательное пространство обеспечит его процветание и выживание, т.к. культура, наравне со здоровьем, играет главную роль в производстве материальной, предметной жизни и в производстве социальной, духовной жизни самого человека и общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

2. Рыков В.В. Энергоинформационный образ человека как проблема. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999.

3. Колтаков К.Г., Москвичев И.И., Рыков В.В. Ноосферные ориентации в педагогическом образовании (из опыта работы). Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999.

4. Филиппов В.М. Россия - образование - XXI век: взгляд в будущее // Университетская книга, 1999.

5. Развитие национальной системы качества образования: Отчет о НИР /Нац. Центр гос. стандартов обр. и тест. – Астана: НЦГСОТ, 2005. - 124 с.

6. Гершунский Б.С. Образование для XXI века. – М.: «Совершенство», 1999.

7. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. - М.: «Наука», 1996.



К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №1 - 2009


 © 2024 - Вестник КАСУ