Update site in the process

   Главная  | О журнале  | Авторы  | Новости  | Вопросы / Ответы


К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №1 - 2005

Авторы: Египко Ю.В., Тулебаева Е.Н.

Юношеский возраст всегда рассматривался как один из самых сложных и наиболее важных и ответственных в плане формирования личностных периодов. Исследователи по-разному характеризуют место, занимаемое этим возрастом в общем цикле развития личности: «завершающий этап подготовки к вступлению в самостоятельную, трудовую и общественную деятельность» (С.В. Черенкова); «важнейший этап развития личности как субъекта труда, познания и общения» (А.В. Иващенко, В.П. Ижицкий, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик); «период самоопределения, решения вопросов «кем быть» и «каким быть», тревожного поиска гражданского идеала и призвания к профессиональной деятельности» (Е.А. Михайлычев) и т.д.

К этому периоду фактически завершается становление основных биологических и психологических функций, необходимых взрослому человеку для полноценного существования. Именно это дало повод многим исследователям начала и середины XX в. утверждать, что развитие личности заканчивается в юношеском возрасте.

Различные акмеологические исследования, проведенные в течение последних десятилетий, показали, что развитие человека продолжается в течение всей жизни. Однако это не уменьшает значения юношеского возраста как последнего подготовительного периода к вступлению в наиболее продуктивную и продолжительную фазу жизни человека - взрослость.

Социальный статус юношества неоднороден. Юность - завершающий этап первичной социализации. Вместе с тем, деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств. Главная социальная задача юности - выбор профессии. Общее образование дополняется специальным, профессиональным. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности. Важной задачей этого возраста становится также подготовка к созданию семьи [2].

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяют и некоторые особенности психики. Юношей остро волнуют такие проблемы, как собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.п. Социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, это требует развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.

«Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы» Л.И. Божович считала центральным моментом психического и личностного развития в этом возрасте. В юношеском возрасте стабилизируются и, вместе с тем, получают новый виток развития черты характера и основные формы межличностного поведения, формируется «Я-концепция». Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение и самоутверждение (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон и т.д.).

В этом возрасте продолжают формироваться и одновременно реализовываться жизненные планы и профессиональные устремления личности. Жизненный план возникает в результате обобщения и конкретизации целей и мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. В юношеском возрасте важнейшей составляющей жизненного плана является профессиональное самоопределение: ни один из жизненных планов не выступает в юношеском возрасте так ярко, выпукло, определенно, как профессиональный план, который действительно становится ядром, стержнем самоопределения на этом этапе [1].

Существует множество определений понятия "ценность", как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она, наряду с потребностью, определяет нужность цели.

В более общих определениях понятию «ценность» может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

1) Ценность - как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.

2) Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков.

3) Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей [4].

Ценностные ориентации - важнейшая составляющая структуры личности, имеющая в своей структуре мотивационный, отношенческий, когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты. Они представляют собой наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор, а, следовательно, всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей человека, связь между личностью и обществом, его институтами, культурой, ценностями.

Роль ценностных ориентаций состоит в том, что они сообщают направленность профессиональной деятельности, придают ей ценности, содержащие смысл, позволяют занять определенную позицию, регулируют поведение, формируют способы самоактуализации.

В отечественной и зарубежной психологии существует несколько подходов к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности.
В отечественной психологии ценностные ориентации рассматривались исследователями Зейгарник Б.В., Асмоловым А.Г., Братусь Б.С., Ломовым Б.Ф., как направленность личности. Они выделяли направленность личности в качестве ведущей характеристики и определяли её по-разному: «динамическая тенденция», «основная жизненная направленность», «смыслообразующий мотив».

В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности исследовались Э. Шпрангером, Дж. Холандом, М. Рокичем, В. Франклом, А. Маслоу и др. В частности, Э. Шпрангер ценностные ориентации рассматривает как «форму познания мира» или «форму жизни», как чисто духовное начало и продукт лишь культурного состояния человечества. Теоретическая концепция В. Франкла построена на признании смысла жизни базовым фундаментальным образованием, определяющим поведение и отношение личности, который проявляется в виде системы ценностей (творчества, переживания, отношения).

Центральным звеном теории личности А. Маслоу является самоактуализация - стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которое является высшей ступенью в иерархии потребностей. По Маслоу, все самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации "бытийных" ценностей. Для них эти ценности выступают как жизненно важные потребности.

Маслоу полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому человеку. "Высшие ценности существуют в самой человеческой природе и могут быть там найдены" [6]. Он выделяет две группы ценностей:

а) Б-ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность);

б) Д-ценности (дефициентные ценности) - низшие ценности, поскольку они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности, которая является неудовлетворенной или фрустрированной.

Созданная Франклом теория логотерапии и экзистенциального анализа представляет сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности. Центральным звеном этой системы выступает понятие "смысл жизни". Франкл считает, что "важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент" [7].

Согласно Франклу, смысл жизни можно обнаружить тремя путями:

1) совершая дело (подвиг);

2) переживая ценности;

3) путем страдания.

Исходя из этого, им выделяются три группы ценностей - смысловых универсалий, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории.

Первую группу составляют ценности творчества - наиболее естественные и важные, но не необходимые. Основным путем их реализации является труд. Смысл труда заключается в том, что человек привносит в свою работу как личность.

Вторая группа - это ценности переживания. По Франклу, богатым ценностным потенциалом обладает любовь. "Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности". Однако любовь не есть необходимое условие для осмысленности жизни.

Наиболее значимыми, по мнению Франкла, являются ценности отношения. Эта группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Ценности отношения делятся на три категории: осмысленное отношение к боли, вине и смерти [7].

Таким образом, ценностные ориентации, как предмет психологического исследования, занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания. В этой связи примечательна точка зрения М. Рокича. Он определяет ценности как "...устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования" [3].

По мнению Рокича, ценности характеризуются следующими признаками:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич выделяет два класса ценностей:

а) терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;

б) инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность [3].

Терминальные ценности являются важнейшими, это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем, они определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий [3].

Таким образом, ценности и ценностные ориентации рассматриваются как осознанный и принятый человеком общий смысл его жизни, где личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение.

Объектом нашего исследования выступила система ценностных ориентаций. Предметом - динамика ценностных ориентаций студентов в процессе обучения.

Для того чтобы рассмотреть динамику системы ценностных ориентаций у студентов в процессе обучения в вузе, мы поставили перед собой следующие задачи:

1) Проанализировать литературу, раскрывающую проблему ценностных ориентаций.

2) Раскрыть психологические особенности студенческого возраста.

3) Выявить и сравнить экспериментальным путём особенности системы ценностных ориентаций у студентов второго и четвёртого курсов.

В ходе исследования мы выдвинули следующую экспериментальную гипотезу: в процессе обучения в вузе происходят изменения в системе ценностных ориентаций студентов.

В исследовании мы использовали экспериментально-психологические методы исследования: теоретический анализ психологической литературы, методику «Ценностные ориентации» М. Рокича и методы математической обработки результатов.

Выборку составили студенты второго курса факультетов «Психология» и «Переводческое дело» - 14 человек, студенты четвёртого курса факультета «Психологии» - 13 человек. Всего 27 человек, из них 25 девушек, 2 парня.

Свое исследование мы проводили в Казахстанско-Американском свободном университете в период с 15 по 20 декабря 2004 г.

Для изучения системы ценностных ориентаций студентов нами была взята методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Данная методика позволяет выявить ценностные приоритеты студентов по следующему списку:

Терминальные:

- Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

- Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

- Здоровье (физическое и психическое);

- Интересная работа;

- Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

- Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

- Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

- Наличие хороших и верных друзей;

- Общественное признание (уважение окружающих, коллектива);

- Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

- Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

- Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

- Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

- Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

- Счастливая семейная жизнь;

- Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

- Творчество (возможность творческой деятельности);

- Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Инструментальные:

- Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах);

- Воспитанность (хорошие манеры);

- Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

- Жизнерадостность (чувство юмора);

- Исполнительность (дисциплинированность);

- Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

- Непримиримость к недостаткам в себе и других;

- Образованность (широта знаний, высокая общая культура);

- Ответственность (чувство долга, умение держать своё слово);

- Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

- Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

- Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

- Твёрдая воля (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями);

- Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим ошибки и заблуждения);

- Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

- Честность (правдивость, искренность);

- Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

- Чуткость (заботливость) [8].

В результате сравнительного анализа данных, полученных экспериментальным путём, мы выявили следующие наиболее сформированные значимые терминальные ценности.

У второго курса таковыми являются: счастливая семейная жизнь и уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

По сравнению с второкурсниками, у студентов четвёртого курса доминирует такая ценность, как материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

В исследовании выявились и общие значимые ценности второго и четвёртого курсов: здоровье (физическое и психическое) и любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

Актуальность здоровья, возможно, связана с экологической ситуацией в данном регионе. Любовь – общечеловеческая ценность, особенно важная для женского населения. Такое качество, как уверенность в себе, является необходимым условием для достижения любых целей в жизни. Появление на четвёртом курсе такой ценности, как «материально обеспеченная жизнь», вероятно, связано с приближением периода материальной независимости, самообеспечения.

Наиболее сформированными отвергаемыми терминальными ценностями оказались:

- у студентов второго курса: общественное признание (уважение окружающих, коллектива) и развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

- у студентов четвёртого курса, в отличие от второкурсников, отвергаемая терминальная ценность - творчество (возможность творческой деятельности).

Также для студентов обоих курсов самыми незначимыми являются такие ценности, как красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) и счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).

Отвержение таких ценностей, как красота природы и искусства, творчество, возможно, связано с профессиональной характеристикой выборки, т.е. эстетическое восприятие мира более свойственно людям творческих профессий. Человек в этом возрасте находится в процессе становления, и поэтому нет той сферы, где было бы необходимо общественное признание. Предположительно, отвержение развлечения как ценности можно объяснить тем, что исследование проводилось в период подготовки к зачётам и экзаменам, и, как следствие, данная ценность не являлась актуальной.

Наиболее значимой инструментальной ценностью у студентов второго курса является воспитанность (хорошие манеры), а у студентов четвёртого - жизнерадостность (чувство юмора). Общими являются такие ценности: независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) и образованность (широта знаний, высокая общая культура).

Инструментальные ценности: независимость и образованность могут выступать в роли средств достижения такой цели, как материально обеспеченная жизнь. Воспитанность и жизнерадостность, возможно, выступают как способы налаживания контактов с социумом, в том числе и с противоположным полом.

Наименее значимой инструментальной ценностью для второкурсников является эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе). У студентов четвёртого курса отвергаемыми являются такие ценности, как честность (правдивость, искренность) и чуткость (заботливость). Общими отвергаемыми инструментальными ценностями для студентов второго и четвёртого курсов являются высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) и непримиримость к недостаткам в себе и других.

Испытуемые не видят связи между данным инструментарием и приоритетными целями.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ценности - это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении «субъект – объект», который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью. Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта.

Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что в процессе обучения в вузе происходят изменения в системе ценностных ориентаций студентов, подтвердилась частично, т.к. некоторое ценности остаются неизменными вне зависимости от того, на каком курсе учится студент. Но всё же были обнаружены и различия: цели и инструментарии четвёртого курса становятся более прагматичными, что, возможно, объясняется активной подготовкой к самостоятельной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. 2-е изд. М., 1979.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.- М.: Логос, 2003.

3. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M., 1992.

4. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., - М., 1990.

5. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.

6. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2-х т. Т. 2. - М., 1996.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник/ общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. - М., Прогресс, 1990.

8. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность.- М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.



К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №1 - 2005


 © 2017 - Вестник КАСУ