Главная  | О журнале  | Авторы  | Новости  | Конкурсы  | Научные мероприятия  | Вопросы / Ответы

Формирование этнополитической толерантности в Казахстане

К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №3 - 2007

Автор: Григорян К.А.

Существенная часть пройденного Казахстаном пути - это уникальная история культурного и этнического взаимодействия населяющих его народов, проникающего по существу во все сферы бытия – язык, поведенческие стереотипы, образ жизни и мышления, менталитет. В нашей Республике, в которой, по данным последней переписи, проживают более 130 национальностей, на протяжении многих лет складывалась собственная модель межнационального поведения, основа которой – толерантность. Проблема изучения этнической толерантности в исследованиях ученых Казахстана и России имеет многоплановый характер. Она стала предметом изучения этнопсихологии, социологии, философии, истории. Смысл толерантности в словаре иностранных слов раскрывается как терпимость, снисходительность к кому-либо. Когда возникло это понятие, сказать очень сложно, скорее, даже затруднительно. Возможно, это было так давно, что у современного человека чувство уважения заложено на генном уровне. Доказательством тому может служить жизнь древних людей, которые мясо убитого животного делили поровну на всех или же хоронили человека со всеми необходимыми ему в загробной жизни вещами, думая не только о себе, но и соплеменнике, о взаимоуважение и терпимости к друг другу. Ведь на той же охоте не все забивали мамонта, но добытой едой делились со всеми, а для умершего человека могли бы не делать новые сосуды и украшения или орудия труда, которые пригодятся его сородичам в повседневной жизни. Также не следует исключать и то мнение, по которому толерантность – современное веяние, диктуемое обществом. Примером, доказывающим эту точку зрения, могут быть террористические акты, преследующие сегодняшнюю планету чередой разрушающих воин между людьми разных национальностей, к сожалению, не уважающих другие народности и их этнические ценности.

Формулировка, данная в словаре, показалась нам недостаточно полной. В нашем понимании, толерантность – это, прежде всего, уважение, а не терпимость, потому что каждый имеет право на свободу мнения, выбор религии, реализацию себя как личности, а значит, мы должны уважать чей-то выбор, даже если он расходится с нашим личным выбором. На наш взгляд, многие понимают терпимость как скрытое неодобрение, с которым мы вынуждены смириться по каким–либо причинам. Каждый остается при своем мнении, не считаясь с чужим, а это уже нельзя назвать толерантностью, потому что понятие толерантности подразумевает искренность, какое-то внутреннее, духовное убеждение. Автор узнала о толерантности и сформировала свое представление впервые, когда начала заниматься дебатами. Это интеллектуальная игра, в которой важно изучить все аспекты темы, познакомиться с государственными и международными документами, существующими по данному вопросу, уметь слушать и с уважением относиться к тому, что предлагает твой оппонент. Основа игры заключается во взаимном уважении и умении тактично указать на недочеты в речи спикеров, их программе и кейса в целом. Дебаты строятся на двух противоположных мнениях, где каждая команда должна грамотно отстоять свою позицию, кейс, который она готовила по предложенной теме, где обозначаются ключевые моменты, такие, как проблема, ее причина, пути решения и те выгоды, которые мы получим при реализации плана. Очень важно, играя в дебаты, помнить, что оппонент настолько верно воспринимают сказанную тобой мысль, как понятно для него ты ее преподнесешь. Интонация, лояльность и толерантность всегда оцениваются судьей выше, чем бескомпромиссные утверждения. С точки зрения обсуждения сегодняшней темы, можно сказать, что дебаты сформировали у автора данной статьи понятие толерантности и научили пользоваться им на практике. Таким является личный опыт в полученных знаниях, но не каждый знаком с дебатами как с интеллектуальной игрой, а значит, у всех свои факторы, повлиявшие на формирование понятия «толерантность». Авторское понимание и осознании толерантности включает в себя следующие истины:

1) уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение, свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность;

2) толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания прав и основных свобод человека;

3) толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма (догматизм – это метод мышления, отвергающий принцип конкретной истины);

4) проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказ от своих убеждений.

И автор задалась вопросом: «Как понимают толерантность школьники»? Базой для исследования стала Школа для детей, одаренных в области математики, физики, информатики, являющаяся многонациональной, поэтому можно выявить уровень этнической толерантности молодых казахстанцев на уровне микрогруппы.

Актуальность выбранной темы очевидна. Казахстан остается одной из немногих стран на постсоветском пространстве, где царит национальное согласие. По итогам общереспубликанского опроса общественного мнения, проводимого в 2005 году, 50,2% респондентов назвали межнациональные отношения в Казахстане спокойными, 33,9% - дружескими, 13,3% - нейтральными и только 2,1% - напряженными.

Сегодня в Республике почти 3,5 тысячи школ, где дети обучаются на казахском языке, 2,5 тысячи школ обучают на русском языке, в 78 – на узбекском, в 13 – на уйгурском, в 3 – на таджикском и в одной - на украинском. В 2017 школах предметы преподаются на нескольких языках. В 143 школах дети изучают 14 языков в качестве родных. За последнее время в Республику вернулось более 40 тысяч семей этнических казахов. Как правило, местное население относится к ним совершенно лояльно. По словам главы миссии Международной организации по миграции в РК Михаэля Чанца, Казахстан первым из стран СНГ точно обозначил приоритеты своей миграционной политики, и это позволило сохранить стабильность в Республике.

Говоря о сущностных идеях казахстанской государственности, Президент Н.А.Назарбаев подчеркивает, что доминирующей является идея единства и целостности народа Казахстана. «Каждый казахстанец, независимо от его национальной принадлежности, должен сознавать, что Казахстан – это плоть от плоти его родное государство, всегда готовое защитить его права и свободы. Только в этом случае проявляется корневая основа для взращивания и воспитания чувства казахстанского патриотизма, только в этом случае сограждане испытывают чувство гордости за принадлежность государству, которое весь мир теперь знает как Казахстан». А в Казахстане считают, что национальная политика государства может быть эффективной при непосредственном участии в политических процессах представителей всех этнических организаций. Опытом вовлечения их в политику стала созданная 1 марта 1995 года Ассамблея народов Казахстана. Работу Ассамблеи между сессиями осуществляет Совет Ассамблеи, объединяющий 63 представителей членов Ассамблеи. В числе приоритетных направлений деятельности:

1) выработка прогнозов и политических предложений по проведению государственной национальной политики,

2) содействие Президенту в его деятельности в качестве гаранта соблюдения прав и свобод граждан, независимо от их расовой, национальной, социальной принадлежности, вероисповедания и убеждений.

С другой стороны, деятельность НПО в Казахстане по изучению этнической толерантности выявила предпосылки социальных рисков в многонациональном обществе, которые нужно учитывать при разработке государственных и программ различного уровня:

1) неопределенность ценностей и социальных установок на уровне личности и социальной группы (молодежь);

2) рост гипермобильности населения, обусловленный динамикой этногеографической структуры общества в условиях бурных миграционных процессов и приводящий к изменению дистанции между различными этническими, религиозными, социальными слоями общества, а тем самым к росту социальной напряженности;

3) возникновение в обществе стереотипов восприятия проявления жестокости, ксенофобии, этнофобии как привычной социальной нормы;

4) активное распространение манипулятивных технологий формирования установок «свои - чужие», создание радикальных сайтов в Интернете, основной мишенью которых являются подростки и чувствующие себя ущемленными слои населения.

В недалеком будущем эти подростки – выпускники школ и вузов - будут определять общественную и государственную жизнь нашей страны. Поэтому так важно знать отношение к толерантности современных школьников. Объектом нашего микроисследования является толерантность у школьников ГСШМФИ.

Предмет исследования – возраст, мировоззрение и установки, оказывающие влияние на формирование толерантности.

Цели исследования: 1) выявление уровня толерантности у старшеклассников; 2) определение путей формирования толерантности в школьном возрасте.

Гипотеза – этнополитическая толерантность зависит от стереотипов и может быть откорректирована. Чтобы выполнить работу, был использован метод анкетирования и сравнительного анализа.

На школьных уроках истории наши учителя осторожно ведут нас по ступенькам формирования толерантности. Материал по истории Древнего Казахстана дает возможность понять: терпимость и компромисс ведет к устойчивости. При изучении великих империй древности – Персидская держава, государство Великих моголов, Западнотюркский каганат - мы увидели, что насильственное объединение, нетерпимость завоевателей к обычаям и культуре покоренных народов способствовали внутренней неустойчивости этих государств последующей гибели при появлении внешней опасности. В курсе истории средних веков противостояние толерантности и нетерпимости прослеживается через распространение религий на территории Казахстана и отношение к этому различных правителей: Богра – хана, Чингизхана, Тимура и других. В одних случаях, религиозная терпимость содействовала ассимиляции народов и культур, в других - становилась причиной войн и уничтожения целых народов. Важное значение для формирования этнического толерантного сознания сыграли и рассказы о деятельности «неказахских сынов Казахстана». Учителя показали нам роль «инородцев» и «иноземцев». Представители других этносов оставили заметный след в развитии практически всех отраслей государственного устройства, экономики, науки, техники, культуры и искусства. Монгол Чингизхан, европейцы П. Карпини, Г. Рубрук, греки Геродот и Страбон, персидский царь Дарий, русские В. Татищев, В. Вельяминов-Зернов, А. Лившин, Л. Гумилев, В. Бартольд, М. Сперанский, Ф. Достоевский, А. Пушкин, Е. Михаэлис, украинец Т. Шевченко, армянин Л. Мирзоян и многие другие внесли большой вклад в развитие истории, экономики и культуры Казахстана.

Большой материал для формирования толерантного сознания представляет история войн. Материал учебника, в основном, акцентирует внимание на ужасах этих явлений, боли и страдании людей. Заслуга наших учителей истории - в том, что они заостряют наше внимание на проявлениях толерантности даже в условиях человеческого ожесточения. С чувством гордости за Казахстан мы узнаем о его роли во Второй мировой войне. В ходе войны эвакуированное население размещалось по всему Казахстану. Прибывали люди иной этнокультурной группы, но местное население многое сделало для того, чтобы обеспечить им нормальные условия жизни. Часто особое внимание уделялось детям, которые все были практически взяты на воспитание в местные семьи. Чувство веротерпимости, дружбы и сотрудничества прошли испытания через горнила войны, голода, разрухи и восстановления. Казахстанцы приняли многие народы, изгнанные, переселенные, репрессированные в разные периоды своей истории. На гостеприимной земле Казахстана нашли приют крымские татары, немцы Поволжья, чеченцы и ингуши, корейцы Дальнего Востока. Эти народы дают положительную оценку толерантности казахстанцев. Об этом говорил и Папа Римский: «Казахстан может служить примером будущего внутреннего устройства многокофессиональных обществ с многонациональным составом населения. В Казахстане избежали конфликтов и межэтнических, и религиозных притеснений, какие возникали в других государствах. В этом прежде всего видится толерантность казахского народа».

Уроки истории помогают нам рассмотреть и понять проявление толерантности в экстремальных условиях, подняться до философского понимания этой частички нашего мировоззрения.

Толерантность как основа взаимоотношений очень важна в современном мире. Мы живем в веке глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникаций и взаимозависимости, в веке многочисленных миграций и преобразования социальных структур. Каждый регион нашей Республики многолик, и поэтому нетерпимость и конфликты могут стать потенциальной угрозой нашей родине. От такой угрозы нельзя отгородиться какими-либо границами, потому что проблема становится национальной.

К сожалению, современный человек, по нашему мнению, редко пользуется понятием толерантность, поэтому и не каждый правильно понимает смысл этого слова. Возможно, многие ответят на вопрос: «Что такое толерантность?», но как взаимоуважение выглядит на практике, привести конкретный пример толерантного поведения, увы, для многих проблемно. В чем же кроется причина незнания? Конечно, можно думать, что все происходит из-за человеческого неумения и патологического нежелания быть толерантным. Это человеческий фактор, против которого ничего действенного предпринять нельзя, так как невозможно подстроить систему под каждого индивидуума со свойственными только ему чертами психологического мышления. Но на самом деле, как нам кажется, причина кроется совсем в другом. Еще раз повторимся, что не каждый современный человек хоть раз в своей жизни слышал или употреблял термин толерантность. Его неготовность к решению социальных проблем связана с неинформированность населения. Такие понятия, как депутат, кандидат, выборы, к примеру, сможет объяснить даже ребенок, не имеющий права голоса и, естественно, не участвующий в выборах. И мы скажем, что это неудивительно, ведь по многим телеканалам, во всех газетах и политических статьях информация появлялась часто и привлекала собой читателя. А теперь вспомним, часто ли нам приходилось встречаться со статьями о толерантности в еженедельных печатных изданиях, телевизионных передачах? Разумеется, очень редко, если не сказать - никогда. В своей повседневной жизни нам сложно столкнуться с этим социальным понятием, чаще мы заостряем внимание на бытовых вопросах. Погруженные в череду «домашних», мелких проблем и забот, мы не видим и не ощущаем остроту сложившейся социальной ситуации до того момента, пока она не перерастет, если не в мировую, то в угрожающую для казахстанского общества. Что послужило первоисточником такого положения? На самом деле, как нам представляется, появление любой проблемы всегда скрыто за бездействием, в нашем случае, общества. Термин толерантность не распространен среди общественности, он не оглашается среди среднего казахстанца, несомненно, этим вопросом занимаются в правительстве, а простому человеку о нем мало что известно. И это неправильно. Ведь, чтобы идеализировать общество, нужно работать не просто сообща, а именно изнутри того самого общества.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим; способствовать формированию навыков у молодежи независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Та тема, которую мы исследуем, предлагалась для рассмотрения ученикам 10-11 классов. Несомненно, это тот период школьных лет, когда расставляются все приоритеты и формируется определенное мнение, но, несмотря на это, целостное психологическое сознание не просто оформляется, а формируется к более зрелому возрасту. Трудно сказать определенно, когда именно, так как это зависит от индивидуальных способностей к развитию психологического сознания. Поэтому для нас наиболее приоритетным направлением стало рассмотрение вопроса о толерантности среди подростков в возрасте от 15 до 18. Сегодняшняя молодежь – это новое поколение, со своими тенденциями и требованиями к жизни, это та часть общества, моральные устои которой заключаются в собственных желаниях, а не элементарных нормах поведения. Если представить себе общество поячеечно, используя возрастной критерий, то именно подростки и молодежь меньше всего проявляют интересы к социальной сфере и ее проблемам. А значит, для получения морально и психологически здорового общества, нужно работать с самой из неподготовленной групп данного общества, где нематериальные ценности для определенного слоя неинтересны. Поэтому, думается, достаточно обоснованно объяснено сужение вопроса рассмотрения до учащихся средней школы, а именно 10–11 классов, и тема исследования обозначена следующим образом: «Проблема формирования толерантного сознания в многонациональном Казахстане среди учащихся средней школы». Обостряет ситуацию еще и тот факт, что Казахстан – многонациональная страна, и основное проявление нетерпимости обществом происходит на почве этнотолерантности. Как известно, в Казахстане проживают более 16 миллионов человек и около 130 национальностей, но не ко всем здесь относятся одинаково. Выделяют ряд национальностей, к которым проявляется необоснованная агрессия только по причине их принадлежности к определенной национальности. Это самый незащищенный слой общества, наиболее подверженный риску быть униженным, по мнению специалистов, - люди кавказских национальностей. Люди именно этих национальностей наиболее часто подвергаются скрытой дискриминации со стороны казахстанского общества, чью основную часть составляют казахи и русские.

Следует отметить, что Казахстан сегодня представляет собой достаточно развитое государство, в котором уровень жизни находится на более высокой ступени, чем, предположим, пять лет назад. В момент экономического становления Республики наше правительство не оставило без внимания и социальную сферу. Приводились в действие многие государственные программы. Став членом ООН, Казахстан признал приоритетность международных документов, поддерживающих формирование толерантности: «Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений»; «Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или религиозным этническим и языковым меньшинствам»; «Конвенция и рекомендации ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией по принципу принадлежности к той или иной национальности»; «Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках»; «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него».

К сожалению, как мы можем видеть, а многие - и ощущать на своем горьком опыте, данные документы, конечно, важны, они даже действенны. Но эти меры не предполагают решения повседневной проблемы как бы изнутри общества. Чем, например, может помочь наличие той или иной Декларации, когда на улице избивают студента, прибывшего из другой страны? Но, одновременно с этим, наличие данных документов не говорит об их абсолютной непригодности, наоборот, только в другой сфере. Именно на международных конвенциях и актах и основывается наше законодательство, но не стоит забывать, что сейчас речь идет о формировании толерантного сознания у школьников.

Мы составили вопросы, нацеленные на выявление степени толерантных и интолерантных подростков на примере учащихся ГСШМФИ. Поэтому, чтобы не быть голословной, проанализируем анкету, по ответам которой можно будет провести небольшое исследование и сделать необходимые для дальнейшей работы выводы. В качестве опрашиваемых (респондентов) были опрошены учащиеся 10-х и 11-х нашей школы. Данные показывают приоритетную трактовку термина толерантность следующим образом:

Лидирующее положение в определении занимают понятие «сдержанность» (10 класс) и «терпимость» (11 класс). Словарь русского языка дает такое толкование эти понятиям:

1) сдержанность – способность держать себя в рамках чего-либо;

2) терпимость – способность мириться с чем-то, допускать что-нибудь.

Далее в порядке убывания идут: вежливость, воспитанность, тактичность, понимание. А вот уважение к другим и уступчивость, к сожалению, стоят на последнем месте. Настораживает и тот факт, что выпускники даже не упомянули понятие «понимание».

Следовательно, наше предположение о мировоззренческом восприятии толерантности школьников как необходимости, с которой мы вынуждены смириться по каким–либо причинам, оказалось верным.

Для формирования гражданского общества необходимо воспитание гражданина – человека, обладающего соответствующими этому обществу ценностными ориентациями. Одним из важнейших качеств, присущих такому человеку, является этническая толерантность – умение терпимо, а главное – с пониманием относиться к людям других национальностей, их обычаям, традициям, образцам поведения. Этническая толерантность или интолерантность во многом определяет характер межнациональных отношений.

Респондентам предлагался блок из 29 утверждений, относительно которых надо было высказать свое согласие или несогласие. Первые 13 утверждений были сформулированы как показатели различных аспектов толерантности; другие – этнической интолерантности.

Толерантные утверждения, получившие максимум согласий:

- «О человеке надо судить только по его моральным и профессиональным качествам, а не по его национальности» (100% - 10 класс, 93,5% – 11 класс);

- «Разжигание национальной розни – это преступление, за которое нужно наказывать» (100% - 10 класс, 93,5% – 11 класс);

- «В Казахстане равные возможности для развития и сохранения своего языка, взглядов, традиций» (76,5% - 10 класс, 77,4% – 11 класс);

Толерантное утверждение, с которым согласилось меньше всего респондентов:

- «Казахстан – многонациональная страна, и ее Президент не обязательно должен быть казахом по национальности» (11,8% - 10 класс, 19,3% - 11 класс);

- «Людей некоторых национальностей нельзя допускать в правительство на важные должности» (5,9% - 10 класс, 25,8% - 11 класс);

- «Вы всегда высказываете открыто свое недовольство каким-нибудь народом» (17,6% - 10 класс, 12,9% - 11 класс).

Дальнейшие ответы школьников на вопрос «Какие утверждения ты считаешь правильными, а какие неправильными» распределились следующим образом:

10 класс

вопросы

Да

(%)

Нет

(%)

Не знаю

(%)

Современному человеку его национальность должна быть безразлична

29,4

64,7

5,9

Приходилось ли вам сталкиваться с недоброжелательным отношением лично к вам из – за вашей национальности?

41,2

58,8

 

Считаете ли вы, что в Казахстане есть межнациональное согласие?

76,5

23,5

 

Как вы считаете, в Казахстане все народности должны говорить и общаться на государственном казахском языке?

5,9

94,1

 

Государственная политика ущемляет права некоренных национальностей

35,3

64,7

 

Надо ограничивать проживание в Казахстане представителей народов Кавказа

 

100

 

Настоящими патриотами Казахстана могут быть только казахи

 

100

 

Деление людей на национальности – это пережиток прошлого

35,3

64,7

 

Самой главной религией в Казахстане должно быть мусульманство

11,8

82,3

5,9

То, что Казахстан - многонациональная страна, обогащает его культуру

100

   

Наплыв в Казахстан приезжих из стран ближнего зарубежья способствует росту преступности

17.6

76,5

5,9

Браки между людьми разных национальностей способствуют сближению народов

70,6

23,5

5,9

Коренной народ Казахстана должен иметь преимущество перед некоренными

 

100

 

В Казахстане есть народности, которые отстают по своему развитию от других

23,5

76,5

 

Традиции, обычаи, язык и религия любого народа заслуживают уважения, даже если они кажутся необычными

100

   

Народы, которые имеют свою историческую Родину, должны уехать туда

5,9

94,1

 

Из других стран в Казахстан в качестве беженцев надо принимать только казахов

 

94,1

5,9

Некоторые народы, живущие в Казахстане, принесли ей больше вреда, чем пользы

23,5

70,6

5,9

Нельзя делить народы на хорошие и плохие, так как в любом народе есть хорошие и плохие люди

88,2

5,9

5,9

Каждый человек должен думать, в первую очередь, об интересах своего народа, а уже потом и о других народах

35.3

41,2

23,5

Все религии, существующие в Казахстане, должны быть равноправны

100

   

11 класс

вопросы

Да

(%)

Нет

(%)

Не знаю

(%)

Современному человеку его национальность должна быть безразлична

22,6

77,4

 

Приходилось ли вам сталкиваться с недоброжелательным отношением лично к вам из – за вашей национальности?

51,6

48,4

 

Считаете ли вы, что в Казахстане есть межнациональное согласие?

71

25,7

3,3

Как вы считаете, в Казахстане все народности должны говорить и общаться на государственном казахском языке?

12,9

54,8

3,3

Государственная политика ущемляет права некоренных национальностей

38,7

54,8

6,5

Надо ограничивать проживание в Казахстане представителей народов Кавказа

19,3

74,2

6,5

Настоящими патриотами Казахстана могут быть только казахи

 

90,3

9,7

Деление людей на национальности – это пережиток прошлого

38,7

58

3,3

Самой главной религией в Казахстане должно быть мусульманство

29

61,3

9,7

То, что Казахстан - многонациональная страна, обогащает его культуру

90,3

9,7

 

Наплыв в Казахстан приезжих из стран ближнего зарубежья способствует росту преступности

61,3

32,3

6,4

Браки между людьми разных национальностей способствуют сближению народов

77.4

22.6

 

Коренной народ Казахстана должен иметь преимущество перед некоренными

9,6

80,7

9,7

В Казахстане есть народности, которые отстают по своему развитию от других

45,2

41,9

12,9

Традиции, обычаи, язык и религия любого народа заслуживают уважения, даже если они кажутся необычными

87,1

12,9

 

Народы, которые имеют свою историческую Родину, должны уехать туда

22,6

71,

6,4

Из других стран в Казахстан в качестве беженцев надо принимать только казахов

12,9

74,2

2,9

Некоторые народы, живущие в Казахстане, принесли ей больше вреда, чем пользы

29

58

13

Нельзя делить народы на хорошие и плохие, так как в любом народе есть хорошие и плохие люди

64,5

22,6

12,9

Каждый человек должен думать, в первую очередь, об интересах своего народа, а уже потом и о других народах

29

71

 

Все религии, существующие в Казахстане должны быть равноправны

90,3

6,5

3,3

На основе ответов этих утверждений мы сконструировали обобщенный показатель этнической толерантности (ЭТ). За каждый ответ респондент получил 1 балл. Отдельно были оценены ответы, свидетельствующие о толерантной (1 – 14 вопросы) и интолерантной (15 -29 вопросы) позиции. Далее мы нашли % от идеального состояния (то, при котором все ответили бы правильно). В итоге, мы получили следующий результат:

- количество толерантных респондентов среди десятиклассников – 47,5; интолерантных – 40,8, не определившихся - 12,8;

- количество толерантных респондентов среди одиннадцатиклассников – 43,8; интолерантных – 53,7, не определившихся – 2,5.

Анализ показал, что между учащимися разных классов существуют определенные различия, показатель ЭТ можно считать средним, поэтому среди учащихся нашей школы существует, хотя и умеренная, но все же толерантная позиция по отношению к народам разной национальности.

Проведя небольшую исследовательскую работу можно сделать вывод еще и о том, что процент толерантных подростков недостаточно велик для того, чтобы мы уверенно говорили о сформированном толерантном сознании у учащихся средней школы. Необходимо для начала разграничить понятия сознание и навык, которые так часто путают сегодня. Сознание есть целостная система разума и мыслей, это определенный сложившийся маршрут интуиции, привычек и внутренняя уверенность в чем–либо. Как говорил один из классиков, А.П. Чехов: «Чтобы овладеть чьим–либо вниманием и сознанием, нужно также уметь и мыслить на его манер». И мы с этим полностью согласны;, чтобы получить, наконец, то сформированное сознание у подростка, которое мы хотим увидеть в результате, нужно до конца вникнуть в ход его индивидуальных мыслей, понять его личную конституцию, по которой он живет. Навык же - более мелкое понятие, являющиеся подсистемой сознания, одной из его составляющих. Навык - это умение, привычка, основанные на собственном опыте или понимании ситуации. Привычка одинаково, стереотипно действовать в похожих случаях. Проблема нашего общества, и подростков особенно, заключается в том, что каждый поступает, как привык, а о том, что, может, это чье–то мнение или не совсем правильное решение, никто не задумывается. Ведь не все привычки хорошие, так и навык сегодняшнего подростка, пока он окончательно не сформировался и укрепился, нуждается в его воспитании. Воспитав определенный навык толерантного поведения, мы заложим тот фундамент, отсутствие которого сегодня не позволяет значительно исправить ситуацию. Но, конечно, нельзя оставлять на этом этапе всю работу, после воспитания навыка должна следовать продуманная программа, нацеленная уже на сознание непосредственно, а не только на его многочисленные элементы. Еще один наш недочет заключается в попытке формирования толерантного сознания только через школу или только семью, и это опять-таки неверный подход, нам необходимо взаимодействие сфер для получения желаемого результата. Именно поэтому, как мы считаем, тяга к знаниям должна поощряться как дома, так и в школе. Попытки проявить толерантность через школьное образование будут безуспешны до тех пор, пока они не будут направлены на все возрастные группы и не станут повсеместными дома, в школе, на работе и даже при проведении досуга. Как известно, нетерпимость общества – это слагаемое нетерпимости его граждан. Нетерпимость может привести только к встречной нетерпимости. Для того чтобы бороться с нетерпимостью, индивидуум должен осознавать связь между своим поведением и прочным кругом недоверия и насилия в обществе. Каждый из нас должен задаться вопросом: «толерантен ли я?», и тогда у нас появится надежда и вера в то, что наше общество, правильно осознав всю остроту момента, начнет действовать согласно своим новым принципам и привычкам.

Но для того, чтобы воспитать в человеке чувство толерантности, необходима определенная программа, нацеленная на формирование толерантности и сознания в целом. Поэтому мы предлагаем воплотить в жизнь следующие действия:

1. Организация лагерей-тренингов во время каникул для детей с целью обучения их методике саморегуляции. Например, по методу развивающего дискомфорта (метод всегда стихийно присутствует в народной педагогике – «За одного битого двух небитых дают», «He that never fell, never climbed» - Кто не падал, тот не взбирался). А также методы мозгового штурма и командной работы для выявления и развития толерантного поведения и разработки навыков уважения другого мнения, отличного от чьего-либо. Таким образом, с помощью, возможно, игровых технологий или психологических тренингов мы на практике покажем нашему подрастающему поколению, насколько проще жить в обществе, где люди с уважением относятся к друг другу. Предлагаем, чтобы осуществлением этой части плана занимались школьные психологи, первоначально проведя мониторинги, выявляющие процент толерантных и интолерантных. Следовательно, дальнейшая работа будет делиться в соответствии с полученной личностной характеристики каждого. Далее, в поддержку этого пункта плана, мы думаем, необходим более постоянный и продолжительный момент.

2. Перенесение акцента в воспитательной работе с детьми на обучение межличностным отношениям (основы конфликтологии, ситуация успеха, работа над жизненной позицией ребенка). А также широкое использование междисциплинарных подходов в процессе образования, что позволит устранить существующующую сейчас стереотипную направленность в развитии толерантного сознания, поведения детей.

3. Формирование чувства патриотизма у учащихся в независимости от национальности. (Здесь стоит отметить, что в качестве родины подросток должен понимать Казахстан, в котором он живет). То есть, если каждый осознает, что он не просто часть общества, но и гражданин Казахстана, начнет уважать свою страну и все ее составляющие, то у интолерантной части казахстанцев просто не останется возможности еще раз открыто проявить свою нетерпимость по отношению к некоренной части общества.

Может возникнуть уместный вопрос: «А кто же будет заниматься реализацией всей этой работы?» Нам кажется, что наиболее подходящий вариант - это разработка технологии проведения работы с подростками на уровне местного Гороно или Облоно и последующая передача продуманной системы школам. Затем психологи начнут свою часть работы, и по завершению цикла работ составят отчет с предложением о конкретных необходимых изменениях в предложенной системе и непосредственно о том, как программа повлияла на учеников, чего удалось достичь.

И, как каждая действенная программа, наш план действий повлечет за собой следующий ряд выгод и польз: 1) изменение принципов подхода к изучению ситуации, наиболее действенное решение проблемы; 2) усовершенствование воспитательного процесса в ребенке психологически цельной личности; 3) программа приводит к формированию потребности и умения у детей трезво оценивать сложившуюся ситуацию и принимать правильные решения, вопреки существующим стереотипам.

Сегодняшнее положение вещей не до конца устраивает нас, у нас есть свои недостатки, но так же не следует забывать и о задатках, при правильном развитии которых мы непременно сможем достичь желаемых результатов.

Наша задача заключалась не только в выявлении какой–то проблемы, но и предложении своих приблизительных мер по улучшению ситуации. Мы, составив анкету, нацеленную на выявление интолерантного процента подростков, провели микроисследование, на примере 2-х параллелей, сделали выводы в виде диаграмм и анализа. Думается, мы справились с поставленными перед нами задачами и убедились в компетентности и освещенности данного проекта со всех необходимых сторон. Также хотелось бы добавить, что работа над проектом заставила задуматься над тем, чего не хватает все-таки в повседневной жизни – это уважение и взаимопонимание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимханов Т. Республиканский научно-методический журнал «История Казахстана». № 5, 2004, Алматы.

2. Устинова Н. Формирование установок толерантного сознания: от морального долга к правовой потребности. - М.: МГУ, 2002.

3. Доклад РК о состоянии толерантности и профилактики экстремизма в Казахстане. - Алматы, 2004.

4. Чернышов Ю. Уровень толерантности у различных национальностей. - М., 2004.

5. Репенецкий А. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков. - Ростов-на-Дону, 2004.

6. Тучкова Т. Вопрос о проявлении и факторах формирования толерантного сознания. - М., 2004.

7. Отчет девятой сессии Ассамблеи народов Казахстана «Стратегия и тактика согласия».- Астана, 2006.

8. Байгарин Р. Национальный вопрос в полиэтническом государстве// «Казахстан и современный мир» № 2, 2002.



К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №3 - 2007


 © 2024 - Вестник КАСУ