Главная  | О журнале  | Авторы  | Новости  | Конкурсы  | Вопросы / Ответы

К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №1 - 2009

Автор: Сергеева В.В.

Объяснение причин недостаточного внимания к проблеме патриотической культуры в психолого-педагогической литературе связано, прежде всего, с тем, что основное внимание исследователей было сосредоточено на патриотизме. В данном случае необходимо уяснить место патриотической культуры в интегративных тенденциях общественных систем. Сравнение патриотизма с предшествовавшими ему исторически и ныне сопутствующими чувствами, такими, как национальное сознание, идентификация, коллективизм и т.п., позволяет нам выделить особенные черты и структуру патриотической культуры. Актуальным является, на наш взгляд, вопрос о структуре и сущности патриотической культуры в связи с рядом философских проблем.

Патриотическая культура – это идеология и психология, политика и деятельность, в которой необходим учет всего исторический опыта формирования патриотизма, его связь с нравственным здоровьем общества, зависимость интенсивности патриотических чувств от степени гражданских свобод.

Мы обратились к феномену патриотической культуры, так как патриотизм в отдельности не образует особой формы общественного сознания, его возможно сформировать в результате формирования культуры, в общем, и патриотической, в частности, где культура рассматривается нами как высший уровень развития чего-либо, в данном случае, патриотических качеств личности. Взаимодействие его с политической и правовой, нравственной и эстетической идеологией имеет разные варианты, что, в свою очередь, определяется нравственным и духовным климатом эпохи, в целом. В сегодняшних условиях патриотизм - не просто элемент общественного сознания. Он как бы квинтэссенция духовного климата эпохи. Обновленческие процессы в нашей стране затронули взаимодействие патриотической и правовой идеологии. Современное правосознание резко сократило число действий, относимых к непатриотическим и тем более – антипатриотическим. Наиболее благоприятно формирование патриотической культуры проходит тогда, когда удается органично сочетать расширение демократии и гласности с решительным противодействием правонарушениям, анархии и вседозволенности. Истинный патриотизм состоит сегодня в защите демократических институтов не только от давления «справа» (от консервативных сил общества бюрократов), но и «слева» (от экстремистски настроенных элементов).

Сегодня важнейшая задача заключается в создании действенных государственных, общественных и экономических механизмов, обеспечивающих органичное сочетание национальных и интернациональных ценностей и интересов. От патриота сегодня требуется во всех своих действиях проводить принцип гармоничного взаимодействия общества и природы.

Важной задачей в формировании патриотической культуры является то, чтобы каждый человек понял свою патриотическую обязанность. Патриотическая культура – высший уровень преданности и любви к обществу, народу, Родине. Огромная роль в укреплении патриотизма принадлежит воспитанию и развитию духовной культуры человека. Эта роль непрерывно повышается по мере того, как в стране происходят экономические и политические преобразования, обусловившие глубокие изменения в общественном сознании, идейное единство общества.

Результаты исследования ученых свидетельствуют, что патриотическое воспитание студентов является частью образовательного процесса вузов, ему присущи все элементы педагогического процесса. Практическое осуществление патриотического воспитания студентов в вузах затрудняется тем, что реального времени на привитие патриотических качеств недостаточно для того, чтобы увидеть результаты данной деятельности и при необходимости скорректировать их. Все элементы процесса в высшем образовании взаимосвязаны, взаимообусловлены и представляют собой целостный социально-педагогический процесс. В связи с этим, важнейшим компонентом патриотического воспитания, условием его эффективного функционирования являются субъекты этой деятельности. С одной стороны, это государственные органы, организации, ведомства. Но они решают узкие, ограниченные задачи, которые сводятся к сугубо ведомственному направлению, по существу, являются частными, обособленными, чрезмерно специфическими. С другой стороны, руководители данных заведений, педагоги, родители, различные объединения, союзы, которые в своей совокупности выполняют работу соответствующей направленности в отдельных учебных заведениях. Эти субъекты представляют раздельные подструктуры, почти не связанные между собой, тем не менее, функционируют в одном процессе, который, в функциональном отношении, оценивается как малоэффективный.

Объектом патриотического воспитания являются студенты. Целью патриотического воспитания в вузах является организация системы целенаправленного взаимодействия по формированию и развитию у студентов социально значимых качеств и отношений гражданина-патриота, профессионала и высоконравственной личности, готовности реализовать их в интересах общества и государства.

Реализация данной цели осуществляется в ходе выполнения следующих задач: мировоззренческой подготовки студентов, воспитании положительного отношения к профессиональному труду как важнейшей ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо общества, государства, во имя служения Отечеству, формирования активной социальной позиции.

Для реализации патриотических качеств личности и повышения эффективности патриотического воспитания в вузе мы предлагаем структуру и содержание патриотической культуры, включающие в себя следующие компоненты: государственно-патриотический компонент, духовно-нравственный компонент, правовой компонент, профессионально-деятельностный компонент, исторический компонент.

Все компоненты органически взаимосвязаны между собой. Содержательные возможности рассматриваемого процесса формирования патриотической культуры реализуются посредством определенных функций: воспитательной (формирование ценностных ориентаций гражданина-патриота), дидактической (формирование профессионально-прикладных знаний, умений и навыков), развивающей (формирование профессиональных качеств посредствам патриотического воспитания). В организационном плане компонентами являются: образовательный процесс и внеаудиторная работа.

Раскрывая государственно-патриотический компонент, следует отметить работы, посвященые исследованию патриотического сознания, как нерасчлененного целого и в статическом состоянии (А.Г. Агаев, Ж.Г. Голотвин, П.И. Капырин, Р.Я. Мирский, А. Чотонов), среди них работы и педагогического характера (М.Т. Баранов, Э.Л. Васина, С.А. Иконников), в которых патриотическое сознание рассматривается как интегральное духовное образование, особый срез общественного сознания, включающий все его формы, возникающие в результате ценностного отражения отечества в сознании людей с точки зрения их классовых потребностей и интересов. Отечество является тем непосредственным окружением субъекта патриотического сознания, средой его повседневной жизнедеятельности, с которой он имеет прочные связи, как духовные, экономические, так и социальные. Понятие «отечество» включает в себя: определённый общественно-экономический и социально-политический строй, природные условия в их конкретно-исторической характеристике, определённую территорию, с которой связана история народа, социально-этническую общность (нацию, народность) со своим языком, национальной культурой, традициями и обычаями.

Наиболее существенное значение и для формирования патриотического сознания имеет социальная среда – совокупность тех социальных условий и отношений, которые окружают субъект патриотического сознания и оказывают активное (непосредственное и опосредованное, стихийное и сознательное) воздействие на его формирование. В нашем исследовании такой социальной средой является культурообразующая среда вуза, общежития и среда внеучебных государственных культурных организаций, которые напрямую оказывают определяющее влияние на формирование патриотического сознания студентов, т.к. здесь наиболее наглядно обусловлены отношения тех или иных социальных групп к отечеству. Воздействуя, в основном, на эмоциональную сферу личности, культурная среда формирует нижний, обыденный уровень патриотического сознания, придавая ему глубину и устойчивость.

Существенное воздействие культурная среда оказывает на формирование верхнего, идеологического уровня патриотического сознания своим идейно-теоретическим содержанием, которое, являясь стержнем культуры, определяет социально-классовую направленность культурной среда. Содержание патриотического сознания представляет из себя сложное переплетение разнообразных духовных образований на различных уровнях, существующих в сознании индивида, социальной общности и тесно связанных с общественным сознанием, как продуцируемых субъектом (патриотические чувства, настроения, традиции, установки и т.д.), так и привнесённые извне (патриотические идеи и теории). В зависимости от способа отражения структурного содержания отечества, в каждой форме общественного сознания обнаруживается сфера, которая смыкается с патриотическим сознанием. Один и тот же факт – подвиг, совершенный при защите Отечества - может отражаться различными способами и, соответственно, приобретать или силу нормативного акта, или четкость политического принципа, или устойчивость нравственной традиции, но при этом, в первую очередь, он является патриотическим поступком, совершенным во имя Отечества. Формирование патриотического сознания представляет из себя сложный социальный процесс, складывающийся из воздействия объективных условий жизнедеятельности социалистического общества, планомерной, целенаправленной деятельности субъективного фактора (патриотического воспитания) и патриотического самовоспитания. Понятие «формирование» шире понятия «воспитание» настолько, насколько полнее в становлении патриотического сознания участвуют окружающая действительность и общественная практика самого человека.

По мере совершенствования общества, воспитание все больше совпадает с процессом формирования. Объективные условия выступают основой формирования патриотического сознания, решающим фактором этого процесса является патриотическое воспитание с учетом патриотического самовоспитания как естественного процесса адаптации личности, субъекта патриотического сознания, к социальным условиям и общественным требованиям в сфере патриотической деятельности. При анализе процесса формирования патриотического сознания необходимо иметь в виду соотносительность и условность понятий «влияние объективных условий» и «деятельность субъективного фактора», которые, в свою очередь, влияют на формирование патриотической культуры личности. Воздействие объективных условий и субъективного фактора на формирование патриотического сознания наиболее эффективно при их оптимальном сочетании и органическом взаимодействии. Недооценка субъективного фактора приводит к стихийности формирования и деформации патриотического сознания. Игнорирование объективных основ формирования патриотического сознания, преувеличение значения субъективного фактора снижает действенность патриотического воспитания. Учет субъективных и объективных факторов формирования патриотического сознания как элемента патриотической культуры важно именно в вузе, так как именно в студенческие годы заканчивается формирование сознания как такового. В.В. Макаров указывает на взаимосвязь отечества и патриотизма, поскольку достаточная степень гармоничности отношений личности и государства обусловливает лояльность граждан по отношению к нему.

Сущность государственно-патриотического компонента патриотической культуры проявляется в любви и служении народа Родине. Она представляет собою определенную совокупность чувств, представлений и идей, отражающих отношение личности к Отечеству как своеобразному единству общего, особенного и единичного. А поскольку в ее содержании сконцентрированы экономические, социальные, политические и моральные принципы общества в каждый конкретный период его развития, постольку и патриотические чувства людей в разные эпохи имеют разный характер.

Духовно-нравственный компонент представлен системой гуманных представлений о самоценности каждой нации, о возможности достижения при определенных условиях, равноправия и дружелюбия, взаимопонимания, а, следовательно, и взаимодоверия между народами, этот процесс нацеливает людей мыслить и поступать в интересах всего человечества. Вслед за национальной общностью усиливается поистине глобальная общечеловеческая общность, направленная на объединение людей всей планеты. Чувство этой общности направлено на созидательные действия и постепенно пронизывает как духовную жизнь общества в целом, так и мотивы, стиль и характер повседневного поведения людей. Общечеловеческое мировоззрение объединяет нации, выступает структурным стержнем целостной системы культуры, определяющим ее направленность, представляет собой специфический феномен. На его укрепление эффективно воздействует развитие ценностного содержания всех сфер культуры. Это мировоззрение сказывается и на культуре человеческих отношений, в повседневном поведении людей, в социальном и культурном развитии наций и народов. Развитие естественнонаучных основ такого мировоззрения происходит не в конфронтации, а в тесном взаимодействии с развитием гуманитарного знания, расширяющего и углубляющего теоретическую основу общечеловеческого мировоззрения данными социальных наук. Мировоззрение является стимулятором активной социальной деятельности личности, своеобразный регулятор ее общественно-политического поведения; оно открывает ей доступ к сокровищнице национальных и общечеловеческих культурных ценностей. Соотнесение с категорией «общечеловеческое мировоззрение» таких понятий, как «направленность развития личности», «индивидуальная жизненная концепция», «познание», «творчество» (социальное, научное, художественное) способствует обогащению жизненной позиции личности, активизации ее чувства сопричастности к судьбам человечества, уважения к национальному своеобразию каждого народа.

Особую актуальность приобретает проблема последовательного формирования у личности, включенной в сферу национальных и межнациональных отношений, индивидуального общечеловеческого мировоззрения. Процесс формирования индивидуального мировоззренческого кредо, сквозь призму которого адекватно отражалась бы сложность развития природных и социокультурных реалий, немыслим без постоянного повышения роли культуры. В наше время, когда на новый уровень поднялись индивидуальное сознание, понимание нерасторжимой связи микрокосмоса «мира человека» с макрокосмосом всего сущего, новое содержание обрел вклад культуры в совершенствование мировоззренческих ориентаций личности. Поскольку формирование мировоззрения нередко наталкивается на инертность и ограниченность человеческой психики, необходим постоянный поиск новых эффективных подходов. Этому препятствуют формализм, сведение процесса познания к дидактике, начетничеству, словесным увещеваниям; слишком большие упования на пропагандистские усилия. Игнорирование национального, как и игнорирование любого элемента любой системы, ведет к энтропии последней и неизбежной гибели.

До выдвижения на передний план в мировой культуре и цивилизации общечеловеческого национальное, как и другие характеристики культуры, «работало» само по себе, порой противореча этим другим характеристикам, тем самым постоянно «ломая» вектор прогресса культуры. Попытки объединить различные подходы к культуре были спонтанными, случайными, а потому малоэффективными. Хотя само стремление к такому объединению многозначительно: подспудно чувствовалась его необходимость. Преобразование отдельных направлений, подходов к культуре в систему способно резко ускорить культурный прогресс, ибо объединительные тенденции теперь могут развиваться сознательно, необходимость каждого из элементов этой системы перестает подвергаться сомнению. Ступенями роста нравственной личности является достижение совершенства в общем образовании, научном познании, профессиональной и творческой самореализации, сопричастности к культуре страны.

Важной особенностью формирования нравственности является досуг человека, целиком посвящаемый самосовершенствованию посредством культурного, творческого и физического развития. Итогом образовательного и воспитательного процесса вуза должен стать нравственный человек, как образец духовного, культурного, интеллектуального, гражданского и физического совершенства личности. Формирование патриотического сознания невозможно без языковой культуры, так как язык является бесценным богатством нации и своеобразным генофондом национальной культуры. Язык в жизни народа выполняет этнодифференцирующую и этноинтегрирующую функции, занимая не побочное, второстепенное место где-то на периферии, а одно из ведущих, так как выступает носителем духовной самостоятельности нации. Потеря языка для нее — это потеря взаимопонимания не только вне, но и внутри нее. Важное достояние казахского народа - это появление алфавита и письменности, так как реальная возможность говорить и писать на родном языке есть духовное обогащение, постижение исторического пути своей нации, знание и эффективное распространение своей культуры и эпоса, утверждение национального самосознания.

Нравственная зрелость личности проявляется в образе веротерпимости и уважительного отношения к людям: с политическими взглядами, с ограниченными способностями, к представителям противоположного пола, принадлежащим к группе риска и экономически неблагополучным, в независимости от их возраста, способностей и мировоззрения. Миссия нравственного человека заключается в способности пробуждать согласие в окружающем мире. Итогом формирования духовно-нравственного компонента патриотической культуры общества является определение в его устоях и законах нравственных принципов жизнедеятельности человека, выраженных каждым гражданином в соответствующем образе жизни. Условиями формирования нравственной личности является демократичность общества. Исходным условием формирования демократических основ общества является среда, способствующая физическому, культурному и нравственному самосовершенствованию человека. Духовное качество мировосприятия окружает каждого человека с самого рождения – в образе бесценного дара жизни, любви отца и матери, в совершенстве мира природы, в эстетике и гармонии искусства и культуры, нравственных устоях морали и этики общества, законопослушании и вере. Эти качества воспитывают человеческую душу, устремляя ее к высшему предназначению духовного совершенства и преображения человеческой личности, служащей во славу общества, государства, добра и процветания веры.

Важность такой постановки вопроса вытекает из того, что в области морали мы имеем дело не только с идеями, категориями, но и с практикой людей, их поступками, их поведением. Следовательно, и в патриотизме как нравственном принципе мы встречаемся и с тем, и с другим. В связи с вышеизложенным, духовно-нравственный компонент патриотической культуры включает в себя и такую характерную черту морального сознания и моральных отношений, как солидарность людей всех стран со всеми народами..

Исторический компонент в условиях необходимости культурного обновления общества и укрепления ее гуманистических идеалов и принципов немыслим вне обращения к общечеловеческим культурным ценностям. Возвышенные идеалы мировой культуры испокон века давали ей возможность подниматься над всеми разделительными границами, таможнями, государственными запретами. Несмотря на то, что все национальные культурные ценности должны вернуться в национальные государства, ценности, веками хранившиеся в мировых центрах цивилизации, нельзя расчленять, дробить, растаскивать, а необходимо сохранить во имя интересов всего человеческого сообщества, во имя целостности мировой культуры. Примечательная особенность мировой культуры — ускорение процесса ее интеграции. Правда, многие сферы культуры, к которым относятся наука, философия, мораль, литература и искусство, образование, нравственные ценности человечества, всегда содержали не только классово направленные, но и общечеловеческие, универсальные начала. Они способствовали сближению народов, обогащали цивилизацию.

Подчеркивая усиление этой глобальной тенденции, следует отметить ее позитивный характер, ее роль в решении всего комплекса задач формирования нового гуманистического видения мира. В мире происходят социально-экономические, политические и культурные процессы, порождающие глобальное, планетарное сознание. Крепнут экономические и культурно-информационные связи. Постепенное распространение новой технологии формирует унифицирующую тенденцию. Образы жизни разных народов оказываются похожими. Это порождает представление, что уникальные культурные особенности различных регионов планеты постепенно стираются, национальные черты размываются, глобальные процессы универсализируют мир. С другой стороны, на планете существуют различные и многообразные культуры. Специфика жизни тех или иных народов предстает как фактор, оказывающий глубокое воздействие на характер социальной динамики. В противовес униформизации, возникает контрнаправление на сохранение культурного достояния в его уникальной форме. Никогда прежде не было, пожалуй, столь мощного и разнохарактерного взлета региональных и национальных умонастроений, как в наши дни. Этнонациональные проблемы оказываются в центре внимания мировой общественности и приобретают глобальный характер.

На сегодняшний день бытует упрощенный взгляд на процесс взаимопроникновения общечеловеческих и национальных ценностей, якобы нивелирующий национальные культуры. Между тем, считают Дж. Грант, Е. Пучипарелли, процесс этот не отрицает, а, наоборот, поддерживает обогащение национальных культур, выступает за их множественность и многоцветие, исходит из признания равного права всех наций на существование и развитие, требует соблюдения принципа равноправия при решении национальных проблем, чуткости, внимания и такта по отношению ко всем нациям и народностям, к их историческому прошлому, к самобытности их культуры. Основанный на системе пронизанных гуманизмом представлений о самоценности каждой нации, о возможности достижения, разумеется, при определенных условиях, равноправия и дружелюбия, взаимопонимания, а, следовательно, и взаимодоверия между народами, этот процесс нацеливает людей мыслить и поступать в интересах всего человечества.

Посредством воспитания нравственных качеств личности через образовательный процесс обучения культуре, явлению доброй воли и правовым нормам общества формируется гражданское самосознание – совокупность нравственного опыта личности, основывающегося на жизненном укладе и мировоззрении человека, выраженного в правовой, социальной и духовной мотивации его деятельности. Реализация этой формы самовыражения человека осуществляется посредством гражданской активности в соблюдении законов, нравственных и моральных правил, посредством примера своего духовного совершенства. Важнейшими качествами гражданского самосознания личности являются: совесть, добрая воля, доверие, патриотизм, образование, служение гражданским, культурным и духовным идеалам.

Правовой компонент представлен нами постоянством высшей справедливости, определяемой человеческой совестью, формирующейся в обществе как фундаментальные принципы определения добра и зла, утверждающие эволюционное направление благополучного развития цивилизации. Являясь основой духовного развития личности, совесть не зависит от моды, традиций, знаний, истории, экономики и иных форм общественных взглядов. Подобное явление нравственных идеалов в социальной среде, объединяющих людей в сообщество, формирует необходимость в закреплении этих устоев в форме общепринятой морали. Многогранность социальных мотиваций наполняет мораль политическими, экономическими, культурными, научными, историческими, бытовыми проявлениями, выраженными обществом в своде традиций и законов. Результатом создания правовых норм явилось описание многообразия жизнедеятельности человека в ряде образов жизни: потребительского, трудового, культурного, духовного. Таким образом, у человека формируются качества либо эгоизма, либо гуманизма – служению обществу. В проявлении этих качеств нравственные устои утверждают, что укрепление духовных основ содействует развитию позитивных свойств жизни: миротворчеству, культуре, согласию, доверию, доброте, любви. Залогом благополучия общества и соответствующих миротворческих инициатив является утверждение нравственных и духовных основ, гармонично связанных с практической деятельностью общества.

Следующий компонент, выделенный нами, профессионально-деятельностный – напрямую связан с правовым, так как реализация знаний законов возможно только в результате активной профессиональной деятельности. Современное отечество характеризуется сложной социальной системой, которая находится на переломном этапе своего развития и достигла большой степени противоборства традиционных и инновационных форм общественной жизни. Одним из признаков сложности нашего Отечества является его многонациональность, накладывающая отпечаток на его пространственное и временное существование.

Выход из кризисных явлений в сфере межнациональных отношений видится в гармонизации отношений между нациями и народностями. Обновление патриотического сознания затронуло как его идеологический, так и социально-психологический уровень. Стоит вопрос их взаимодействия. Мотив и поступок, самооценка и оценка, цель и средство - под этим углом зрения исследуется деятельность людей, осуществляющих патриотический волевой импульс. Патриотическое действие в отдельных случаях обнаруживает несовпадение внешне патриотических мотивов и реального поступка. В этих случаях социальная практика обнажает деформации патриотизма. Смысл культурного движения по этому пути в том, чтобы открыть простор национальному духовному развитию, свободе национальных культур и языков, заботливому вниманию к особенностям каждой культуры на основе общечеловеческих приоритетов.

Будучи открытой для мира, национальная культура не может развиваться вне целостного исторического контекста всей культуры данной эпохи. Способность одного народа осваивать достижения другого - важный показатель жизнеспособности его культуры. Эта способность не только обогащает свою нацию, преобразовывая ее облик, но и позволяет щедро делиться своими духовными ценностями с другими, обеспечивает взаимодействие и взаимопонимание людей, их восприятие инонациональных ценностей, преодолевает деформации в межнациональных отношениях. Являясь составной частью мировой культуры, каждая культура взаимодействует как партнер и соучастник в создании общечеловеческих духовных ценностей, развиваясь, по образному выражению М.М. Бахтина, на основе диалога культурных атомов. Отсюда стратегическое направление культурной национальной политики: органическое сочетание национальных и общечеловеческих ценностей, идейное и духовное содружество суверенных народов. Культура является действенным фактором формирования нового международного типа духовного производства, рождающегося в содружестве культур. Общечеловеческие ценности - это не абстрактное понятие, они конкретно воплощаются в каждой национальной культуре. Николай Бердяев говорил: «Качество национальности зависит от раскрывающейся в ней человечности». В наше время, когда в различных странах и на континентах проживают сотни тысяч людей разных национальностей, заброшенных судьбой далеко от своих родных мест, прогрессивная национальная культура призвана от имени тех, кого объединяет общее этническое происхождение или культурное наследие, связывать их духовные интересы, сохранять и поддерживать национальные традиции.

Значение национального самосознания состоит в том, что оно морально укрепляет человека, пробуждает его интерес к отечественной истории, своим ценностям и традициям. Современная культурная ситуация создала новые условия для проявления возросшего национального самосознания. Его объективный рост - процесс прогрессивный. Духовные связи народов тесным образом переплетены и интегрированы под эгидой отечественной многонациональной культуры и общей исторической судьбы, единого «духовного кровообращения». В тугой узел противоречий переплелись прогрессивная идея и потребность сближения национальных культур, и закономерный рост национального самосознания, самоутверждения.

Сложность национальной политики в культуре в значительной мере обусловлена множеством этносов, различных религий и конфессий, высокой степенью поляризации взглядов и убеждений, множественностью культур. В сознании человека XXI века все более утверждается идея всемирности культуры. Перед миром стоит идея всечеловечности.

Кончается эпоха изолированности культур. На смену приближается эпоха планетарного единства, преобразующая традиционные ценности, эпоха, содержание которой пока еще довольно трудно предугадать. «Индивидуальность культур переходит в универсальную цивилизацию», - писал Н. Бердяев. Выдающийся философ М. Бахтин говорил, что культура погранична, поэтому и культурное самосознание возможно только при участии других культур - по контрасту, когда происходит их «взаимное отзеркаливание».

Структура культурной жизни любого государства представляет своеобразную триаду. Во-первых, это отечественная, общенациональная культура как составная часть мировой культуры; во-вторых, смешанная культура, рождающаяся в национальных образованиях на территории государства на основе взаимодействия проживающих здесь представителей различных наций и народностей; и, в-третьих, собственно национальная культура живущей в регионе нации. Путь к гармонизации межнациональных отношений лежит в значительной степени через культуру. Сегодня как воздух нужно воплощение в практику данной идеи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция и реальность. - М., 1996.

2. Фролов В.Ф. Проблемы патриотического воспитания личности в современных условиях //Проблемы развития личности в современном российском обществе. - М., 1996.

3. Маклачков А.В. Деятельность Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) по оборонно-массовой работе среди населения страны в 1991-1999 гг.: Дис. канд. ист. наук. - М., 2001.

4. Аронов Л.А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников. Дис... д-ра пед. наук. - М., 1990. С. 50.

5. Соловьев В. Национализм. Патриотизм. (Из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона) // Новый Вавилон, 1994. №1. С. 35.

6. Барабанщиков А.В. Военно-патриотическое воспитание молодежи. - М, 1983;

7. Лутовинов В.И., Радионов Е.Г. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: проблемы и направления их решения. - М., 1995.



К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №1 - 2009


 © 2018 - Вестник КАСУ