Нравственно-правовое воспитание учащихся на уроках литературы
К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №2 - 2007
Автор: Величко Н. Н.
Каждый
из детей - личность, одна
выявленная,
другая затаённая...
Вот
оно, поле деятельности.
Выявляй,
раскрывай, помогай
детям
справиться с внутренними
конфликтами.
Мы воспитываем
через
искусство, а не учим ремеслу.
Е.Г. Макарова.
Часто
слышим: «Дети нас утомляют. Надо опускаться до их понятий...»
-
Ошибаетесь,- считает Януш Корчак,- не от этого мы устаём. А от того, что надо
подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы
не обидеть.
Какова
же сегодняшняя школа, и какой она должна быть? Чтобы решить эту задачу, нужно
сначала ответить на несколько вопросов: «Кого мы учим? Чему надо учить? Как
надо учить?». Чтобы разобраться в этих вопросах, нужно посмотреть на самого
ребёнка.
Ребёнок
всегда находится как бы на перекрёстке трёх стремительных потоков, влекущих
каждый в свою сторону: архетипа народа, своей личностной индивидуальности и
общепризнанного комплекса ценностей, господствующего в обществе в данное время.
Без понимания сегодняшних детей и их проблем школьная педагогика невозможна.
Если присмотримся к жизни наших детей, то увидим, что им сегодня ох как трудно.
Им попросту некуда расти!
Первое,
что их страшно угнетает, это возросшая агрессивность среды. Речь идёт о
внутреннем состоянии общества, которое породило особое поле недоверия человека
к человеку.
Время
растерянности и недоумений, время нарастающих экономических катастроф и
невиданных нравственных и уголовных преступлений. Какая-то всеобщая безответственность
парализовала страну и все её структуры. Мы боремся с наркоманией, пьянством и
удивляемся, как ничтожны успехи. И никак не докопаемся в антиалкогольной
пропаганде до корня. Алкоголь и никотин гасят стрессы. Для многих это
простейший и самый доступный способ снять напряжение существования. От
потребности в таком «лекарстве» избавят не медики и не полиция, а ничем не
отягчённая совесть и уверенность в завтрашнем дне. Поэтому особую значимость
имеют решения задач развития системы правового образования. Естественно,
начинать следует как минимум со школьного возраста, создавая целостную систему
нравственно-правового воспитания учащихся, которая охватывала бы все возрастные
группы, с 1 по 11 класс.
Урок
по произведению Радищева А.Н. «Путешествие из Петербурга в Москву», где автор
поднимает вопрос «о праве гражданском» и «праве народном», даёт понять, что
когда нарушается право гражданина, поднимается право народа, в человеке
просыпается зверь. Эта формула срабатывает не только, в государственном масштабе
(революция), но и в частных случаях, когда при ущемлении права, ребёнок
начинает возмущаться, кричать - в нём просыпается ЗВЕРЬ, и будильником явилась
несправедливость, непонимание со стороны взрослых.
Перед
учителем словесности ставится конкретная цель - развить в молодых людях умение
читать хорошие книги, формировать и поддерживать у них интерес к чтению,
используя для этого различные «ключи», позволяющие войти в мир художественного
произведения.
М.А.
Рыбников говорил: «Если из наших классов выйдут писатели и словесники, это
хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело - подготовить ярко чувствующего
и критически мыслящего читателя».
В
газете «Литература» предложена разработка урока по пьесе А. Островского
«Гроза», который проходит в форме суда над виновниками смерти Екатерины. В
заседании участвовали присяжные заседатели, следователь, свидетели,
родственники покойной, приглашённые. После выступлений, выясняется значение
слов «права» и «обязанности». В основном заключении присяжных говорится о том,
что перед нами предстаёт картина жестоких нравов, царящих как в семье
Кабановых, так и в целом в России. Невежество, стяжательство, грубость,
серость, ханжество, «самодурство» и деспотизм. В семьях насаждался домострой,
при котором у женщины нет никаких прав. Право на свой выбор, право любить,
право жить по своим убеждениям - ничего этого нет. И как жить в этом обществе
душе свободолюбивой, гордой, независимой, честной, такой как у Екатерины?
Смириться? «Лучше могила», - говорит героиня. Для такого характера один выход-
смерть. И вина тому - жестокие нравы, царящие в купеческих семьях. На этом
заседание было закрыто. На заключительный этап урока вынесен вопрос: Ваше
отношение к поступку Екатерины с позиции человека нашего времени. Споры.
Высказывания. Для домашнего задания предложено следующее: Представьте. Что вы
корреспондент и должны написать статью по этому вопросу. Определите тему и
название вашей статьи.
Импровизация,
эмоциональность, развитие социальных навыков - умение взаимодействовать,
контролировать ситуацию, учитывать юридические тонкости, размышлять, и смело
высказывать свою точку зрения - всё это делает неоценимый вклад такой формы в
общее развитие школьников.
Вместе
с Л.Н. Толстым в романе «Война и мир» учащиеся проходят путь нравственных
исканий его героев: П.Безухова, А.Болконского, Н. Ростовой. Так, с поиска
смысла жизни, рождается человек в человеке.
В
пьесе М. Горького «На дне» Сатину принадлежат слова: «Человек свободен…он за
всё платит сам, и потому он - свободен! Человек - вот правда! Существует только
человек, всё же остальное- дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно!
Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть…не унижать
жалостью…уважать надо!».
«Большинство
людей, - признавался Горький,- среди которых я иду на земле…серо, как пыль,
мучительно поражает своей ненужностью… Хочется видеть всю жизнь красивой и
гордой, хочется делать её такой, а она всё показывает острые углы, тёмные ямы…»
Уроки
по рассказам М. Горького «Челкаш», «Страсти-Мордасти». Мечта о прекрасном
рождает романтические образы в ранних произведениях М. Горького. В легенде о Данко
ученики увидели, что герой, ради спасения людей, вырывает из груди сердце,
горящее любовью. Из сопоставления «горящих» и «гниющих» образов ребята для себя
делают выводы, какими быть, чтобы оставить после себя «ни тень, а голубые
искры». В жизни всегда было, есть и будет место подвигам.
Сегодня
детям так необходимы примеры положительных героев! Нужно искать их в истории, в
искусстве, в жизни. Нужно показать, что чудо воскресения происходит уже здесь,
на земле.
Например,
внеклассное мероприятие по творчеству М. Горького и С. Муканова в 8 классе
«Сходство судеб и душ», целью которого являются:
-
помощь учащимся увидеть, что способствовало формированию личностей главных
героев в повести «Детство» М. Горького и С. Муканова;
-
развитие логического и художественного мышления;
-
совершенствование навыков выразительного чтения, инсценирования.
На
примере судеб С. Муканова и М. Горького можно воспитывать патриотизм, чувства
долга, честности, прямоты, сострадания, самостоятельности.
Во
время представления звучит русская и казахская речь в диалогах, в стихотворных
переводах. Вспоминая детство, человек думает о тех местах, где родился. Ребята
делают вывод: главное, что объединяет С. Муканова и М. Горького - это любовь к
своему народу, к своей Родине.
Литературно-музыкальная
композиция заканчивается песнями о родном крае на двух языках, русском и
казахском.
Как
ни убивай добро, истину и красоту, они вновь рождаются. Свет их в мире ничем нельзя
затмить. Правда, добро, справедливость. Ребёнок поверит, что так и должно быть
в жизни, что за это надо бороться. Потом посмотрит на жизнь, увидит, что здесь
всё по-другому. Что ему тогда делать? С высокими идеалами не выжить сегодня. А
без них - человеком не станешь.
Примером
является урок литературы по творчеству Державина на тему: «Державин - поэт и
гражданин». Через нравственно-правовые понятия: долг, честь, свобода, закон,
правда, ложь, патриот, милосердие, права, обязанности, ребята пришли к выводу,
что «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
Детство
- это удивительная страна. Её впечатления остаются с нами всю жизнь. Их трудно
вытравить. Они ложатся в ячейки нашего сознания, характера, определяют весь
психический механизм будущих действий ребёнка. Человек, как храм, закладывается
в детстве. Если ребёнка «загрузить» пораньше сложностями жизни, он, а точнее
его организм, станет к ним приспосабливаться, будучи ещё совершенно не
сформированным и не окрепшим. Сила жизненных обстоятельств велика, тягаться с
ними не просто. Соблазнов сегодня хоть отбавляй: и ларьков полно и «барахолок».
Да и по телевидению каждый день в детские головы вбивается идеал быстрого и
лёгкого обогащения, жестокость, насилие, продажность. Скорее всего, ребёнок просто
сдаст себя в плен обстоятельствам и начнёт учиться не жить, а ВЫЖИВАТЬ! Это,
собственно, и происходит с нашими детьми.
Какая
сила заставляет человека не быть человеком? Что рождает жестокость? Почему
человек становится убийцей?
В
газете «Литература» приводится вариант урока по повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка» в форме заседания художественного совета, где А.С.Пушкин
представляется нам не просто мастером - художником, но и очень мудрым человеком
с вопросом, как жить в истории? За что держаться? Чем руководствоваться? Чести,
как таковой, недостаточно: жизнь со всеми глубокими её противоречиями
оказывается сложнее. Честь сама слишком хрупка. Сама требует защиты. Как жить в
этом мире жестоких страстей, как спастись от неизбежной и беспощадной судьбы?
Ключом к владениям истины выступает у А.С. Пушкина тема милосердия.
МИЛОСЕРДИЕ... Нередко требуется только лишь простить без выгод и вынуждения.
Милосердие выступает главенствующим представителем человеческой свободы.
Милосердие Пугачёва, Екатерины II. Всё в повести наполнено милосердием. Даже
любовь Петра Гринёва и Марии Мироновой - это любовь- милосердие, не
любовь-страсть, не отношение рыцаря и дамы. Не любовь-восхищение, а
любовь-милосердие, «жаление». Любит и жалеет Марью Ивановну, сироту, у которой
не осталось никого близкого в этом мире, П. Гринёв. Любит и спасает своего
рыцаря от ужасной участи бесчестия Маша Миронова. Подчёркнуты основные
христианские добродетели: верность, благородство, жертвенность, послушание,
способность крепко любить.
В
процессе литературного образования происходит передача от поколения к поколению
духовных ценностей, эстетических представлений, нравственно-правовых понятий.
Необходимо
вернуть литературе её истинное назначение. Необходимо вернуть прежний вес слову
«нравственность», ибо верно и точно древнее правило: тело спасти невозможно,
оно смертно, спасти можно только душу.
Именно
школа для ребёнка должна стать вторым домом, где он получает первые уроки
нравственности, знакомится с той сложной жизнью, которая окружает его. И вот,
насколько проникнутся юные пониманием того, что есть добро и зло, честь и
совесть, милосердие и великодушие - от этого зависит вся их дальнейшая судьба,
да и судьба нашего общества.
В
процессе литературного образования происходит передача от поколения к поколению
духовных ценностей, эстетических представлений, нравственных и правовых
понятий.
Уроки
литературы позволяют пробуждать чувства добрые, подвести учащихся к пониманию самоценности,
сложности, неповторимости личности, индивидуальности. Пробуждают чувства
прекрасного, учат видеть красоту человека, природы.
Например,
урок-фильм «Русские и казахские поэты о родной природе». Ребята готовили
сообщения об исчезнувших животных и тех, которые занесены в Красную Книгу. С
помощью трепетного слова поэтов разных национальностей, ученики показали не
только чарующую прелесть природы, но и её ранимость и пришли к выводу, что всё
взаимосвязано в мире, и человеку, части мироздания, необходимо не только знать
о неразрывной связи всего живого, но и любить, и беречь хрупкие творения
природы. «Любовь к животному миру - это эстетическое чувство, формирующее
взгляды, вкусы,- писал Ч.Дарвин,- утрата этих вкусов равносильна утрате счастья
и может вредно отражаться на умственных способностях, а ещё вероятнее на
нравственных качествах».
В
качестве примера реализации задачи нравственно-правового воспитания учащихся
ниже приводится разработка урока казахской литературы в 7 классе по теме:
«Человек и мир природы. Сакен Сейфулин поэма «Разлучённые лебеди».
Тип
урока: комбинированный.
Форма
работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Приёмы:
беседа, словарная работа, творческая работа, инсценирование, выразительное
чтение.
Методы:
репродуктивный, эвристический, исследовательский.
Средства
обучения: портрет, рисунки, схема, на отдельных листах напечатаны понятия:
«нравственность», «красота», «благородство», « верность», ТСО (музыкальный
центр).
Предупреждение
перегрузки: опережающее задание (прочесть поэму дома самостоятельно),
дифференцированный подход, разъяснение каждого этапа задания.
Цели:
-
обучающие: добиться усвоения учащимися понятий по теории литературы
(композиция, сюжет, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог).
Формировать умение вдумчиво читать, находить главное, анализировать.
-
развивающие: активизировать художественное и логическое мышление,
самостоятельность, совершенствовать навыки монологического ответа,
выразительного чтения, инсценирования.
-
воспитательные: формировать нравственные и правовые понятия. Воспитывать любовь
к родному краю. Раскрывая значение символа красоты, верности и
самоотверженности, прививать любовь и уважение к казахскому народу и природе
Казахстана.
Ход
урока.
Эпиграф
на доске: «Внутренняя красота человека должна включать в себя и чувство любви к
родной природе… Безнравственное отношение к природе ведёт к разрушению самого
человека…» (Виктор Астафьев).
Звучит
музыка (П.И. Чайковский «Сюита из балета «Лебединое озеро»).
Слово
учителя: «На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией С. Сейфулина -
замечательного человека, поэта, писателя, педагога. С.Сейфулин- автор стихов,
поэм, рассказов, повестей, но жемчужиной его творчества является поэзия. Именно
с помощью трепетного слова поэта можно острее почувствовать удивительную
красоту природы и в то же время её хрупкость. Что же такое красота?
Нравственность?».
Задание:
выбрать из заранее заготовленных определений и закрепить их на доске (ученики
зачитывают определения).
Слово
учителя: «Нравственность и красота - такие близкие понятия».
Группа
ребят выступают с готовым сообщением. Ученица в образе лебедя (фото). Один из
учеников рассказывает о том, что в творчестве С.Сейфулина часто встречается
образ лебедя, который явился для поэта символом красоты. Для казахов-кочевников
лебедь-символ чистоты, благородства, верности …
Ребята
задают вопросы классу: «Что называется благородством? Верностью?». Ответы
закрепляют на доске.
Слово
учителя: «О красоте этих гордых птиц, их верности рассказывает С. Сейфулин в
своей поэме (ученики говорят название «Разлучённые лебеди»). С содержанием этой
поэмы вы познакомились дома».
Вопросы
учителя (правильные ответы записываются в тетради):
-
Определите тему, идею поэмы?
-
Назовите основных героев поэмы.
-
Определите, кто такой браконьер?
-
Рассмотрим композицию поэмы. Что называется композицией?
-
Что называется сюжетом? Основные части сюжета?
Ученики
отвечают, находят по тексту, строят схему (экспозиция, завязка, развитие
действия, кульминация, развязка, эпилог). Схема заносится в тетрадь.
Ученики
составляют план поэмы. Записывают в тетрадь.
Например
(из ответов ребят):
1.
«Царство тишины».
2.
Встреча лебедей.
3.
Любовь и разлука.
4.
Выстрел и смерть лебёдушки.
5.
Вызов убийце.
6.
Жизнь в легендах.
Задания
учителя:
-
Найдите и зачитайте из поэмы строки, описывающие «царство тишины».
-
Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор? Примеры
(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) заносят в таблицу в тетрадь.
-
Докажите, что автор поэмы-человек, умеющий видеть прекрасное даже в самых
обычных картинах. (ученики доказывают примерами из текста).
-
Какой литературный приём использует С.Сейфулин? (антитезу, повтор). Примеры.
-
Зачитайте строки, рассказывающие о муках оставшегося в живых лебедя, о его
желании умереть. Какой вызов он бросил убийце своей подруги?
-
Какими словами автор рисует убийцу (найти, зачитать).
На
доске раскрывается надпись:
браконьер=убийца=преступник.
Суд
над убийцей счастья и любви.
1
ряд - прокуроры (доказывают вину браконьера).
2
ряд - адвокаты (находят смягчающие обстоятельства).
3
ряд - судьи (выносят приговор).
Музыка.
Звучит песня в исполнении Е. Мартынова «ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ» в записи.
Самостоятельная
работа на 10 минут. Вопросы на доске:
-
Какие чувства пробудила в вас поэма С. Сейфулина «Разлучённые лебеди» и песня
Е. Мартынова «Лебединая верность»?
-
Что говорил С. Сейфулин о значении лебедя в жизни казаха- кочевника?
-
Доказывает ли поэма правильность слов В. Астафьева (эпиграф)?
-
Чем заканчивается поэма С. Сейфулина («оживут в легендах») и песня Е. Мартынова
(«…от белых стай, чтоб мир добрее стал»)? Что означает такая концовка?
Ученики
отвечают письменно, в тетрадях, тихо играет музыка.
Слово
учителя: «Урока время истекло… Сдайте тетради с ответами на проверку. Молодцы,
ребята, хорошо поработали. (Подведение итогов. Оценки). Сегодняшнее занятие
хочется закончить словами поэта Е. Евтушенко (читает ученица, которая была в
образе лебедя):
Берегите
эти земли, эти воды,
Даже
малую былиночку любя,
Берегите
всех зверей внутри природы,
Убивайте
лишь зверей внутри себя!
ЛИТЕРАТУРА
1. Детство: нравственные истоки личности //
Учитель. - 2002. -№3.
2. Иконников А. Ненависть рождает ненависть // Граждановедение.
– 2000. - №2. - 20 янв.
3. Ищукина Л. Нравственное воспитание на основе
национальных традиций // Русский язык и литература в школе. - 2003.- №1.- С.
32.
4. Краткая литературная энциклопедия. Т. 5 М.,
1962.
5. Пушкин А.С. Капитанская дочка.- М.: Мартин,
2002.
6. Сариева К.И. Книга для чтения по казахской
литературе. –Алматы, 1996.
7. Уроки человечности // сост. Даутова А.К.- Алматы,:
2001.-224 с.
К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №2 - 2007
|